Психопортрет. Графико-прозаическое вступление

Корень Владимир
ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.

Случайно зашедшие сюда любопытные особи рода человеческого, незнакомые с графико-стихотворным эпиграфом к "Психоархитектонике", могут ознакомиться с ним по ссылочке: http://www.proza.ru/2014/12/28/1891
Конечно, лучше было бы, если бы вы ознакомились с эпиграфом, потому что читать послесловие к нему в виде графико-прозаического эпиграфа нет особенного смысла. Но, может быть, смысл читать послесловие всё-таки есть, потому как вы сразу попадаете на интересную картинку, которая некоторым образом структурирует ваши знания в психологии. Или должна структурировать, но не может, по причине отсутствия у вас того, что можно структурировать.

Дело в том, что графико-понятийная модель психики человека, которую я нарисовал в эпиграфе, не совсем верна. В основном она верна, но ей для полноты счастья не хватало одного макроуровня (сферы). Сейчас меня озарило, что в моей теоретическо-графической конструкции не достаёт центральной "детали", которая не позволяет всей конструкции развалиться под огнём высокоучёной критики. Я и раньше подозревал, что то, что есть - это ещё не всё, но созрел до ясного видения отсутствующей "деталюшечки" только сейчас. Вы, наверное, и сами теперь видите, чего не хватало в прежней картинке, и что теперь есть. Да, да! Именно того, что в центре! Какой же я дятел! Долбил всё дерево, но до сердцевины так и не достучался. Видимо, ей надоело ждать, и она сама постучала в мою голову. :)

А ведь логика здесь простая. Если у природного тела (Corpus animalis) есть дух (Animus) и душа (Anima), то и у социального духа (Logos) и социальной души (Psyche) должно быть социальное тело (Corpus socialis).
Социальное тело - общество, объединение природных тел представителей Homo Sapiens. Будучи частью социального тела, социального целого, человек, сохраняя свою индивидность, приобретает вместе с тем и свою личностность. Помните, наверное, что человек - есть биосоциальное существо. Со стороны "био" он есть индивид, а со стороны "социо" - личность. И обе ипостаси совмещаются в человеке каким-либо образом, гармоничным или не очень гармоничным.

Старая формула диалектического движения представляла из себя вот это: тезис - антитезис - синтез. Я, набравшись наглости, немного её усовершенствовал и получил: основание - тезис - антитезис - синтез. Где синтез есть основание для дальнейшего движения и развития. Основание - это синкретическое единство тезиса и антитезиса, которые подобно рыбам выползают из моря-океана на сушу и учатся передвигаться по ней, переходя на иной тип движения. Синтез - это объединение отделившихся, обособленных друг от друга тезиса и антитезиса, бывших внутри основания в слитном, недифференцированном состоянии. Синтез - это также некоторая степень нового синкретизма для выделения из него новых тезиса и антитезиса. Так что социальное тело, общество, - это синтез природного духа и природной души, и в то же время - синкретическое единство социального духа и социальной души. Те, в свою очередь находят свой синтез в Творческом Духе, или Самодухе (Spiritus). Вершиной Творческого Духа является Природа, которая является Рождающей Материей. И всё это есть Человек. Если есть Бог, творящий мир, то человек есть его образ и подобие. Понятно, что мир появился раньше человека. Значит, Бог всё-таки есть. Но не будем спорить по этому поводу. Главное для нас, что человек в некотором роде есть творец самого себя и окружающей его среды, или в некоторой степени преобразователь той части внешней и внутренней среды, которая ему доступна в силу его растущих в творческом труде возможностей.

Вот тут мы и подошли к тому, что лежит в основании социального тела. Им, т.е. основанием, является СВЯЗЬ людей в совместной деятельности - кооперации, т.е. в труде. Труд - совместная деятельность индивидов, объединяющих свои усилия в борьбе с капризами природы, её бедами и катастрофами. Здесь деятельность индивидов становится общественно полезным трудом, поскольку приносит пользу всему обществу, а значит и каждому индивиду. Или почти каждому.

Да, и в соответствии со своим прозрением о необходимости дополнения теоретической конструкции центральной её частью несколько меняется и очередность частей в книге.

***

Предыдущий текст уже значительно устарел. Выяснилось, что человека можно рассматривать не только как моно-дуальность, в сопряжении противоположностей "индивид - личность", но и как моно-триальность, дополняя диаду ещё одним звеном, которое объединяет эти противоположности: "индивид - личность - субъект". Эта триада соответствует триаде "природа - культура - цивилизация". А значит, у субъекта будет свои дух и душа. Субъект экономической деятельности - хозяйствующий субъект. Субъект гражданского общества - социальный субъект, общественный деятель. Субъект политики - политический субъект, политический деятель.

***

Всё быстро устаревает. Предыдущий абзац тоже устарел. Модель психики человека теперь уже состоит из четырёх сфер:
"индивид - личность - лицо - индивидуальность"
Ей соответствует тетрада:
"природа - культура - цивилизация - история".

В целом содержание книги будет выглядеть вот так:

А. Индивид (Биология).

I-ая часть. Соматопсихика, или природное тело. Corpus animalis.
1-ая глава. Поведение - Отражение - Деятельность.
2-ая глава. Опыт - Память - Установка.
3-я глава. Интерес - Влечение - Увлечение.
4-ая глава. Склонность - Потребность - Способность.

II-ая часть. Природный дух, невербальный интеллект. Animus.
1-ая глава. Познание - Ощущение - Восприятие.
2-ая глава. Образ - Впечатление - Представление.
3-я глава. Внимание - Созерцание - Воображение.
4-ая глава. Интуиция - Мнение - Ум.

III-ая часть. Природная душа, эмоционально-волевая сфера. Anima.
1-ая глава. Настроение - Чувствование - Эмоция.
2-ая глава. Переживание - Чувство - Отношение.
3-я глава. Вчувствование (Вживание) - Сочувствие - Участие.
4-ая глава. Эмпатия (Сопереживание) - Хотение - Воля.


Б. Личность (Культура).

I-ая часть. Социальное Тело, или Общество. Corpus socialis.
1-ая глава. Практика - Быт - Техника.
2-ая глава. Обучение - Привычка - Навык.
3-я глава. Ценность - Религия - Искусство.
4-ая глава. Теория - Философия - Наука.

II-ая часть. Социальный Дух, или вербальный интеллект. Logos.
1-ая глава. Общение - Язык - Речь.
2-ая глава. Образование - Знание - Умение.
3-я глава. Осознание - Сознание - Мышление.
4-ая глава. Рефлексия - Рассудок - Разум.

III-ая часть. Социальная Душа. Psyche.
1-ая глава. Согласование (переговоры) - Согласие - Противоречие.
2-ая глава. Воспитание - Мораль - Нравственность.
3-я глава. Честь - Совесть - Намерение.
4-ая глава. Соглашение (договор) - Долг - Свобода.


В. Лицо (Цивилизация).

I-ая часть. Хозяйствующий субъект (Хозяин).
1-ая глава. Экономика - Потребление - Производство.
2-ая глава. Распределение - Сбережение - Обмен.
3-я глава. Стоимость - Полезность - Цена.
4-ая глава. Благо - Счастье - Обладание.

II-ая часть. Социальный субъект (Член гражданского общества).
1-ая глава. Общество - Структура - Функция.
2-ая глава. Организация - Институт - Самоуправление.
3-ая глава. Идеал - Менталитет - Идеология.
4-ая глава. Милосердие - Суд - Мудрость.

III-ая часть. Политический субъект.
1-ая глава. Политика - Правда - Вещание.
2-ая глава. Порядок - Право - Управление.
3-ая глава. Признание - Правосознание - Влияние.
4-ая глава. Справедливость - Правосудие - Власть.


Г. Индивидуальность (История).

I-ая часть. Темперамент. Телесная индивидуальность.
1-ая глава. Реализация - Самобытность - Инициатива.
2-ая глава. Путь - Самостоятельность - Самоопределение.
3-я глава. Самоутверждение - Ожидания - Притязания.
4-я глава. Самоактуализация - Самодостаточность - Потенциал.
 
II-ая часть. Интеллект. Индивидуальный Дух.
1-ая глава. Самопознание - Самонаблюдение - Самовыражение.
2-ая глава. Самообразование - Самоотчёт - Самоописание.
3-я глава.  Самоосознание (Саморефлексия) - Самосознание - Самоосмысление.
4-ая глава. Самопонимание (Я-концепция) - Самооценка - Самокоррекция.
 
III-ая часть. Характер. Индивидуальная Душа.
1-ая глава. Самость - Самочувствие - Саморегуляция.
2-ая глава. Самовоспитание - Я-моральное - Я-нравственное.
3-я глава. Самоуважение - Я-реальное - Я-идеальное.
4-ая глава. Самореализация - Успешность - Произвольность.





[Учитывайте, что в связи с постоянным переосмыслением и переименованием
некоторых звеньев триад (тетрад) я не успеваю переписывать тексты глав.
Поэтому то, что вы видите здесь, может не совсем соответствовать тому,
что вы увидите в названии уже написанных глав. Когда-нибудь всё образуется.
В смысле, согласуется и гармонизируется.]