Золотые ворота

Валерия Карих
       Когда-то давным-давно в центре Владимира вокруг Кремля и княжеского поселения стояло много деревянных церквей и монастырей. Были здесь и каменные храмы, которые так любил возводить из белого камня князь Андрей Юрьевич.
Богатые боярские, купеческие и монастырские подворья окружали торжища и ремесленные слободки победней, в которых жил простой посадский люд: мещане и цеховые ремесленники. А сам город опоясывал заградительный крепостной вал, а на въезд через него было трое ворот, которых в народе прозвали: Медные, Иринины и Волжские.
 
       Однажды теплой весной, когда солнышко уже и снег растопило, и ручьи зазвенели апрельские, и бурные реки из-под льда вскрылись, а тени и краски становились всё резче, выехал князь Андрей Юрьевич со своей свитой боярской, с дьяками и дружинниками на охоту в чистое поле, да вокруг себя огляделся.  А как поглядел князь Андрей Юрьевич вперед да увидел, как зеленые травы высокие и умытые росой, будто в гладком море волны колышутся, а как поглядел он назад, - а там возвышается белая крепостная стена вкруг Владимира, и церковные купола в синем небе, как журавли летят, – да так и затрепетало его сердце от великой радости, и вздохнул он тихонечко.

        А потом привстал князь Андрей в стременах, оглядел орлиным взором бояр своих и дружинников, да и спрашивает у них:
  – Что вы видите вокруг себя, мои бояре  дружинники?

        Переглянулись те с удивлением. Посовещались между собой,пошушукались, и выезжает впереди всех на борзом коне  боярин Никита Федотов, бороду свою важно огладил и молвил:

– Видим мы впереди себя широкое поле, луга заливные, Клязьму реку за ними, а позади нас сияет златыми крестами и синими куполами церквей милый сердцу Владимир.

        Кивнул согласно головой князь Андрей и снова спрашивает:
– Истину ты глаголешь. Ну, а на что такая дивная Русская красота может быть похожа?

Пожали плечами бояре, переглянулись с недоумением, не зная, что нужно ответить.

Выезжает тут вперед на коне один из дружинников и так говорит:
– А походит вся эта Русская красота: и город Владимир, и белые церкви его, и широкие зеленые поля, и луга заливные, и серебряная Клязьма река на Божье царство…

Вздрогнуло от этих искренних и простых слов сердце князя Андрея. Скинул он со своей головы шапку соболью, хлопнул ей по колену и воскликнул обрадованно:

        – Как хорошо и правдиво-то, сказано! А коли так, то и должны украшать въезд в это Божье царство такие ворота из золота, чтобы они своей красотой и величием затмевали бы известные ворота Иерусалимские, а также Константинопольские и Киевские.

       Переглянулись тут в изумлении бояре и, закивав головами, согласились с князем.

      А как вернулся князь Андрей Юрьевич со своей свитой с той охоты, то и призвал к себе в терем со всей земли Владимирской, Суздальской и Переяславской самых лучших своих златокузнечных мастеров и чеканщиков. А когда те собрались в палатах, он им сказал:

– Есть в моей казне много злата и серебра, и камней драгоценных. И есть в моем княжестве то, что ценится больше всякого злата, – это вы, люди умелые и мастеровые! И задумал я построить во славу земли нашей Русской такие ворота на въезд во Владимир, как будто в божье царство. И чтобы всякий входящий через них человек иль воин, ощущал бы нашу русскую мощь и величие. А враги, поглядели и поняли, что ничем не сокрушить наше воинство. Поэтому принесите-ка вы мне на суд мастера и чеканщики свои работы. И среди них выберу я самую лучшую. Мастер же, чья работа окажется выбранной, и будет чеканить её по золоту на воротах. И за это разрешу я ему поставить на воротах своё именное клеймо. А когда ворота будут уставлены, тот мастер получит за это большую награду.

Выслушали князя златокузнечные мастера, и воодушевленные его словами, разъехались и разошлись по домам, принявшись за работу.

Вместе со всеми ходил в княжий терем и мастер-чеканщик Морозов Михаил Всеволодович. Сам-то он проживал со своей семьей на краю ремесленной слободы возле Ирининых ворот. И было у него три сына, – все трое, такие же искусные мастера, как и он. Старшие сыновья Пётр и Иван давно уже отделились от родителей и жили семьями в своих домах, а младший сын Андрей пока был ещё холост и проживал в родительском доме.

С раннего детства помогали сыновья отцу чеканить золотые и серебряные украшения. А когда выросли, то чеканили лучше остальных владимирских мастеров всякую домашнюю утварь: серебряные и золотые чаши, братины, кубки и ларцы, рамы для зеркал. Использовали они для этого гравировку и чернение, особенную эмаль и тонкую позолоту. Книги Морозовы покрывали металлическими тесненными переплетами, оклады икон – украшали такой тонкой резьбой, что и глаз нельзя от тех икон отвести. Высоко ценились работы отца и братьев Морозовых на торговых ярмарках в Новгороде и в Москве. И также охотно их покупали купцы заграничные, приезжавшие со своими товарами на московские и нижегородские ярмарки из Европы и Индии.



На следующий день Михаил Всеволодович позвал к себе старших сыновей. Когда те пришли и расселись за общим столом, он рассказал им о задании князя Андрея Юрьевича, а в конце и добавил:

–Есть у меня задумка, что нужно изобразить на Золотых воротах. Но и вас, дорогие мои сыновья, не хочу я обидеть. И потому, решил так. Пусть каждый из вас принесёт мне свои чеканные работы. И какая из них окажется лучшим, по той мы и сделаем общий эскиз от всех нас и  князю Андрею на суд представим. Согласны вы с моим решением? – Сказал и оглядел сыновей внимательным взором.

       Отцу перечить не принято. И братья договорились работать месяц, а потом снова собраться и посмотреть, что у каждого получилось.

      На другой день Андрей поднялся рано утром, ещё до рассвета. Он вышел из дома и направился за город, к реке Клязьме. Было у парня там одно излюбленное местечко на излучине реки, где росла кудрявая берёзка, а ивушки плакучие низко склоняются своими ветками к быстро бегущей воде.

       Возле этой-то берёзки и встретил однажды таким же тихим и ясным утром Андрей красивую незнакомую девушку. Сидела она под березкой одна на бережку, и венок из ромашек плела, когда он её заприметил. Звали девушку Заря вешняя. Была она стройная и нежная, как берёзка на раннем ветру. А Андрей был рослый и статный, как тополь. Полюбили они друг друга с первого взгляда.

Жила Заря в тереме у своего отца Красное Солнышко. И стала она по утрам на свидания к Андрею тайно спускаться и с ним разговаривать.

Узнал об этом Красное Солнышко и сильно прогневался. Стал он дочку от встреч с человеком отговаривать. А Заря вешняя ответила:

–А ты отпусти меня навсегда к людям, милый батюшка. Хочу я стать обычным человеком и жить на земле.

Не отпустил дочку на землю Красное Солнышко, ещё и строго – настрого предупредил:
–И думать забудь. Не смогут люди жить без зари. А если ослушаешься и уйдешь на землю, наступит вечная ночь. Да, и опасно тебе любить человека, – бессмертие потеряешь.

Да, только напрасно уговаривал Красное Солнышко Зарю отказаться от любви к Андрею Морозову. Не поддавалась та на отцовские уговоры и продолжала тосковать по милому.


Неподалеку от дома Морозовых стоял ещё один дом. Жила там семья Ляпуновых. Глава семьи тоже был мастеровой человек, но больше по плотницкой части. У Ляпуновых было двое детей: старший Матвей и дочка Танюшка, которой было шестнадцать лет.
Была она ещё та пигалица: шустрая и бойкая, всюду за братом старшим увивалась, по пятам за ним ходила. А Матвей дружил с Морозовым Андреем. Вот так и получилось, что с недавних пор стала Танюшка на Андрея украдкой заглядываться. Ещё бы! Ведь тот был очень хорош собой. И хотя Андрей на неё свысока не поглядывал, но и как девушку её всё же не замечал. Была Танюшка для него всего лишь младшей сестрой лучшего друга. Ну, а Танюшке понятное дело, из-за этого было очень обидно. А что поделаешь, насильно-то мил не будешь.

В последнее время она и вовсе приметила, что Андрей чаще других чеканит на медных пластинах чей-то незнакомый девичий профиль. И получался тот портрет такой красивый, что и глаз не оторвать. Ну, Танюшке, понятное дело, любопытно стало, что это за девушка такая, и откуда она родом? И невдомёк ей было, что Андрей чеканит портреты Зари вешней, которая по утрам на небо всходит.

Спрашивала Танюшка о незнакомке у старшего брата, у матери с отцом, даже рисунок им показала, да только никто ту незнакомку никогда раньше не видел.

Однажды застала Танюшка своего милого, сидящим на лавочке возле своего крыльца. И держал Андрей перед собой на коленях чеканку с портретом той самой красивой незнакомки и на него безотрывно любовался.

Танюшка подошла и присела с ним рядышком. Платок свой пальцами теребит и спрашивает:
– Кто эта девушка, на которую ты часто любуешься? Вроде, она не из наших мест…., – а у самой голос от волнения так и дрожит.

Бросил на неё взгляд мельком Андрей, вздохнул и отмахнулся:
– Зачем тебе? Всё равно ты её не знаешь…, – а сам замолчал и от чего-то нахмурился.
 
         Ну, Танюшку, понятное дело, его молчаливость больно задела. Она, как в тот день, домой-то пришла, так и дала ночью волю слезами, до рассвета проплакала от обиды на молодца, что не любит её. И даже не догадывается, как сильно она его любит. И всё ей та незнакомка на медной пластине мерещилась. Думала Таня, что она-то и мешает её счастью с Андреем….. Не догадывалась девица, что сама Зорька небесная стала ей в любви соперницей.


На другой день, едва пропели первые петухи, Андрей уже вышел из дома. Решил он сходить на берег, повидать любимую Зарю, а заодно спросить у неё совета, что изобразить на Золотых воротах.

 А Заря, как раз в это самое время только-только окошко в своем небесном красном тереме  отворила. Сидит она у окна и золотистую косу костяным гребнем расчёсывает.

Пришел Андрей на берег, увидел Зарю в окне, поклонился ей и говорит ласково:
– Здравствуй, Заря моя милая. Краше тебя никого я на свете не видывал. Вот бы мне невестой тебя назвать, а потом и женой.

Засмеялась от радости Заря вешняя, будто золотые колокольчики над землей прозвенели. И отвечает она молодцу нежным голосом:

– И ты мне люб, друг мой сердечный. Да, только не быть мне твоей невестой. Не могу я без отцовского дозволения навсегда покинуть свой небесный терем. А если покину, отец мой Красное Солнце рассердится и на небо больше не выйдет. Но я вижу, что ты о чём-то задумался? Открой, в чем печаль твоя. Кто знает, может, смогу я тебе помочь.

– Эх, Заря ты моя милая. Истинная, правда. Повелел князь Андрей Юрьевич нам, мастерам и чеканщикам принести ему свои чеканки на Золотые ворота. И чтобы рисунок показывал, что город Владимир и окрестности – благословенное божье царство. А всякий входящий через эти ворота человек при взгляде на них, если друг– то возрадовался бы, а если он враг, – то стало бы ему боязно, и не посмел бы он после прийти к нам с войной.

Улыбнулась ему Заря и ответила:
– Так, это задание несложное. Но ты сперва, сходи и спроси, как его выполнить у моих старших братьев, а потом и у батюшки. Ну, а как поставишь ты Золотые ворота владимирские, ты снова на берег приди.

– А кто же братья твои, не знаю я их. И где их найти?

– Найти их несложно. Братья мои – буйный Ветер, что в чистом поле гуляет-погуливает, и Месяц – светел ясный, что в серебряной ладье на небо каждую ночь выплывает. Ну, а батюшка мой – Красное Солнышко, что в тереме небесном живёт - поживает. Вот, к ним-то ты сперва, и сходи за советом! А как поставите вы Золотые ворота, так ты снова на это место приди. А я тебя подожду.

Поблагодарил Андрей Зарю, попрощался с ней и в чистое поле пошел.

А как встал он на высокий холм и вперед поглядел, то и видит: шумит и волнуется перед ним от лёгких порывов налетающего ветра зелёная трава-мурава и полевые цветы.

Дождался Андрей, когда Ветер с силой дунет ему в лицо. И крикнул ему:
– Эге-гей, буйный Ветер! Летаешь ты над землей и много видишь на свете чудес. Подскажи, что изобразить на Золотых воротах в город Владимир, чтобы всякий входящий человек, взглянув, если друг, – то возрадуется, а враг поглядит, – испугается.

Надул тугие щёки Ветер, нахмурил густые брови, и громким гулом отозвался. Задрожали от его могучего голоса, а потом и склонились низко к земле тонкие травушки-муравушки и полевые цветы:

– Летал я повсюду, и много на свете видывал. Но краше наших русских церквей и храмов нет ничего. Вот, их и нарисуй ты на Золотых воротах владимирских.
Поблагодарил Андрей за совет. Улетел Ветер прочь, Андрей домой пошёл. Дождался он наступления  ночи и снова вышел во двор.

А небо в ту ночь было тихим и ясным. И батюшка Месяц уже выплыл на серебряной ладье, и медленно плыл по чёрному небу, взмахивая длинными вёслами. Вокруг него звездочки весело хороводились. Полюбовался Андрей и на Месяц, и на звёздочки, а потом поклонился он Месяцу в пояс и уважительно спрашивает:

– Эге- гей, батюшка Месяц! Погляди-ка на меня!  Давно ты по ночному небу в своей ладье плаваешь, и много всяких чудес и диковин повидал. Дозволь спросить тебя.
 
Опустил Месяц глаза. Разглядел стоящего в темноте человека и расхохотался:
– Спрашивай, коли не шутишь!

– Подскажи, батюшка Месяц, что бы такое изобразить на Золотых воротах, чтобы всяк человек при одном только взгляде на них, – если добрый возрадовался, ну, а враг поглядел, – то стало б ему боязно и не посмел бы он нападать на нашу землю родную.

Задумался Месяц, лоб белый нахмурил. Подумал и говорит:
– Правду сказал ты, молодец. Много я видывал чудес на земле. Сильна и горда земля наша Русская своими богатырями и воинами. Вот, их и изобрази ты на Золотых воротах владимирских.

Обрадовался Андрей. Поклонился он Месяцу в пояс, поблагодарил за подсказку, попрощался и домой спать пошёл.

На следующий день вновь пришёл Андрей на берег реки. И стал дожидаться, когда Солнце покажется.

Вот, выглянуло Солнце из-за туч. Андрей ему поклонился и спрашивает:
– Здравствуй, Красное Солнце. Высоко ты в небесном тереме живёшь, всё видишь и знаешь. Дай добрый совет, что нужно нарисовать на Золотых воротах владимирских, чтобы всякий человек, взглянув на них, если добрый, – возрадовался бы, а если враг, – побоялся и не посмел бы напасть на нашу землю Русскую.

– Земля Русская под моей защитой находится! Изобрази, мастер, меня Солнце в середине створок воротных.
 
– Спасибо, так я и сделаю, – обрадовался доброму совету Андрей. И только он повернулся, чтобы домой идти, как Солнце его окликнуло:
– А чем чеканить будешь рисунок на воротах?

– Есть у меня свой проверенный и много раз испытанный в работе инструмент, им и буду работать.


– Для чеканки на Золотых воротах дам я тебе солнечный инструмент. Им ты такую чеканку сделаешь, что глаз не отвести. Иди к старому дубу, что растёт на развилке трёх дорог при въезде в город. В его дупле и найдешь ты мой инструмент.

Вот пошёл Андрей к тому двухсотлетнему дубу, который рос у развилки трёх дорог. Этот дуб все люди в городе знали, такой он был высокий, раскидистый и могучий. Как и сказало Солнце, Андрей нашёл в дупле деревянный ящик с большими и маленькими молотками, молоточками и чеканами. Подивился Андрей тому, что все инструменты на вид оказались самыми обычными. И ничем не отличались от таких же молотков и чеканов, которыми он пользовался в своей ежедневной работе.


На следующий день с утра пораньше Андрей поспешил в свою мастерскую и принялся за работу.

Обычно чеканщик перед работой рисует на бумаге то, что хочет изобразить. А уже потом переносит контуры рисунка на медную пластину, и по этим контурам выбивает чеканом и молотком задуманное. Красная медь, которую в то время использовали мастера ювелиры, была известна с древнейших времен. Материал этот очень пластичный и вязкий, и легко восстанавливает свои пластические свойства после отжига. Медь легко чеканить, и она почти сразу же принимает самую разнообразную форму, допускает выколотку высокого рельефа. Медь хорошо шлифуется, полируется, однако изделия из нее быстро теряют блеск. Медь отличается высокой стойкостью против коррозии, изделия из меди хорошо сохраняются на воздухе. Эти свойства меди сделали ее основным материалом для чеканных работ при изготовлении орнаментальных композиций и скульптур.

Чекан при этом ставится в вертикальное положение, а по его верхнему концу мастер наносит удары молоточком. В результате ударов нижний конец чекана оставляет на медной пластине объёмный и рельефный отпечаток.

Но Андрею даже не пришлось рисовать предварительно на бумаге задуманный им рисунок. Настолько живо и ярко представилась ему та картина, которую ему посоветовали изобразить Ветер, Месяц и Солнце.

С раннего утра и до позднего вечера трудился он над своей чеканкой. А когда миновал положенный срок, то и его работа, как и работа старших братьев, – уже была закончена.

В означенный день собрались братья Морозовы все вместе в родительском доме, чтобы показать отцу и матери, что у них получилось.

Первым вынул и разложил на столе свою медную чеканку с рисунком старший сын Пётр. Он изобразил на медной пластине плывущую по реке красивую ладью, на которой стоял во весь рост могучий воин. В одной руке воин крепко держал огромный меч, а в другой – блистающий щит. А над головой у него развевался на ветру русский красный стяг с крестом на полотнище. Объяснил Пётр родителям и братьям, что божье царство должен защищать храбрый воин. Полюбовались родители и похвалили старшего сына за работу.

Вторым разложил перед родителями свою работу средний сын Иван. Он тоже изобразил на чеканке воина, но только скачущим верхом на коне. В одной руке русский воин держал копье, а в другой – стяг. И среднего сына похвалили отец с матерью.

Ну, а когда они глянули на чеканку младшего сына Андрея, то так и замерли на месте от восхищения, смешанного с изумлением и радостью.

Посредине медной пластины, как будто в двух раздвижных створках красовалось яркое Солнце. Вокруг его светлого лика наверху в левом и правом углах были изображены главные храмы владимирские: Успенский и Дмитриевский соборы и  Софийский. И так искусно они были вычеканены, так отчетливо была проведена каждая черта царственного убора из резных камней на соборных стенах, что дух захватывало. А при взгляде на  укрепленного на кресте Дмитриевского собора голубя, символизирующего Святого Духа, казалось, что голубь вот-вот  повернётся от налетевшего порыва буйного ветра. А внизу рисунка справа и слева, защищая Владимир, стояли плечом к плечу княжеские дружины. Храбрые воины крепко держали в могучих руках копья, мечи и щиты, и лики их были суровые.

Отступил потрясенный от стола старый мастер Михаил Всеволодович. Переглянулся он с женой. Помолчал, справляясь с волнением, а потом обернулся к Андрею и, обнял того со слезами на глазах, промолвив:

– Много я видывал на своем веку всяких замечательных работ. Но твоя работа, сынок, по мастерству и совершенству превзошла их все. Её-то мы и отнесём нашему князю Андрею Юрьевичу на его суд. Пускай князь свое слово о ней молвит. Согласны, дети мои? – спросил Михаил Всеволодович у своих старших сыновей.

Те про себя, хоть и огорчились немножко, что не их работы выбрал отец, согласились с его решением.


Спустя три дня суздальские и владимирские златокузнечных дел мастера пришли в княжий терем и принесли на суд Андрею Юрьевичу свои чеканки.

Все работы показались князю достойные и красивые. И каждую вместе со свитой боярской он, проходя мимо, внимательно и придирчиво рассматривал.
Но когда князь и бояре остановились перед работой Андрея Морозова, то так и замерли все они от восхищения.

И именно этот чеканный рисунок на медной пластине и решено было общим советом взять за основу для главных владимирских ворот. И объявил князь Андрей Юрьевич свою волю, что назначает он мастеров Морозовых: отца и троих сыновей ответственными за изготовление и установку Золотых ворот во Владимире, и разрешив им поставить на них своё именное клеймо.

Закипела работа. Кузнецы позолотили заранее вырезанные огромные медные пластины. И мастера Морозовы приступили к чеканке. Они работали здесь же на княжеском подворье в специальной мастерской, тщательно и кропотливо, стараясь сделать изображение на воротах, будто живым. И чародейная сила, таившаяся в полученных от Солнца инструментах, помноженная на талант и мастерство человеческих рук, принесла  удивительные плоды. Перемещая чеканы, и каждый раз ударяя по ним молотками, братья придавали рисунку нужную форму и рельефный орнамент.

Закончили  Морозовы трудиться над Золотыми воротами только осенью, когда небо всё чаще заволакивалось серыми тучами, а ветер дул сильней, и всё чаще шли проливные холодные дожди.

Торжественная установка Золотых ворот в крепости стала праздником для города и все его жителей, несмотря на то, что и в тот день на улице с утра поливал дождь. При большом стечении народа, под громкий и гулкий перезвон колоколов во всех владимирских храмах, Золотые ворота с песнопениями водрузили на положенное им место на главном въезде в город.

Князь Андрей Юрьевич щедро наградил мастеров и рабочих людей, участвующих в установке ворот золотом и серебром из своей казны.


Следующее утро выдалось погожим и тихим. Андрей обрадовался, подумав, что уж, сегодня-то он обязательно повстречается на берегу с Зорькой вешней. Взял он с собой ящик с солнечным инструментом и пошёл к реке.

Пришел он на берег и сразу же увидел её. Заря стояла возле их любимой берёзки и печально смотрела на темную реку, усыпанную жёлтыми и красными листьями, облетевшими с деревьев. Подошел к ней Андрей и говорит:
– Здравствуй, Зорька милая. Давно я тебя не видел, соскучился. Ты просила меня прийти, когда я закончу работу над Золотыми воротами. Вот, я и пришёл. Хочу поблагодарить тебя за помощь и вернуть твоему отцу солнечный инструмент.

Поглядела ласково на него Заря, улыбнулась и ответила:
– Батюшка мой Красное Солнце разрешил тебе оставить его инструмент у себя. Придёт срок, передай его своим сыновьям. Пусть они бережно хранят солнечный инструмент до поры и до времени. А когда придёт на владимирскую землю враг худой с войной и бедой, пускай они его не отдадут врагу, а спрячут в дупле дуба. Там же пускай спрячут и Золотые ворота.

– А как же в дупле ворота поместятся? Дупло-то, ведь, маленькое, – удивленно спросил Андрей.

– Надо по воротам три раза ударить любым молоточком, – они и уменьшаться,  – объяснила Заря и прибавила, – об этом и своим сыновьям расскажешь. А те пускай детям и внукам тоже расскажут. Больше я тебе ничего не могу рассказать. Прощай же, милый мой Андрей. Больше мы с тобой уже и не свидимся. Ну, если только следующей весной…, – сказала, а у самой по щеке слеза катится.

– А что же ты плачешь, любимая? Я терпеливый, до весны подожду, – воскликнул Андрей и горячо обнял любимую. 
– Весной…, – прошептала тихо Заря. Покачала головой и прибавила, – следующей весной ты полюбишь другую, сестрицу мою. А меня навсегда позабудешь, – и такая тоска прозвучала в её голосе, что Андрей прижал её ещё крепче к себе и с жаром поцеловал:
– Нет! Ни на кого я тебя не променяю. Люблю я тебя больше жизни, – твердо добавил он.
Но Заря на эти слова опять отрицательно покачала головой, промолвив:
– Не можем мы быть вместе. Не могу я быть твоей невестой. А полюбишь ты девушку, которую знаешь с детства, и которая на меня, как две капли воды похожа.
 
–  Да, кто же она? Я знаю всех девушек в слободе, а похожей на тебя не встречал, – воскликнул в изумлении Андрей.

– Та, которая сегодня тебя первой у калитки встретит, та и станет твоей невестой. И с ней проживешь ты до старости. А сейчас прощай, друг мой сердечный. Когда захочешь со мной опять повидаться, то весной приходи на это место на бережок. На небо погляди и меня позови. Отворю я окошко и тоже немножко погляжу на тебя. Вот, и свидимся…, – печально сказала Заря вешняя. А у самой слезы так и катятся из глаз.

     Распрощались они. Зашла Заря за березку, и не успел Андрей слова молвить, как она уже исчезла.

     Поднял он голову вверх и видит с одной стороны небо чистое и ясное, а на нем радуга семицветная высокой дугой висит, а с другой стороны – слепой дождик тихонько накрапывает.

     Пошёл Андрей Морозов домой. И первой возле калитки повстречалась ему Танюшка Ляпунова. А когда поглядел в её синие и бездонные глаза, так и загляделся,  поняв, о ком ему говорила Заря вешняя. В глазах встретившей его девушки увидел он отражение зари, нежность и любовь.
 
     На Танюшке Ляпуновой он и женился, как предсказывала ему Заря. И передал, когда пришёл его смертный час, своим сыновьям ящик с солнечным инструментом. А уже те передали его своим детям. И так в семье Морозовых долгие годы передавали из поколения в поколение подаренный Солнцем инструмент, пока не пришел, как и предсказала Заря, тот страшный час, и в 1238 году кочевники пришли с войной на Владимир. Город был разграблен и сожжен. Но сколько бы завоеватели не искали знаменитые Золотые ворота, так их и не нашли….

      Дуб же, в дупле которого спрятали уменьшенные Золотые ворота и солнечный инструмент со временем тоже исчез. С той поры никто так и не может отыскать знаменитые владимирские Золотые ворота, сколько ни старается...И наверное, так никогда и не найдет.

П.с. дорогие мои читатели. Сказка основана на древних исторических событиях и документах архивов. Наша история иногда трагическим образом переплетала судьбы наших народов. Но Слава Богу, что все это давно уже в прошлом. И наша Россия собрала под широкое и любящее крыло много разных народов. Мы все живем под одной ее солнечной крышей. И любовь наша к общему нашему родному дому И крепкая дружба между всеми народами - есть залог процветания и счастья нашего общего дома.  Но я все равно прошу прощения если используя в тексте исторические факты невольно задела чьи то тонкие душевные струны. Мира вам братские народы, добра и процветания! Люблю всех!