Моя тёзка, пряники и телевизор

Елена Гусева 6
Мой дед Михаил Ефимович Алексахин (по материнской линии) родился в семье Елены Вдовиной (девичья фамилия), к сожалению её мужа, своего прадеда я не знаю, не успела расспросить о нём своих близких. Моя тёзка – прабабушка Елена словно оправдала свою девичью фамилию и очень рано овдовела. Она осталась одна с двумя малолетними сыновьями после первой мировой войны.

По воспоминаниям мамы, Елена была немного суховата в общении, да и сложно было молодой одинокой женщине в последующие революционные голодные годы растить двоих сыновей, оставаясь мягкой и женственной. Помогало то, что жили они в большом деревенском посёлке–совхозе, близко к большому городу, так было проще накормить растущих мальчиков.

Я хорошо запомнила прабабушку Елену, впервые увидев её совсем маленькой, лет пяти наверное. Она была маленькой сухонькой и тихой старушкой в вечном светлом платочке. В старости прабабушка жила в новом и просторном доме своего сына Михаила (моего деда), который он обстоятельно и с любовью построил сам. Она очень гордилась, что её старший сын смог стать таким зажиточным и уважаемым среди всех остальных соседей. Раньше взрослые говорили о таких "выбился в люди". Меня всегда это занимало, а кто же все остальные, кто не выбился?

Елена была скромна, стеснительна и даже застенчива, когда наша дружная весёлая семья из мамы–папы, меня и младшего брата появлялась там в выходные и праздничные дни. У прабабушки был вытянутый тонкий нос, который мне казался ужас каким непривлекательным. Скорее он даже немного пугал меня, напоминая длинный противный нос Бабы Яги из русских сказок. Я немного сторонилась этой старушки, которая ничего не понимала в надвигающемся со всех сторон прогрессе и появившихся новшествах в быту.

Когда мой дед Михаил купил, только что появившиеся телевизоры, приходя к бабушке, мы часто всей семьёй смотрели любимую теле передачу взрослых «Клуб кинопутешествий». Для девяносто девяти процентов советских граждан это была единственная форма увидеть далёкие страны, диковинных животных и людей, с отличным от нас цветом кожи. Даже сейчас я отлично помню её симпатичного пожилого ведущего, его приятный спокойный голос, обаятельное лицо и чудесную седую окладистую бородку. Именно она особо привлекала моё детское внимание, наверное своей оригинальностью и белым цветом волос. Для меня он был похож на доброго бородатого волшебника.

Вот тут, наши вкусы с прабабушкой полностью совпали, ей тоже нравился этот «дедушка», как она его называла. У меня, в отличие от всех зрителей, не хватало терпения долго смотреть телевизор и я через несколько экранных минут быстренько выбегала на улицу, где было намного интересней. А для прабабушки Елены это было святое время. В эти моменты она была недосягаема для всех, отстранялась от нас, и словно впадала в транс. Передача о путешествиях всегда выходила по выходным и прабабушка очень тщательно к ней готовилась.

Она обязательно одевала чистый накрахмаленный белый платочек на голову, оправляла складки длиной юбки и парадного фартука. Потом заранее садилась на стул перед тёмным экраном телевизора, тщательно расправляла свой «воскресный фартучек» на коленях, нервно и основательно готовясь к встрече. Елена несколько раз спрашивала всех, не пришло ли время включить этот непонятный для неё небольшой ящичек, где странным образом появлялись разные интересные живые картинки и её любимый дедушка, который обо всё этом увлекательно рассказывал.

Как только раздавалась знакомая мелодия передачи, наша старушка оживала и увидев здоровающееся с экрана знакомое лицо, тут же привставала со стула и с лёгким поклоном отвечала: «Здравствуйте дедушка». Вероятно она думала, что он её слышит и видит, только никак не могла понять как большой дедушка попал в этот маленький ящик, и почему он никак не хочет оттуда выйти и поговорить с ней напрямую.

Этими своими вопросами она много раз докучала моим родителям, как молодым и самым образованным в семье, но их ответов не понимала, и в следующий раз снова спрашивала то же самое. Как только программа заканчивалась и лицо ведущего исчезало с экрана, Елена сразу теряла интерес к остальному происходящему и бесшумно удалялась в свою комнату.
 
Прабабушка, так же тщательно готовилась ко встрече со своими правнуками – мной и моим братом. Особенную симпатию у неё вызывала я, и она всегда старалась погладить меня по голове или поправить бант в моих волосах. Вероятно ей нравилось, что мы тёзки и меня назвали тем же именем – Елена, хотя и не в честь неё.
 
Мои родители хотели девочку Алёнушку в платочке, как на обложке шоколадки с именем "Алёнка", и как в сказках, старшую сестрицу для будущего братца Володюшки. Мама рассказывала, что отец смеялся и добавлял в лопаточках. Звали меня в детстве по разному, в зависимости от моего своевольного поведения. А вот прабабушку Елену никому и в кому и в голову не приходило назвать Леной например. Ей шло только одно Елена, именно оно звучало в унисон с ее серьёзностью.

Мой дед Михаил и бабушка Татьяна старались побаловать старушку и частенько покупали ей сладости, в основном мягкие пряники и печенье. После обеда ей выдавали сладость и та расцветала от внимания. Она брала свои лакомства, складывала их в карманчик своего фартука и тихонько уходила к себе в комнату.

Оказалось, что всю неделю, а иногда и дольше она прятала эти сладкие сокровища у себя в комоде с бельём и, когда мы с братом появлялись подзывала к себе и вручала нам свои припрятанные сладости. С печеньями эта история проходила незамеченной, мы съедали их быстро, только вызывала тревожное состояние у родителей, почему это у нас не было аппетита во время обеда. А вот с пряниками однажды случилось недоразумение.

За неделю, а то и две лежания в ящике комода, они высыхали твердели и становились просто каменными. Однажды, когда в очередной раз прабабушка вручила нам свои пряничные подарки, они оказались совершенно несъедобными. К тому же один из пряников был надкушен, что меня удивило и позабавило одновременно. Я прокомментировала младшему брату – Или это мышка или сама бабушка откусила. Мы скривились и безжалостно их выбросили, предварительно слизав сверху сладкую глазурь.

Когда бабушка Таня заметила в мусорном ведре несколько пряников, то очень удивилась и началось настоящее расследование. В ходе расспросов выяснилось, что всё эти сокровища тщательно припрятывались прабабушкой Еленой в укромные уголки. С тех пор надзор за Еленой стал строже, ей предложили съедать гостинцы сразу после еды в столовой. Наверное, всё рассказанное одновременно и смешно и грустно.

Прабабушка пережила две войны, раннюю потерю мужа–кормильца, и так хорошо знала, как страшен был голод. Да и пряники, как непозволительную ранее роскошь, она впервые попробовала будучи пожилой. И всё таки, так велика была её любовь к своим домочадцам и правнукам, что самые лакомые  сладости, она стойко хранила до нашего прихода, позволив себе попробовать всего лишь один кусочек.