519 Сверхзвуковые яки 17 06 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 519. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Сверхзвуковые «яки». 17.06.1974.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора: Балтийское море. БПК «Свирепый». Фото слева-направо, сверху-вниз: Як-28 в небе рядом с БПК «Свирепый». 17.06.1974. Як-28П в полёте. Контуры самолёта Як-28 по секретному справочнику НАТО. Корабельная ЗРК «Оса-М» готова сбить любую воздушную цель, пролетающую мимо БПК «Свирепый». 17.06.1974.   


В предыдущем:

Многие, очень многие советские боевые корабли ВМФ СССР, особенно ДКБФ, знали и помнили адмирала Владимира Васильевича Михайлина, многие поколения командиров, офицеров, мичманов, старшин и матросов советского флота могли с радостью и гордостью сказать о Михайлине: «Это был наш адмирал».

Не успел БПК «Свирепый» с командующим ДКБФ адмиралом В.В. Михайлиным на борту выйти в Балтийское море, как прозвучала не просто тревога, а «Боевая тревога!». Мгновенно заработали все необходимые машины и механизмы, сплошным потоком и почти хором зазвучали на ГКП (главный командный пункт) команды и доклады, завертелись параболические антенны всех РЛС, а из недр корпуса корабля вдруг почти мгновенно, как-то сразу поворачиваясь и нацеливаясь в небо, выдвинулись вместе с ракетами стартовый установки ЗРК «Оса-М».

Я вооружился и «обвесился» всеми своими средствами визуальной разведки, прибавив к фотоаппаратам и портативному магнитофону «Рекпортёр-5» старенький командирский бинокль, который мне в порыве благодарности подарил один из офицеров штаба нашего соединения ракетных кораблей ДКБФ. Ребята-годки мне очень завидовали, но они не знали, что в одном окуляре этого бинокля что-то повреждено и я смотрю в него одним глазом…

Погода 17 июня 1974 года была отличная: солнце в точке координат Калининграда (54°43'N, 20°25'E) окрасило небосклон утренними сумерками в 04:04, восход солнца начался в 05:01, утром температура воздуха была 10,6°С, к 10:00 температура поднялась до 16,5°С, а в полдень наступила самая комфортная для моряков погода – небольшое волнение и слабый ветер (2-3 балла по шкале Бофорта), плюс 20,9°С, короче, - то, что надо.

На море небольшие волны, высотой не более 0,3 метра, скорость ветра 1,6-3,3 м/с и он приятно освежает под лучами жгучего солнца. При таком ветре наш штурманский флюгер начал двигаться и чутко реагировать на ветер.

Я опять вылез на любимое совё место на «крыше» ГКП и встал рядом с фермами обслуживания РЛС станции наведения ЗРК «Оса-М». Меня только немного смущали работающие на излучение антенны, а так всё было расчудесно.

Сигнальщики предупреждали меня условным свистом, когда кто-то из начальства или сам адмирал Михайлин выходили на крыло сигнального мостика и я легко успевал спрятаться, присесть так, что меня никто не видел.

Зато я видел всё и всех…

Передо мной был полубак корабля с двумя револьверными «барабанами» пусковыми установками реактивных глубинных бомб РБУ-6000, разделённые гребнем пламягасителя и пусковая установка ЗРК «Оса-М», ракеты которой чутко и нервно следили за невидимой воздушной целью.

А цель, вернее две цели, два необычных реактивных самолёта с двумя большими гондолами двигателей под косыми крыльями, стремительно пронеслись мимо нас на относительно небольшой высоте и скрылись в голубоватой дымке неба…

Странно, но ракеты ЗРК на ПУ «Оса-М» только коротко, рывками поворачивались, отслеживая полёт этих двух невиданных ранее самолётов, но не сорвались навстречу или вдогонку им.

Что-то случилось?

Я поспешно спустился с «крыши» и узнал у сигнальщиков, что это были два наших новейших советских многоцелевых сверхзвуковых многоцелевых самолёта, которые только что показали в полёте командующему ДКБФ адмиралу В.В. Михайлину.

Потом на ГКП я потихоньку выведал у командира БЧ-2, старшего-лейтенанта Зеньковича Болеслава Францевича, что «эти самолёты мы сбивать не должны были, а наша цель ещё впереди».

- Следи за морем, - сказал мне, как всегда иронично Зенькович. – Будет интересно…

Однако мне было интересно узнать побольше об этих новых невиданных ранее самолётах. Увы, никто на корабле о них ничего не знал, а обратиться к командующему ДКБФ адмиралу В.В. Михайлину было нельзя – из личного состава на ходовом мостике был только один рулевой. Даже командир БЧ-1, старший лейтенант Г.Ф. Печкуров не рисковал без разрешения выходить из штурманской рубки на ходовой мостик, ждал приглашения…

Эти самолёты отличались от всех, которые летали над нами, когда мы выходили на учения в море. Обычно вместе с нами летали наши привычные бомбардировщики с прямыми крыльями и большими гондолами двигателей – Ил-28. Эти новые самолёты были похожи на Ил-28, у них были такие же характерные толстые и длинные гондолы двигателей под крыльями, но крылья были, как у истребителей – скошенные назад, стреловидные.

В целом эти новые самолёты смотрелись как истребители с заострённым прозрачным носовым обтекателем, но размером и компоновкой это были лёгкие бомбардировщики, возможно, штурмовики-торпедоносцы.

Я и мои друзья-сигнальщики с восхищением делились своими мнениями об этих двух стремительных самолётах, которые сначала бесшумно, а потом с жутким рёвом пронеслись мимо нас. Это были очень красивые самолёты, и мы немедленно возгордились ими…

Только сейчас, собирая материал для книги моих воспоминаний «Легендарный БПК «Свирепый» я узнал, что на фото 17 июня 1974 года я запечатлел два самолёта – Як-28.

Як-28 (изделие «28Б», по кодификации НАТО: Brewer – «пивовар») – это советский многоцелевой сверхзвуковой реактивный бомбардировщик. (Здесь и далее данные о Як-28 из Википедии – автор).

Як-28 был первым советским многоцелевым крупносерийным сверхзвуковым фронтовым бомбардировщиком и выпускался в модификациях: фронтовой бомбардировщик (носитель тактического ядерного оружия), перехватчик, разведчик, самолёт РЭБ, учебно-тренировочный самолёт.

Первый полёт Як-28 совершил 5 марта 1958 года, а первый серийный Як-28Б впервые был показан народу на авиационном параде в Тушино в 1961 году.

Не знаю почему, но эти самолёты были нам почти неизвестны, хотя их было построено 1180 штук. Возможно, «неизвестно» этому самолёту придало их основное предназначение – перехватывать воздушные цели на сверхзвуке? Серийное производство Як-28 закончилось в 1971 году, и в ВВС СССР больше всего было самолётов модификации Як-28П.

Самолёт Як-28 был сконструирован «по схеме свободнонесущего высокоплана, со стреловидным крылом и оперением». Силовая установка Як-28 состояла из двух турбореактивных двигателей ТРДФ Р11АФ-300 (позже Р11АФ2-300). Эти двигатели были сделаны для ранних серий истребителя МиГ-21.

Двигатели Як-28 располагались в мотогондолах под крылом. Запас топлива размещался в 6 топливных баках, также могли подвешиваться дополнительно два подвесных бака под крылом.

На Як-28 устанавливалось следующее оборудование: БРЛС «Инициатива-2» (на разведчиках также стояла РЛС бокового обзора «Булат»); автопилот — АП-28К1; оптический бомбовый прицел — ОПБ-115 (впоследствии ОПБ-116); радиодальномерная станция ДБС-2С «Лотос» (не на всех); система ближней радионавигации РСБН-2 «Свод»; (на Як-28 – постановщиках помех) - станции «Фасоль» (СПС-5-28), «Сирень-ФШ» (в вариантах СПС-141, СПС-142, СПС-143) и «Букет» (в вариантах СПС-22-28, СПС-44-28, СПС-55-28).

На Як-28Р (разведчик) устанавливались различные типы фотоаппаратуры АФА, для ночной съёмки применялись две фотовспышки СОУ-2 и фотоаппарат НА-Я7.

На Як-28БИ (топограф) в грузовом отсеке устанавливалась РЛС бокового обзора «Булат». Приёмопередающий блок с антенной разместили в гондоле, которая при картографировании местности автоматически выдвигалась вниз.

На всех модификациях Як-28, кроме Як-28П (перехватчик), штурман находился впереди лётчика, в кабине с застеклённым носом. На Як-28П лётчик и штурман располагались друг за другом, их рабочие места закрывал общий сдвижной фонарь.

На ЯК-28 стояли катапультные кресла К-5МН и К-7МН, соответственно, первое у лётчика, второе — у штурмана. На кресле К-7МН была надувная подушка в чашке кресла, приподнимающая штурмана, для удобства работы с бомбовым прицелом.

Пушечное вооружение Як-28: одна пушка НР-23, в дальнейшем заменённая на ГШ-23, с боезапасом в 50 снарядов. Бомбовое вооружение располагалось в грузоотсеке в фюзеляже Як-28. Самолёт мог нести любые свободнопадающие боеприпасы калибром до 1500 кг, включая тактическое ядерное оружие (бомбы, мины, торпеды).

На Як-28П (перехватчик) пушки не ставились, но на крылья подвешивались две ракеты «воздух-воздух» Р-8М-1 с полуактивной системой наведения и радиолокационный прицел «Орёл-Д». В дальнейшем Як-28П довооружили ракетами Р-3С.

Все самолёты Як-28 вначале были окрашены «серебрянкой», в дальнейшем они стали перекрашиваться в трёхцветный камуфляж, низ голубой, а приборные доски экипажа — чёрные.

Модификации многоцелевого сверхзвукового самолёта Як-28:

Як-28 Фронтовой бомбардировщик, базовая серийная модификация.
Як-28-64 (Як-28Н) Опытный перехватчик. Отличался размещением 2 двигателей Р-11Ф2-300 в фюзеляже и составом оборудования. Оснащался системой вооружения К-28П (2 ракеты Х-28). В августе 1964 года переоборудован только один Як-28П.
Як-28-80 Перехватчик с РЛС «Орёл» (проект). Отличался двигателями Р-21-300. Вооружение состояло из 2 ракет К-80.
Як-28Б Модификация бомбардировщика с системой наведения «Лотос» и БРЛС «Инициатива».
Як-28БИ Машина для картографирования местности, оснащалась РЛС бокового обзора «Булат».
Як-28И Модификация бомбардировщика с комплексной системой управления вооружением в составе: БРЛС «Инициатива-2», оптического прицела ОПБ-116 и автопилота АП-28К.
Як-28Л Модификация бомбардировщика с радиокомандной разностно-дальномерной системой наведения ДБС-2С «Лотос».
Як-28П (кодификация НАТО: Firebar). Истребитель-перехватчик.
Як-28ПД Доработанный истребитель-перехватчик. Отличался составом оборудования.
Як-28ПМ Модернизированный исртебитель-перехватчик. Отличался двигателями Р-11АФ3-300. Разработан в 1962 году. Серийно не выпускался.
Як-28ПП самолёт РЭБ (радиоэлектронной борьбы).
Як-28Р Самолёт-разведчик, не имел вооружения, за что был прозван «голубь мира».
Як-28РР Радиационный разведчик.
Як-28У (кодификация НАТО: Maestro). Учебный самолёт.
Як-28УРП Перехватчик с твёрдотопливными ускорителями для увеличения скорости полёта. Переоборудован один Як-28П.
Як-129 Первый опытный самолёт, оснащённый двигателями Р-11А-300 (тяга на форсаже 4850 кгс). Переделан из мелкосерийного Як-26.

Самолёты разных модификаций Як-28 состояли на вооружении ВВС СССР вплоть до 1991 года, 40 самолётов Як-28Р и Як-28ПП состояли на вооружении ВВС России до 1993 года.

35 самолётов Як-28ПП и Як-28У состояли на вооружении 118;го отдельного авиаполка радиоэлектронной борьбы в ВС Украины (до 1994 года).

26 самолётов Як-28ПП состояли на вооружении 151-го отдельного авиаполка радиоэлектронной борьбы ВС Белоруссии (до 1992 года).

На экспорт Як-28 не поставлялся, но был на вооружении стран-государств-участников Варшавского договора.

Очень популярная советская песня «Огромное небо» (стихи Роберта Рождественского, музыка Оскара Фельцмана) была написана по мотивам подвига советских лётчиков капитана Бориса Капустина и старшего лейтенанта Юрия Янова, которые 6 апреля 1966 года на Як-28П (668 БАП, Финов, ГДР) ценой своих жизней отвели свой самолёт с отказавшими двигателями от жилого массива города Западный Берлин.

Посмертно капитан Борис Владиславович Капустин и старший лейтенант Юрий Николаевич Янов были награждены орденами Красного Знамени, тела Капустина и Янова вместе с обломками самолёта были подняты из озера Штёссензе британскими военными. При этом британские военные специалисты первым делом сняли с Як-28П антенну БРЛС «Орёл-Д» и подвергли её тщательному изучению.

9 ноября 1975 года бомбардировщики Як-28И 668-го БАП (г. Тукумс, Латвия) принимали участие в преследовании БПК «Сторожевой»…

Единственное выражение, которое я невольно подслушал при тихом разговоре офицеров на ГКП БПК «Свирепый» об этих самолётах, это были слова: «Видал, - это сверхзвуковые яки!».

- Яки? При чём тут «яки», то есть длинношерстные или монгольские быки? – почти вслух подумал я, а потом догадался. – Яки! Это же самолёты КБ Яковлева – «Як» – какой-то! Яки! Яки – бяки! Яки всяки!

Я быстро вышел на центральный пост сигнального мостика, чтобы поделиться с друзьями своей шуткой-каламбуром, но тут глазастый Валерка Маховик опять первым заметил вдали надводную цель…

- Справа по борту, на 14 часов, дистанция около мили, малый ракетный корабль проекта 1234 типа «Овод»! Идёт параллельным курсом с нами!

Ну, думаю, началось!