Есть такая болезнь - власть

Ирина Маркова 4
Это было в одном из уральских городов, а может быть в одной  из уральских деревень, возможно, в  центре России… Во  времена  «бабазавров»,  или в 19 веке, а  может все события происходят сегодня?..   Можно назвать более точный адрес, время и подлинные имена героев, но  зачем? 
Ведь нас  волнует  такое время в жизни человека,  единственное и неповторимое, когда он испытывает состояние полнейшего доверия к Богу, миру,  людям. Распахивается перед ними до конца, проникает в «общие»  чувства до последнего предела, находит в  окружающих его людях все новые и новые качества,  помогает им  открыть в себе неожиданные возможности и горизонты. Именно в это  время возникает  нерасторжимый на многие годы  или на всю оставшуюся жизнь союз с  Благостью?..
Человек поднимается  в своих глазах, он  совершенствуется, приобретает большее знание. У него вдруг появляется  «особое состояние» - чувствует свою близость к Богу – Он   растет, растет, растет… Приходит ясное и мудрое понимание всех «сложностей»  жизни. Река жизни, стиснутая неожиданными поворотами  судьбы – не страшит.   Метания, изменения себя -  не про него, он  точно знает, что  ему  необходимо от жизни,  и учит этому других. Им гордятся близкие, он гордится собой.
Но  чем  больше Человек приближается к  свету, тем больше проступают на белоснежной одежде пятна, которые ранят совесть. И имя им –  Гордыня, Власть…
Власть огня, страха, закона и порядка. Власть   родительская, общественная, политическая, церковная, человека над человеком, и..., и.., и…
- Власть  Любви, - добавляет  Настя Любимка.
-  Власть благоглупости, вождизма,  безлюбовья…  Уже не первый год, век народ бьется над  этой «пареной  репой».
- Это эм…хм..., ну тогда, када  эти варианты  не подходят
- Да, ладно. Щегольни своими
- Думаете легко быть лидером,   «когда кругом одни гангстеры»? Выживает сильнейший.
- Словнет -  междометия… Стремление к власти почти диагноз.
- Что значит  «почти»?  Есть такая болезнь – власть… - родила легко, на одном дыхании…
Разговаривать стало  трудно. Все умолкли. Разные люди поддерживали желтую, слабую, еле тлеющую  нить разговора. Разные возникали ассоциации.
Подумалось: « Почти в упор, буквально исхлестали словами.  Вы не обижайтесь, но в ваших высказываниях  заметна определенная вульгаризация   сути Власти. Некоторые вещи необходимо пережить самому, чтобы понять что – то?..»
Эмоциональный.  Лучезарная улыбка на смуглых от солнца щеках привела в движение  морщины.  В них было время, врезавшееся в лицо глубже  шрамов. Лицо его,  с обветренными губами, под которыми  пролегли глубокие складки усталости, оживлялось молодым блеском  светлых, с умной хитринкой  глаз. Впрочем, молодой всегда. Что верно, то верно!
 Какое качество является более значимым для  успешного человека – ум, мускулы,  «воля к власти» или способность выполнять волю власти? Ему, обладающему  от природы хорошими организаторскими способностями,  удавалось все это совмещать. Карьеру сделал сам .
Относились к нему неплохо с первых шагов трудовой деятельности: безотказный «…у парня руки чешутся», впрочем  «безотказность»  быстро начали использовать. Тон задал он «подай ему все в один день». Двигали на Доску Почета.  «Сколько  работников перевидел, но таких  странностей ни за кем не замечал: не пьет, не курит, не опаздывает,  не прогуливает, горит на работе, сам себе ее придумывает…», - рассуждал его начальник, которого он сменил через два года. Сам  он власти не жаждал, но и  не отказался от нее, когда предложили.
- Так уж и  без недостатков. Совсем  «не принимал», принципиально,  или период  был такой?
- Нечего греха таить – все мы люди  и человеку свойственно ошибаться,  иногда принципы  меняются. Но разобрался, постепенно, - улыбнулся он.
На любом месте работы каждый себе и начальник, и исполнитель. Власть - всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего – это принуждение, но у него был  подлинный авторитет. «Всех людей так знает, будто через зоркое стеклышко в душу глядит,  - удивлялись  сослуживцы, хороший  психолог».
- Да разве можно, - думал он, - не гореть, не пылать, не  рисковать?
- А ты знаешь  во имя чего?- послышался голос. Умолк на минуту, другую…
Все было словно во сне. Во всяком случае,  так ему показалось. Яркие колючие искры костра летели высоко и густо, с привычным слуху потрескиванием. Мир был особенно красив в раннем розовом тумане первых солнечных лучей; зеленым, от раскинувшихся внизу лесов, голубым от неба, перемешанного на горизонте с морями и реками.  Он шарит взглядом по причудливым силуэтам домов. Одна дверь все  же скрипнула. На порог вышла  женщина не старая, не молодая, чего нужно не спрашивает. Не строго так посмотрела в глаза.
- Все ли учел, Человек?  Жизнь у тебя  теперь будет нелегкая: «болото», «комар», «хвороба». -   Снова шарит взглядом.
Взгляд у нее был  странный: смотрит на тебя, только так, словно видит тебя и не видит.
- Рискую, - отвечает, - но знаю во имя  кого – Людей! Что верно, то верно  власть – это «хвороба»!
Терпко запахло тронутыми росой чуть присохшими травами.  Вокруг стоял горький запах осыпающейся полыни.
- А вы, оказывается, неисправимый романтик, - улыбнулась она исчезая…
Он не  относил себя к тем десяти процентам умников, составляющих «интеллект нации», умеющим законно применять принуждение. Наделенные  огромными амбициями, рассуждающие  о переустройстве  Мира, их,  мягко говоря, раздражает, что  приходится вникать в мелкие дела и защищать различных маргиналов…
И  другой « процент»,  собратья по – цеху, -  его просто   возмущал.   Этот «процент» был    из  разряда «бойких,  поднатаскавшихся дураков», считавших,  что «средние, даже минимальные способности подготовки» достаточны для  того, чтобы  «править этим миром».   Для чего  заместители и «помощники»?   Для того, чтобы на их   профессионализме и компетентности  паразитировать?!.  Да и в конце концов быть  дураком –  очень человечно. Начальник – дурак  -  это и есть нормальный человек?.. А умный – это отклонение?..  В  горе – руководителях  горел огонь безразличия такой яркий,  что их  не интересовала окружающая реальность, каждый жил своей жизнью, где  душа была досадным «довеском»  к телу. В «грязь лицом»  - не промахнулись.
Он был - золотая  середина, в  которой  проявляется все: от честности  до оперативности?.. Власть Слова, Дела, Поступка – это о нем.
О нем можно  сказать двумя словами « великий заслугами». Какими критериями мы руководствуемся, выбирая столь  ответственный эпитет?  Неотразимым обаянием личности?  Общественным мнением? Профессионализмом? 
Работоспособность и отдача, оптимизм,  профессионализм «знать все о немногом и понемногу  обо всем» - поражали.   Но, пожалуй, самая светлая  грань его личности – огромный,  искренний интерес  к людям. Порядочность, этическая чистота, уровень культуры, снисходительность к слабостям, сочувствие, понимание «человеческого» в человеке – очень важные черты личности человека, облеченного    властью. Говорить он мог о чем хочешь – от зубов отскакивало.  Надо «по бумажке»? Пожалуйста, лишь бы Делу не вредило.   Прислушивался ко всем, взвешивал, но решения всегда принимал сам. Одиночка и в семье, и на работе. Команды не подбирал, а  воспитывал  коллектив профессионалов. Его Власть не была «кольцом внимающих»   «пугалу».  Всякий находил место вокруг него. Бог  слабому   пару, соратников в помощь дает. А  сильному?  А сильному  зачем помощь? Он  и так сам справляется?!.  Для него  никогда и  ни в чем не было мелочей: обычные, бытовые,  не слишком сложные  дела – не тяготили.  Его духовная сила как раз и начиналась с малого – верности своей совести.   
Господь сказал: «Верный в малом над многим будет поставлен»
 Парадоксально, но факт!  Он «оплакивал»  свои «добродетели»,  как грехи.  Смирение – вот его -  то не  всегда  хватало. Одновременно желал и стеснялся «общественного признания»; прощал врагов, но  где – то там, глубоко внутри, оседала боль от предательств, которая ранила Душу.
«Рано или поздно все закончится; и то, что разрывало на части, теперь будет изредка вспоминаться?» ( Пять  умных мыслей)
Это закончилось внезапно.  Есть такое понятие «имидж руководителя», так вот  болезнь, семейные неурядицы, бытовые проблемы, да и,  в конце концов, возраст  -  вердикт:   «не соответствует» имиджу.
- А кто, собственно, дал право определять  компетентность человека только на основании эстетических ощущений? Это аморально!  Уничтожишь разнообразие — уничтожишь саму Жизнь!
- «Выдёргивать»  (стал другого сорта)  людей  - это фашизм! Нельзя, чтобы люди   делились  по сортам?!.
- Дайте определение, кого  считать людьми   «первого сорта» ! Поскреби  любого -  найдёшь  «пересортицу». Никакого «первого сорта»  не существует. Нет плохих руководителей – есть плохие люди.
 Вышестоящие  настолько заждались случая неповиновения, что «подметные письма»,  самый эффективный регулятор общественных отношений, были решением проблемы. Абсурдность и необоснованность  обвинений не принималась во внимание -  враждебное отношение  и вывод -  не может быть лидером.
Толпа ахнула, продвинулась ближе…
 Краем глаза он увидел, как  вздрогнули при слове «не соответствует»…
 Вскинул на говорившего  обжигающий  взгляд  своих пронзительных глаз…
  Годы    где – то непосильного, творческого и самоотверженного  труда     «висели  на берёзах»!  Нет прощения!!!
А теперь Господь Бог  - Судья?!.   
 И. факел гаснет, и снега загораются,  и медленно бегут маленькие струйки огня по белому полю…
Он мог бы просидеть тут, на краю вселенной, целую вечность. Северный ветер уже не дул, а бушевал над бедной  его головой. Тем же ветром промыты глаза  толпы и медные слова разноголосицы,  которые со звоном катятся вслед за ним по каменистым ступенькам судьбы.
Все, неожиданно, обрывается на самой высокой  ноте…
Рябит  в глазах,  пульсирует  в барабанных перепонках, потом почти все звуки и краски куда - то ушли,  только  асфальтовый прибой  продолжает  едва слышно  шипеть и всхлипывать…
На какой – то минуте, на каком – то часе, отчаянно взревев, накренилась, словно тонущий корабль, его жизнь…
До боли в ногтях цепляется за секунды.  И – полет в пропасть, за огоньком  Надежды. Опять этот ветер свистит в ушах, повалился в траву…
Ромашки – чудо какое - то! Сорвал один цветок, поднес к лицу, зажмурился, вдохнул. И даже нос стал желтым…
Словно обещанием перемен к лучшему проглянуло и тут же скрылось веселое желтое солнце…
Он никогда еще не чувствовал себя таким молодым,  таким бесконечно неутомимым и здоровым…
- Неужели есть что-то сильнее надежды?
- Есть: ожидание. Человек способен ждать, даже когда нет никаких надежд. (с)