Не выдавай друга без пользы!

Олег Маляренко
Завод «Продмаш» имени Куйбышева (сейчас был бы имени Самары) выпускал оборудование для пищевой промышленности. Своей продукцией заводчане гордились. По сравнению с зарубежными образцами она была не такой презентабельной, зато не уступала им по производительности и надёжности, а главное, она была значительно дешевле. Машины и линии продмашевцев пользовались спросом не только внутри страны, но и в Африке, Азии, Латинской Америке и даже в Европе.

При заводе было специальное конструкторское бюро (СКБ), где разрабатывались чудо-машины, без которых пищевики никак не могли обойтись. Там сконцентрировались светлые мозги, которые неустанно прикладывались от задуманной идеи до серийного производства, а далее технического обслуживания.

В одном отделе СКБ работали конструкторами два друга Паша и Лёша. Они не только дружили между собой, но и семьями. Разность характеров только укрепляла их дружбу. Они постоянно разыгрывали и подначивали друг друга, делали это беззлобно, потому никогда у них не было места для обид. В конструкторское бюро друзья пришли в один и тот же год после окончания института «зелёными» молодыми людьми. Постепенно набирались опыта, устроив негласное соревнование, кто из них дальше продвинулся в достижении вершин инженерной мысли. Этим показателем служила заработная плата, которую они получали.

Конструкторское бюро, в котором трудились Паша и Лёша, шагало в ногу с техническим прогрессом, вернее, на острие прогресса, ещё вернее, впереди прогресса. Чтобы стимулировать труд своих работников в КБ была разработана балльная система, которая учитывала всякий чих. Чем больше набиралось баллов, тем выше была прибавка к окладу. Однако она составляла всего несколько рублей, что нивелировало полученные баллы. Невзирая на это, в конце каждого месяца начальник отдела тщательно рассчитывал баллы. По этой системе друзья лидировали по очереди, то один, то другой.

По графику отпусков Паше и Лёше он выпал одновременно на июль. Паша и его жена были заядлыми туристами, поэтому они со своей группой двинулись покорять горы Северного Кавказа. Лёша вместе с семьёй направился в роскошную деревню в Воронежской области, где жили его дедушка и бабушка.

Отпуск пролетел быстро. Друзья встретились вновь на работе. Оба остались довольны времяпровождением во время отпуска, и оба испытывали финансовое напряжение в ожидании аванса. Оба с удовольствием заняли бы денег друг у друга, но оба были безденежны.

- Лёша, - спросил Паша, – какие ты получил отпускные?
- Сто пятьдесят девять рублей.
- Такого не может быть.
- Почему же?
- Потому что оклады у нас одинаковые, как и всё остальное, а я получил только сто двадцать один рубль.
- Паша, а ты проверял, почему тебе начислили столько?
- Нет. Перед отпуском этим заниматься было некогда, да я и не знал, сколько получил ты.
- Сходи в бухгалтерию и разберись.
- Так я и сделаю.

К этому времени появились срочные задания по доработке технической документации по результатам испытания опытного образца закаточной машины. Конструкторы работали, не поднимая головы. И только когда этот этап работы завершился, Паша пошёл в расчётный отдел бухгалтерии.

Он вернулся оттуда, и на его лице играла загадочная улыбка.

- Ну, и чем закончился твой поход? – не выдержал Лёша.
- На жаль, отпускные мне посчитали правильно.
- Значит, Паша, ты волновался зря.
- Но это ещё не всё, - продолжил Паша. – Бухгалтерша проверила и расчёт твоих отпускных с моей подачи. И с прискорбием должен сказать тебе, что твои отпускные были посчитаны с ошибкой. А теперь из твоей, Лёша, зарплаты удержат переплаченные тридцать восемь рублей.
- Паша, ты предатель! – возмутился Лёша. – Ради своих корыстных интересов ты  выдал меня с головой. И теперь у меня будут высчитывать мои деньги. После такого я не считаю тебя близким другом. И даже не хочу с тобой разговаривать.
- Ты это серьёзно? – удивился Паша. – Я ведь не хотел тебя выдавать. Ради нашей дружбы я готов компенсировать те несчастные 38 рублей.
- Этого будет маловато. Ты ещё должен извиниться перед моей женой за то, что в получку я не донесу домой названную тобой сумму.

Друзья грохнули крепким мужским хохотком. Они прекрасно понимали друг друга, так что почти не попадались на различные уловки и розыгрыши. После того случая между ними не пробегала чёрная кошка, а только белые пушистые котята. Однако Лёша ещё долго вспоминал с усмешкой, как Паша выдал его бухгалтерии.

В настоящее время завод «Продмаш» остался в истории. Его снесли начисто, построив на его территории супер- и гипермаркеты. Пищевое машиностроение в СНГ приказало долго жить.