Федоров Павел Михайлович

Татьяна Тупик
http://podvignaroda.ru/?#id=26798702&tab=navDetailManAward
http://podvignaroda.ru/?#id=38905655&tab=navDetailManAward
http://podvignaroda.ru/?#id=44689782&tab=navDetailManAward

Федоров Павел Михайлович был яркой и самобытной фигурой. Внешне он очень выделялся среди жителей поселка «Двигательстрой» (Каспийск).

Был он высоким и видным мужчиной с военной выправкой, «очень напоминал отставного полковника царской армии. Всегда подтянутый, в полувоенном костюме, с полированной суковатой тростью и в сопровождении ярко-рыжего сеттера. [1]
Его френч, галифе и фуражка были из добротной серой твидовой ткани. На ногах хромовые сапоги. Павел Михайлович был страстным охотником и обладал шикарной коллекцией оружия: ножей, кинжалов и старинных ружей. Были у него и охотничьи собаки.
Можно с уверенностью сказать, что Павла Михайловича, хотя бы внешне, знали все жители Каспийска от мало до велика.

Очень художественно его образ описал Евгений Листопадов в своем романе «Дорога в разные стороны». На странице 286 он пишет:
«…Это был широкоплечий, высокого роста, статный лет пятидесяти мужчина... Одевался во френч с отложным воротником и накладными карманами. Тщательно отутюженные, тонкой серой шерсти брюки, аккуратно заправленные в голенища хромовых сапог, негромко поскрипывающих при ходьбе, небрежно повязанный вокруг шеи бант из черного шелка приколот к белоснежной рубашке золотой булавкой. С высокой тульей и большим козырьком, военного образца фуражка возвышала его над остальной толпой на целых две головы. Смуглая кожа, густые темные брови вразлет. Открытые светло-карие глаза излучают доброжелательную готовность к приятному общению. Однако весьма выразительный с горбинкой нос да ироничная улыбка на тонких губах многозначительно предупреждают – не обольщайтесь, могу сильно клюнуть и больно укусить.

Придерживая открытой ладонью тонкую офицерскую планшетку на левом боку, в правой руке у него была массивная трость с бронзовым набалдашником, которой он, широко шагая, манипулировал с неподражаемым изяществом.
Завидев знакомых или тех, с кем состоял в приятельских отношениях, одних приветствовал коротким кивком головы, с другими обсуждал всякого рода местные новости, события в стране и мире. Умело одаривал женщин комплиментами. С искренней заинтересованностью выслушивал, сочувствовал, советовал. Слыл он среди жителей Каспийска человеком весьма образованным и высокой культуры….»

Евгений Листопадов верно описал внешний облик Павла Михайловича, однако внес в него принципиально не существовавшие детали, такие как: шелковый бант и золотая булавка, нос с горбинкой, массивная трость с бронзовым набалдашником. На самом деле трость была легкой, кизиловой или бамбуковой. Просто Листопадов приехал в Каспийск после войны десятилетним мальчиком, прожил здесь совсем мало и знал Павла Михайловича лишь внешне.

Но местным каспийским мальчишкам, которые знали лучше и Павла Михайловича и его супругу Валентину Александровну, запомнились другие детали. Особенно запомнили они его Орден Красной звезды, который он носил на лацкане своего френча.

Несмотря на яркую внешность, Павел Михайлович казался  личностью таинственной. Было известно, что он работает лектором марксизма-ленинизма в партшколах и высших заведениях Махачкалы. Его жена работала в Каспийске завучем школы №2. У них были теплые отношения с городской интеллигенцией.

Оказалось, что Федоров Павел Михайлович действительно был не простым рядовым человеком, а сыном банкира. Об этом я узнала от его внучатого племянника.

Родился он 11 декабря 1899 года в бывшей Тверской губернии Старицкого уезда Страшевской волости, в деревне Коршево.[2]

В начале двадцатого века семья Федоровых жила в Одессе. Отец служил управляющим банка. У них был свой двухэтажный дом с балконом. В семье было шестеро детей: три сына – Павел, Михаил и Федор и три дочери. Павел был старшим из детей.[3]

Павел окончил Одесское Училище торгового мореплавания, ранее называвшееся Коммерческим училищем, которое было образовано в 1851 году на средства купечества города. До революции училище носило имя Николая I. В 1907—1911 гг. в училище преподавал историк-славист А. В. Флоровский (1884—1968).[4][5]

За год до рождения Павла, летом 1898 года, в Одессе при Коммерческом училище были открыты Классы торгового мореплавания «с целью давать молодым людям, готовившимся к исполнению обязанностей капитанов и их помощников на торговых судах дальнего плавания, соответствующее теоретическое и практическое образование». Это было привилегированное учебное заведение выше третьего разряда – внеразрядное. Морские ученики, так называли учащихся Классов, приезжали на занятия на пролётках. Это мог себе позволить  только обеспеченный человек.  На ногах у будущих мореходов  были сапоги с короткими голенищами, плечи покрывала черная накидка на белой шёлковой подкладке, а на голове чернела или белела, в зависимости от времени года, морская форменная фуражка. Многие из них, согласно тогдашней моде, ходили с тростью.[6] Вероятно, с тех времен осталась привычка у Павла Михайловича ходить с тростью.

7 июля 1901 года Классы торгового мореплавания были преобразованы в Училище торгового мореплавания,
В Одесском училище в начале прошлого века на судоводительской специальности изучались такие предметы, как русский язык, словесность, иностранные языки, физика, математика, навигация с лоцией, мореходная астрономия, пароходная механика, физическая география, законоведение, судовая гигиена, коммерция и товароведение с элементарными сведениями по политической экономии, экономика, бухгалтерия, коммерческая география.

У училища торгового мореплавания было собственное судно с металлическим корпусом и полным парусным вооружением. Этот трёхмачтовый парусник назывался «Великая княжна Марья Николаевна». Всё лето и часть осени «Великая княжна» ходила в бассейнах Чёрного и Средиземного морей под командой капитана Павла Захаровича Баяна… Если в порту очередной стоянки случались попутные грузы, то учебное судно перевозило их». [6]
Известно, что Павел Михайлович во время учебы в училище плавал матросом в Черноморской Транспортной Флотилии.

В апреле 1919 года после эвакуации из Одессы французских интервентов, Павел Федоров стал бойцом Красной Армии. Это довольно неожиданный поворот в судьбе сына управляющего банком. Вероятно, тому послужила какая-то существенная причина.

Воевал Павел до февраля 1922 года на Деникинском и Врангелевском фронтах в качестве красноармейца, полкового учителя, начальника клуба, особиста.
После демобилизации окончил краткосрочные педкурсы в городе Одессе и работал преподавателем обществоведения в семилетке и мореходном техникуме города Голая Пристань УССР.

В январе 1925 года Федоров переехал на Кавказ, стал членом ВКП(б). Преподавал обществоведение в совпартшколе Нальчика Кабардинской АССР, был директором партшколы в Краснодаре.

Затем в 1927 году уехал в Буйнакск, где начал преподавать в рабфаке.

В 1929 году он закончил экстернат при Одесском институте народного хозяйства и в 1931 году получил звание доцента по политэкономии, но, вернувшись в Дагестан, продолжал работу по своему социально-экономическому циклу в техникумах республики.

До 1933 года Федоров был завучем Первого женского педучилища в Буйнакске. Потом директором сельхозтехникума в станице Шелковской.

С 1937 года до февраля 1939 года Федоров был директором школы №2 в поселке «Двигательстрой»,[7] тем самым став вторым директором этой школы. Десятилетняя школа №2 тогда находилась в здании нынешней школы №1, построенном в 1936 году.

Затем Павла Михайловича назначают заведующим кафедрой основ марксизма-ленинизма в дагестанском Пединституте. В 1940-м году он преподает в Сельхозинституте.
Одновременно, с 1939 года, состоит штатным лектором Махачкалинского ГКВКП(б) и ДК ВКП(б)».[8]

Сохранились тетради Павла Федоровича, его конспекты по истории философии, философским течениям, зороастризму, теории марксизма-ленинизма. По воспоминаниям родных и бывших его студентов, лекции Павла Михайловича были уникальными, очень интересными. Когда он читал свои лекции, сбегались все, чтобы услышать его трактовку многих явлений, потому что часто он излагал тему не согласно учебникам, а приводя свои жизненные примеры.

Летом 1941 года Павел Михайлович Федоров, как секретарь райкома поселка «Двигательстрой», оказал большую помощь в размещении в поселке эвакогоспиталей, в том числе эвакогоспиталя №4654 в здании четырехэтажной школы №2 (ныне школа №1).
В этом госпитале восстанавливал здоровье после ранения писатель Старжинский, Он рассказал о госпитале в своей книге «Живая вода».[9]

Старжинский пишет, что благодаря настойчивым хлопотам и указаниям Павла Михайловича райздравотдел поделился с госпиталем своим медицинским инструментом и оборудованием, а завод оказал посильную помощь в ремонте помещения, в изготовлении посуды и необходимого инвентаря, что было непростой задачей в военное время.

В Великую Отечественную войну майор Федоров Павел Михайлович был политруком политического отдела армии. Его боевой путь начался на Южном фронте. Потом были Сталинградский и Брянский.

Григорий Ефимович Майстренко, бывший до войны завучем школы №2, участник Сталинградской битвы, вспоминал:
«Однажды днем после налета и бомбежки, когда мы вылезли из канав и кустов – я заметил высокого человека с двумя шпалами на петлицах . Это был П.М.Федоров – комиссар Ростовского артиллерийского училища (РАУ) – директор школы из моего города Каспийска, в свое время принимавший меня на работу. Это была радостная встреча, но разговаривать было некогда. На фронте нет свободного времени»

С марта 1943 года в Хирургическом полевом подвижном госпитале 5143 майор Федоров среди раненых бойцов и офицеров прочитал свыше 150 лекций и докладов. Его беседы вдохновляли и настраивали на продолжение борьбы с фашистами.

За боевые заслуги Федоров был награжден Орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

Уже в самом конце войны в кругу военных друзей он неосторожно рассказал анекдот, в котором упоминался Сталин. Наказание последовало немедленно. Войну Павел Михайлович закончил полковым комиссаром штрафбата. Затем до конца 1945-го года служил в станице Воздвиженской в Чечне. Жизнь там после депортации чеченцев была очень опасной, в лесах скрывались банды, которые постоянно нападали на военных и мирных жителей.

После демобилизации Павел Михайлович продолжил работать лектором Дагестанского обкома и преподавателем институтов. Также он читал лекции в Каспийском Университете марксизма – ленинизма.
Бывшая его слушательница, участница войны и преподавательница школы №1 Сахнина Нина Ивановна вспоминает:

«Федоров Павел Михайлович был всесторонне развитым человеком. Он много знал и на любую тему мог вести увлекательную беседу. В Университете марксизма – ленинизма он нам читал политэкономию. Во время его лекций стояла глубокая тишина. Мы, взрослые – интеллигенция города, сидели, раскрыв рот. Он приводил яркие, красочные и такие, казалось бы, обыденные жизненные примеры, что все это представало перед нашим взором и крепко запоминалось»


                -*-

Еще будучи совсем молодым, в возрасте 16-17 лет, Павел Михайлович познакомился и полюбил девушку – гречанку Валентину. С тех пор они уже не расставались никогда.

С 1936 года супруги Федоровы жили в поселке «Двигательстрой».
Валентина Александровна Федорова была также высокообразованна и эрудированна, как и ее муж. До пенсии она проработала в нынешней школе №2 завучем, была преподавателем русского языка и литературы.
За доблестный труд Валентине Александровне было присвоено звание заслуженной учительницы ДАССР.

Дом Федоровых напоминал храм Культуры. Вдоль стен от пола до потолка стояли стеллажи с уникальнейшими и редчайшими книгами.
Валентина Александровна любила музицировать на фортепьяно, а Павел Михайлович подыгрывал ей на гитаре. У него был чудесный низкий грудной голос. Оба они в совершенстве владели несколькими иностранными языками.

Детей у них не было, но у Павла Михайловича осталась осиротевшая племянница, о которой он заботился, как о родной дочери. Так же по-отечески они относились и к молодому поколению учителей, например, к моей маме – тогда еще молоденькой девушке только начинающей свой педагогический путь.
Мы бывали у Федоровых. Я помню их теплое доброе отношение к маме и ко мне. Помню, как он сажал меня на колени. Остались воспоминания об ощущении упругой ткани его френча и жесткости ремня. Собаку его я боялась, поэтому, когда мы приходили, ее загоняли в соседнюю комнату.

Преданным и старинным другом семьи была подруга Валентины Александровны – Ольга Тимофеевна Кошлаченко. Она приехала в поселок «Двигательстрой», когда стройка завода только начиналась и с тех пор преподавала в школах поселка. Вместе с ней до войны работала и ее сестра Анна.

В начале шестидесятых годов Валентину Александровну неожиданно разбил инсульт и ее парализовало. Павел Михайлович очень переживал это. Осенью 1962 года с ним случился сердечный приступ, и он скоропостижно скончался.

Гроб с телом Павла Михайловича стоял в фойе Дворца Культуры города Каспийска. Почти весь город пришел попрощаться с ним.

Через какое-то время после смерти Павла Михайловича Валентина Александровна отошла от паралича. Сама ходила по квартире и выходила на улицу. За ней ухаживала сестра моего деда Евдокия Ильинична Шевченко. Иногда они прогуливались по городу, при этом Евдокия Ильинична везла Валентину Александровну в инвалидной коляске.

Потом Валентине Александровне сделали операцию, давшую осложнение, после которого она уже не встала.
До конца жизни за ней ухаживала ее верная подруга Ольга.
Умерла Валентина Александровна в начале восьмидесятых, пережив мужа на двадцать лет.


[1]  Из воспоминаний Евгения Аина. Г.В.Кириленко «О школе и о себе – 50 лет спустя». РАН Институт социально-политических исследований, Москва, 2004 г., стр. 65

[2]  Республиканский партийный архив.

[3]  Из воспоминаний Игоря Ивановича Коробчука – внучатого племянника Федорова Павла Михайловича.

[4] 

[5]  Самым знаменитым выпускником Одесского коммерческого училища (О.К.У.) был писатель Исаак Эммануилович Бабель (1894-1940), который перевелся из Коммерческого училища им. Витте в г. Николаеве во 2-й класс О.К.У. в январе 1906 г. и закончил О.К.У. в 1911 г.

[6]  Шиф Владимир Самойлович, «Одесское мореходное училище»  http://world.lib.ru/s/shif_w_s/vl-21.shtml

[7] В 1938 году случилось непредвиденное. Ученик школы, катаясь на перилах лестницы, упал и разбился насмерть. В связи с этим Федоров был отстранен от работы директором школы.

[8]  Из Автобиографии Федорова.

[9]  Махач-Кала: Даггосиздат, 1946, 76 с.