Янтарная комната Глава III

Владимир Шатов
Хранитель музея
Господь даровал нам родных, но друзей мы, слава богу, вольны выбирать сами. Остап Бендер даже в трудовом лагере нашёл нового друга. Случилось это когда он вышел за дровами с тремя зэками из их бригады, и кто-то сказал:
- Вы знаете сколько сушняка за противоположной зоной лагеря?
Зона оцепления представляла собою лыжную трассу, опоясывающую лесосеки, на которых валили лес и обрубали с деревьев сучья. Именно здесь, в зоне оцепления, и работали все бригады лагпункта. Лыжную трассу по периметру охраняли военные посты с собаками, они располагались в пределах видимости друг друга, постоянная связь между ними осуществлялась с помощью лыжников.
- Можно будет набрать топлива на два дня! - обрадовался великий комбинатор.
Подъём для зэков был установлен за два часа до развода. За это время каждый должен был принести по бревну из тайги для отопления лагеря. Для этого выпускали без конвоя, бежать зимой самоубийство. С каждым днём тайга уходила всё дальше, и заготавливать дрова становилось труднее.
- Трудно найти сушняк, - жаловались замёрзшие лагерники.
Доставку дров на проходной контролировала лагерная обслуга. Избивали всех, кто приносил мало. В состав обслуги входили воры, жулики, убийцы, наделённые большими правами.
- А чего они так лютуют? - нервно переговаривались зэки. 
- Если кто-нибудь из них проявлял человеческие чувства, их немедленно отстраняли и отправляли на подсобные работы в зону.
В ноябре появились сплошные туманы, начались морозы до 50 градусов. На стенах изнутри палатки не таял иней. Отогреться можно было только сидя у самой печки. Дров требовалось всё больше, а собирать дрова по веточке всем давно надоело и несколько человек рванули туда.
- Кто живёт на пепелище - тот пожара не боится! - успел пошутить Бендер. - Хуже не будет!
Когда они подошли ближе, то при виде такого сушняка покрылись холодным потом: это были трупы, сложенные в штабеля. Зимой в лагере никого не хоронили.
- Склад жмуриков! - ахнули опешившие зэки.
- Весной привяжут бирку на ногу, - буркнул товарищ, - сбросят в общую яму и зароют, как собаку...
Остап из любопытства внимательно рассматривал трупы в штабелях и неожиданно нашёл живого человека. Тот молча смотрел на него живыми зелёными глазами.
- Он дышит! - вскрикнул великий комбинатор.
В зоне началось возмущение, и едва живого заключённого вынуждены были вернуть в лагерь. В лагпукте его отогрели, и он чудом ожил. Фамилия его была Алёшин. У худого лысого человека выделялись большие прижатые к голове уши – примета интеллектуально развитых, одарённых людей.
- Высокое расположение бровей говорит о целеустремленности личности… - рассмотрел его Бендер.
Алёшин до войны работал смотрителем в Екатерининском дворце города Пушкин, бывшее Царское село. Он на удивление быстро оклемался от переохлаждения и искренне привязался к случайному спасителю.
- Не знаю, как благодарить! - первым делом он пришёл к великому комбинатору.
- Не стоит благодарности! - отмахнулся он. - Никогда не знаешь, что из посеянного тобой прорастёт, поэтому нужно сеять!
- Хотите я расскажу о своём музее? - робко спросил Алёшин.
- Это судьба! - простонал великий комбинатор. - Меня преследует злой музейный рок!
- Вы о чём?
- В начале войны я уже имел дело с хранителем музея в Гатчине.
- И что?
- В итоге попал сюда! - засмеялся Остап. - Так что давайте лучше спать!.. Завтра на работу.
На следующий день их повели цепочкой по тропе в глубоком снегу. Путь был тяжёлым, часто приходилось расчищать снег лопатами. После часа пути все устали, но нужно было валить лес.
- Молодой человек знает правила, старый – исключения, - недовольно буркнул Бендер. - Но здесь для всех одно правило – делай норму или умри!
Конвой остался при кострах и следил, чтобы зэки не разбредались по лесосеке и работали. Они сели немного отдохнуть прямо на снег. Подошёл руководитель лесоповала и объяснил:
- Нужно валить деревья диаметром не менее 20 сантиметров, и пни оставлять не выше 30. До конца дня нужно каждому повалить не меньше двух десятков деревьев, разделать их на хлысты, обрубить сучья, очистить площадку от сушняка и сжечь его.
Отдохнув, приступили к работе. Зима была снежная, сугробы в высоту доходили до метра. До каждого дерева приходилось лезть через сугробы. Зэки извалялись в снегу, насквозь промочив одежду и обувь.
- Так мы будем выполнять дневную норму до второго пришествия… - бурчал голодный Остап.
Снег с деревьев летел им на головы, а они были одеты в летнюю военную форму, без валенок и бушлатов, без ватных штанов. Даже перчатки были не у всех, большинство обматывало руки тряпками.
- Такой режим и уклад жизни лагеря рассчитан на уничтожение. - Признался музейный работник, когда они возвращались в лагерь. - Кроме того здесь водятся крысы и другие неприятные насекомые.
Он упросил соседа Бендера по нарам поменяться местами и всё свободное время рассказывал ему о своей основной страсти – Янтарной комнате:
- Когда в начале XVIII века взбалмошному правителю Пруссии Фридриху I пришла в голову мысль сделать для своего загородного дворца в Потсдаме Янтарный кабинет и тем самым превзойти украшения Версаля, вряд ли он думал, что созданное по его прихоти архитектором Андреасом Шлютером и мастером Готфридом Туссо чудо окажется в Северной Пальмире, во владении русского царя.
- Те, кто заваривает кашу, предпочитают, чтобы расхлебывали её другие, - уточнил великий комбинатор.
После тяжёлого рабочего дня он согрелся и был благодушен.
- Работу завершили в 1709 году, - продолжил словоохотливый сосед. - Впрочем, это был несчастливый год для создателей чудесного кабинета: янтарные панно, которые плохо закрепили, рухнули, и король в гневе приказал арестовать Туссо и изгнать из страны Шлютера. Кабинет разобрали и убрали с глаз долой.
Он ударился в исторические рассуждения, из которых Остап узнал, что в том же 1709 году на полях близ Полтавы оказалось наголову разбитым считавшееся непобедимым войско шведского короля Карла XII.
- Это было началом заката шведской державы… - веско вставил он.
- Пётр I и с ним вся Россия торжествовали победу, - кивнул головой Алёшин. - Северная война с Швецией, продлится вплоть до 1721 года.
В 1716 году Пётр заключил перемирие со шведами и вместе с Великим посольством отправился в Польшу, Германию, Голландию. После смерти Фридриха I на прусский престол вступил король Фридрих Вильгельм I.
- Между Россией и Пруссией был возобновлён союз против Швеции, - уточнил дотошный музейщик, - король решает преподнести царю подарок. Его выбор падает на Янтарную комнату.
Когда в начале 50-х годов XVIII века Большой дворец стал приобретать стараниями Растрелли современный вид и надо было думать о декоративном оформлении дворцовых помещений, вспомнили о Янтарной комнате. Сохранилась следующая документальная запись, относящаяся к 1755 году:
- «Её Величество в высочайшем своём присутствии в Царском, через Обер-Архитектора, повелела, июля 11 дня, бригадиру Григорьеву, чтоб из Зимнего дома янтарный кабинет, через убиравшего оный янтарного мастера Мартелли, со всякой осторожностью собрав и уложив ящики, перенести солдатам на руках в Царское, под присмотром самого мастера и ему опять убрать оным янтарем во дворце царскосельском покой, который Ея Величеством для сего назначен будет».
Он процитировал этот приказ на память и поведал, как во исполнение приказа 76 специально подобранных гвардейцев, силачей и аккуратистов, отправились в пеший поход из Петербурга в Царское Село.
- Они несли, попарно, носилки, на которых лежали ящики с убранством кабинета, - казалось Алёшин сам нёс эти ящики. - Не спеша двигались солдаты, шесть дней затратили они на переход в двадцать пять верст.
В конце концов в целости и сохранности комната была доставлена на место. Но резчику Мартелли, и в особенности архитектору Растрелли было над чем поломать голову. Помещение, предназначенное для Янтарной комнаты, отличалось размерами от соответствующего помещения Потсдамского дворца.
- Оно было больше, - вздохнул он. - Пришлось Растрелли добавить зеркала в белых с золотом подзеркальниках и золотые бра. Их сделали русские мастера Иван Копылов, Василий Кириков и Иван Богачев.
Лекцию пришлось временно прервать. Подошло время вечерней поверки. 
- Янтарная комната благополучно висела на своём месте до войны, - рассказчик перед сном. - Последний эшелон с ценностями Екатерининского дворца сумел прорваться сквозь вражеские заслоны 23 августа 1941 года. Её демонтировать и вывезти не успели. Во избежание повреждений её обшили досками, получился защитный каркас. На рассвете 18 сентября Пушкин был захвачен немцами. А я успел уехать в Ленинград, откуда уже после Победы попал в этот лагерь за то, что не обеспечил эвакуацию этой проклятой комнаты. 
- Рассказ чрезвычайно интересен, - заметил великий комбинатор, - но какое практическое значение это имеет для нас?
- Мы должны найти Янтарную комнату! О её военной судьбе точно знает мой друг Виктор Шумсков, работающий сейчас над восстановлением полностью разрушенного во время войны дворца.
- Зачем вам эта комната?
- Так я восстановлю своё честное научное имя.
- А мне что с того?
- В одной из деревянных панелей, в специально высверленных ячейках под слоем тонких янтарных пластин были спрятаны основные бриллианты и драгоценности династии российских императоров Романовых.
Бендер удивлённо поднял свои выразительные турецкие брови.
- Не может быть! - он невольно повысил голос.
- Тише, тише! - оглянулся по сторонам Алёшин. - Об этом никто кроме меня не знает. Я случайно обнаружил драгоценности, когда снимал панель для ремонта. Причём они так искусно замаскированы накладками из шпона, что заметить тайник невозможно.
Он говорил так убедительно, что Остап поверил ему и оценил:
- Оригинальная идея! Кто будет искать драгоценности в исторической ценности на стене?!
- Скорее всего их поместили туда после Февральской революции, опасаясь конфискации, - задумчиво сообщил хранитель.
Однако через минуту великий комбинатор помрачнел.      
- Янтарная комната далеко, - напомнил он, - мы в лагере!.. Шансов никаких. Тайне, покрытой мраком, хорошо одной. Ваши знания здесь гроша, выеденного не стоят.
- У меня есть план побега, - заверил сообщник и поведал интересные детали.
продолжение http://www.proza.ru/2017/02/07/30