Асанова Августа Матвеевна

Татьяна Тупик
Приходят на память строки из «Рассказа о неизвестном герое» Самуила Маршака:

«…
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке.
Знак "ГТО"
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего…»

Вот и я, до того, как начать писать о первых учителях Каспийска, порой знаю о них совершенно мало. Типа: был невысокий и крепкий, ходил в белой футболке и кепке...

Что, например, я помню об Августе Матвеевне Асановой?

Помню невысокую полноватую пожилую женщину, которая была соседкой моей двоюродной бабушки. Всегда сдержанная, немногословная. Помню, что к ней все относились с большим почтением и уважением. Умерла она, когда мне едва исполнилось шесть лет. И не ведала я тогда, что Августа Матвеевна являлась одной из самых первых учительниц Каспийска, что приехала сюда в 1933 году.

Только потом, много позже, я узнала, что Августа Матвеевна родилась в 1892 году на Алтае в семье фельдшера. Свой учительский путь начала в 1913 году сразу после окончания Омской женской гимназии. В годы гражданской войны служила сестрой милосердия.

В 1930 году уже взрослой женщиной по путевке Наркомпроса РСФСР поехала она в Дагестан, где в то время ощущалась острая нехватка педагогических кадров. Три года Августа Матвеевна проработала в селении Хив, а в августе 1933 года перебралась на работу в школу строящегося поселка «Двигательстрой».

Когда она приехала, в бараке, где обучались школьники, находились помещения и постройкома, и клуба, и больницы. Там же был детсад и другие организации. У школьников не было ни классных комнат, ни парт. В комнате клуба на кирпичи положили доску, это была скамья. Другая доска, установленная чуть выше, служила столом.

Вскоре под школу выделили две комнаты, поставили парты, и можно было говорить, что у детей есть школа.
В первой школе было около сорока учащихся, четыре класса и четыре учителя. Среди них, кроме Асановой Августы Матвеевны, были Кардаш Феодосия Федоровна и Векшина Вера Семеновна. Занимались в две смены.

С каждым днем росла стройка, и с каждым днем увеличивалось число учеников. В декабре 1933 года в первом классе уже было 70 учеников, поэтому были образованы два первых класса.

В первый год работы школы учащиеся старших классов, начиная с пятого, учились в Махачкале. Но уже на следующий год пятый и шестой класс оставили в поселковой школе. Сама же школа поселка считалась тогда школой №13 города Махачкалы.

Августа Матвеевна вспоминала:

«Работать было очень трудно. Достаточно представить в каких условиях детям приходилось готовить домашние задания. Против школы было общежитие. Оно состояло из одной длинной комнаты, посредине которой стояли две плиты для обогрева помещения и для приготовления пищи. Каждая семья отгораживалась от другой «подручными средствами»: на протянутые веревки вешали одеяла, мешки и т.д. В образованной таким образом «комнате» стояли на первых порах одни лишь койки. Дети занимались здесь же при керосиновом освещении.
Трудно было тогда и с учебниками, и с книгами...
И все же, несмотря на эти трудности, дети хорошо учились» [1]

В годы войны Августа Матвеевна не эвакуировалась и продолжала работать в школе поселка. А когда в поселке открыли детдом для осиротевших детей, она удочерила маленькую девочку Аллочку. Девочка скрасила одинокую жизнь Августы Матвеевны.

В послевоенные годы Августа Матвеевна стала преподавать в школе ботанику и биологию. Большую работу проводила она в школьной секции юного натуралиста совместно с коллегами Мужеской Ниной Ивановной, Карташовой Анной Савельевной, Ионовой Ренатой Степановной.

Вблизи школы был разбит учебно-опытный участок размером 0,09 гектара. На нем юннаты  проделывали ряд опытов. В 1954 году с пришкольного участка было собрано 200 кг томатов, 30 кг капусты, 36 кг картофеля и некоторое количество других сельскохозяйственных культур.

Кроме участка у юннатов была своя оранжерея, биологический кабинет, который по количеству и разнообразию представителей флоры и фауны скорее напоминал музей. Был там даже самодельный инкубатор, в котором вылупились цыплята.
В оранжерее выращивали до 40 видов разнообразных растений. Там же стоял аквариум, в котором жили и размножались улитки и гамбузии.

В биологическом кабинете были собраны многочисленные экземпляры жуков, бабочек, улиток, черепах, змей. Выставлены чучела голубей, ворон, орла, чибиса, несколько пород водоплавающей птицы и другие. Чучела являлись хорошим учебным пособием и изготовлялись самими учениками.

Много времени, сил и энергии Августа Матвеевна отдавала общественной работе. Она была награждена орденом «Знак Почета», дважды Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР, медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», ей были присвоены звания Заслуженного учителя школы РСФСР и ДАССР. [2]

После пенсии она продолжала трудиться, руководя биологической секцией школы №2 и возглавляя методическое объединение биологов города, вела кружок рукоделия.

Свыше сорока лет своей жизни Асанова Августа Матвеевна отдала обучению юного поколения, из них 25 лет проработала в каспийской школе №2. «Педагог – это тот же инженер человеческих душ», - говорила она.

Многие ее бывшие ученики также стали преподавателями и работали вместе с ней. Это Сазонова Дарья Дмитриевна, Семенко Нина Николаевна, Васильева Валентина Ивановна, Доценко Александра Карповна и другие.

Умерла Августа Матвеевна 12 июня 1958 года.

Спустя много лет ее памятник на могиле покосился и разрушился.
Но летом 2016 года по распоряжению Администрации города Каспийска, памятник и могила Августы Матвеевны Асановой были отреставрированы.

Это подтверждает, что память о первой учительнице города живет, и потомки ее учеников с уважением и благодарностью относятся к делу, которому она посвятила всю свою жизнь.


[1] Газета «Каспийский рабочий» 30 мая-57 №43(2096), стр.3

[2] Газета «Каспийский рабочий» 2 декабря-1951 №89-92(1387-90)