Просто рецензия-4

Има Иро
или Как я читала роман Виктора Мартиновича «Озеро радости»

Источник: http://www.proza.ru/2017/01/30/1595

Когда я прочла книжку примерно до половины, я как-то обиделась и разозлилась. И полезла в сеть искать информацию об авторе. И искренне удивилась, а можно сказать, просто оторопела.
«Ничего себе, - подумала я, - как же это так могло случиться, чтобы человек одновременно любил и изучал творчество Марка Шагала, но при этом писал такие чудовищные вещи о белорусском народе?»
Неужели он способен так низко пасть в своём лицемерии? Да быть такого не может.
«Что-то здесь явно не так!» - подумала я после и решила отложить какие-либо реакции до окончания прочтения. Мне нравится разгадывать тайны, чоуж.
На следующий день я может и недопоняла, но хохотала, дочитывая последние страницы. Ах, такой великолепной радости я давненько не испытывала! Довольная, как слон, я купалась в обещанном озере радости, кувыркаясь и поливая себе спинку из хобота.
«Свой!» - надеялось моё сознание в полнейшем восторге. И я поняла даже, почему сам Виктор называет белорусских критиков пингвинами. (Вполне возможно, впрочем, что написанное тут мною также является несусветной глупостью! Я не исключаю, что роман- это просто талантливое произведение, извлекающее из каждого читателя свою персональную квинтэссенцию.)
Ещё через день я начала плакать, размышляя. Я рыдала дома и по пути на тренировку своего ребёнка, я проливала слёзы в раздевалке, вызывая сочувственные взгляды и вопросы.
- Ах, я такую книжку прочитала, - отвечала я людям. И они улыбались.
Вот вам гонзо-присказка, а как бы-рецензия будет впереди.
Сама книжка очень и очень непроста. Кто все эти персонажи? По-моему, это ещё и аллегории. Кроме того, что это самые настоящие живые люди.
Яся это Молодая Беларусь, спящая где-то внутри себя, блуждающая в пространстве и времени, ещё не заявившая о себе, ещё себя не осознавшая. Но вначале я подумала, что это душа автора, анима.
Когда-то давно, ещё будучи ребёнком, я увидела в киоске тоненькую книжку поэзии автора-мужчины под названием «Душа», а на обложке этой брошюрки была изображена юная девушка с развевающимися волосами, полувзлетевшая над цветущим лугом в лёгком белом платье.
«Этот художник глуп, чтоли? – подумала я тогда. – Разве может быть у мужчины женская душа? Ха-ха-ха!» Гораздо позже я узнала, что может. И в большинстве случаев так оно и есть. Что же наш автор? Он описывает свою душу коротконогой, с дряблой грудью и комплексами. Мужественный человек!
Яся-ребёнок так беспомощна, так чувствительна и при этом много и болезненно страдает. И вот, когда из будки со шлагбаумом появляется впервые студиозус, я очередной раз сжимаюсь от ужаса. Мне кажется, сейчас произойдёт нечто чудовищное. Например, насилие или убийство. Но происходит нечто качественно иное.
Кто же такой студиозус? Для чего ему обязательно необходимо ускорение в виде карусели или, впоследствии, ветра? Что означает Луна в его рассказе? Луна – это прежде всего символ воображения, творчества и мечтаний. Возможно, девочка выдумала себе идеального воображаемого  друга? И да и нет. Давайте я предположу, что это Ясин разум из прошлого. Не слишком он её старше, в самом деле.
(Убить её он, конечно же, попытается уже из будущего, но попозже.)
В своё первое явление на карусели Разум подарил Ясе осознание самое себя отдельно от родителей, а также смутную надежду, к которой ей предстоит возвращаться в своих странствиях. Надо наверное сказать, что само прочтение слащавой сказочки про Луну вызвало у меня чувство фальши и неловкости. Потому что я взрослая девочка, не так ли.
Следующий непрозрачный персонаж из Яськиного окружения это мажорик Котя, адвокат. Личность комичная с самого начала, аморфная, расплывающаяся, словно дебильный мальчик-урод из московского поезда Венечки Ерофеева. Это уже не человек, а функция, узкоспециализированная машинка, утратившая лучшие качества за невозможностью совместить их с условиями своего обитания. Он нам понадобится в дальнейшем для одного эксперимента, пока же забудем о нём, он неинтересен.
Что касается жителей Малмыг, возможно, я бы причислила себя к этой компании, но уж слишком она некрасиво, примитивно описана. В самом деле, почему бы у Вальки в комнате не висеть репродукциям Ван Гога? А вместо телевизора можно было бы поставить музыкальный центр с хорошей и разной музыкой. Это несправедливо, Виктор Мартинович. Как будто ваша виленская интеллектуалка не может сладчайше хохотать над быдло-алкашами с НТВ, топая ногами. Ещё как может, я лично это видела, Виктор. Это чудовищно.
Валька не стесняется своей наивности, а и что плохого в стремлении украсить всё на свете? Начиная с собственных ногтей, велика с тремя катафотами, вышитых салфеток и картинок на стенах? Она совершенно искренне пытается украшать ещё и чужую жизнь, присылая на день рождения Ясе совершенно трогательные подарки. Просто так. Это невероятно здорово, чувствовать себя настолько богатой и щедрой. Автор говорит провинции: у вас есть вера в настоящую дружбу и любовь, больше нигде этого нет. А что ещё нужно-то, думаю я. Приятно, что кто-то хотя бы это заметит, хотя бы вскользь. Спасибище большое. Чёрт!
Мужчины провинциальные описаны ещё хуже и страшнее. Чего стоит исполкомовский чудик в рыхлой рубашке и странной обуви. Я пристально смотрела на эту обувь цвета крем-брюле и старалась понять, что же она означает. Возможно, это та самая пыль, которую я также иногда вижу в своих собственных мроях на обуви грозно идущих белорусских мужчин. Я могла бы поклясться, что это так.
Однако при всей своей стрёмности человек с победоносным именем демонстрирует ярость, упёртость и физическую силу, в одиночку расправляясь с неким древом желаний. Обожаю мужчин с топорами! О, вандал, восклицаю я вместе с девочками, горюющими над осколками своих «мечт». И, на минуточку, хочу им напомнить, что этот сухой мёртвый дуб ничто иное, как символ похороненного заживо рода. Мы ещё вспомним о нём чуть позже, господа.
А теперь в качестве контраста давайте взглянем на два переплетённых живых дерева, которые «мужик» показывает нашей Ясе. Одна из прекраснейших легенд Беларуси, между прочим, весьма романтичная. И давайте посмотрим, как наш герой реагирует на гнусную ядовитую тираду в свой адрес. Он потерпел. Точка. Он продолжает быть рядом. Точка. Определённо, он мне нравится. Потому что я опытная женщина, не так ли.
Ах да, вполне символично также и то, что бензопила Виктора инстинктивно победила вместе с древом некую розовую надпись. Итак, наш мистически прекрасный принц-Разум снова полу-материлизовался в ветреной палатке. И кое-что рассказывает нашей принцессе о любви. О воображаемой любви, идеалистичной, любви к великолепной Музе, но Музе мёртвой. Он поит Яську отравой на брудершафт, а я кричу со стороны, размахивая руками:
- Ахтунг! Ахтунг! Нельзя влюбляться в несуществующих людей, в мертвецов. Это даже хуже, чем влюбиться в поп-звезду. Они слишком подвижны в любой из поз, которую вы захотите им придать. Они скажут и сделают именно так, как вы ожидаете, наденут именно то платье и именно тот загар. Но именно они создадут иллюзию, от которой слишком сложно избавиться.
Московский период я бы опустила полностью в своём сочинении, потому что это мир мне хорошо знаком по многочисленным пустопорожним телепередачам и фуфлокнижкам, а в реальной жизни невозможно далёкий. Мне скучно, в отличие от автора. Его речь журчит плавными ручейками, периодически вздымаясь искромётными фонтанчиками и разбрызгиваясь радужной слюной. Точно так же течёт время нашей героини.
Здесь мы снова встречаемся с Ветреным Разумом, но надо заметить одну деталь. Яська впервые почувствовала себя старше его. Вот он, тот самый момент убийства, который был заготовлен ещё там, на карусели в детстве. Не дочитав книжки, я решила, что Яся умрёт. Безысходность этой встречи очаровывает, всё же. Не худшая смерть, в конце концов.
Виленскому периоду я киваю сочувственно. Что ж, автору надо похвастать своей эрудицией и утончённым вкусом передо мной, жуткой говенной провинциалкой. Изящно изогнуть свой тонкий стан, увитый бесконечно элегантными слоями пафоса. И шепнуть мне на ушко идеально выбритой губкой, вытягивающейся в капризный хоботок: «Это Я ваша коллективная мечта. Все девочки мечтают о прекрасном Мне! Ветер в Яськиной голове похож на Меня. Конечно, вы заметили, да?»
- Везёт Вам! – Совершенно искренне утверждаю я. И совершенно не оправдываюсь, что работы Чюрлёниса, к примеру, я видела живьём в Гродно. Ну, пускай человеку будет приятно от мысли о моей духовной нищете. Не всё на свете нужно знать, в конце концов.
Ведь и ваши представления, господин интеллектуал, также довольно ошибочны. С чего это вы залили труп какой-то ухмыляющейся неандерталки в подобие янтаря? Все порядочные ведьмы знают, что солнечная субстанция необыкновенной твёрдости залита в позвоночники и лопатки настоящих, живых белорусских девушек изнутри. Иногда она очень даже светится, напоминая не то крест, не то крылья.
Именно поэтому они так прямо держат свои плохо покрашенные головки, решительно приподнимая свадебные платья с кольцами юбок, или внося расхристанных младенцев в церкви для крещения. Именно поэтому они не сдыхают даже в кошмарных условиях. Я вас не утомила? Извините.
Я рада, когда Яська закрывается в комнате от мистера Ветра, таскающего её, как аллегорическую липу, за волосы по жизни. Он не желает отдавать назад её мужественную душу.
Ах, а теперь пришла очередь моих любимых персонажей. Кто такой Яськин отец? Глава государства. Кто такая тётя Таня? Государство. Вуаля, всё просто. Кто такая Яськина мать, додумывайте сами.
Молодая Беларусь стоит перед обоими, говоря многократно:
- Вот я перед тобой, твоя дочь. Помоги мне, а? Заметь меня. Защити. Полюби.
Оба равнодушны, глупы и заняты собой. Утопая в роскоши, отнимают последнее. Лампа с цветным абажуром в тайной комнате предмет говорящий.  По моему, батька делает это даже не по злобе, а уже из азарта.
Всё же роль Коти в свержении государства мне не слишком понятна. Я плохо разбираюсь в политике, но сам момент я нахожу пикантным.
Но самое-самое лучшее нас ждёт в финале. Молодая Беларусь идёт к поверженному папе.
Я хохочу, собирая ему передачу в тюрьму. Я милостива и положу ему мармелад и сухую колбасу.
 
Ха. Ха. Ха.

- У вас всё есть. Будьте благодарны! – Вещает летящий пророк-древо на улице.
- Слушай, спасибо! – говорю я.
Спасибо.



На фото детский рисунок претендующий на символ Бреста. Огромный клюв на рисунке это огромный клюв.

Здесь должны были быть ещё ссылки, конечно. Но они временно в ссылке, наши ссылки.
Бред какой-то, но безопасность штука ценная.

Ну вот можете музыку пока послушать:
http://www.youtube.com/watch?v=RH_YtNFKJao