Нам песня строить и жить помогает?

Геннадий Гаврилов
"И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт..." -
 - Автор этих слов,  Лебедев-Кумач, в 1937 году в другой своей песне  утверждал: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек»…
Не вдаваясь в оценки событий той поры, надо признать, что эти слова – более чем поэтическое преувеличение. Они – полное искажение правды,  как бы кто не относился к той эпохе.
Более того, есть все основания утверждать, что есть песни, которые не только "не помогают", но и мешают жить...
Однажды в поезде довелось слышать по радио концерт так называемых "блатных" песен, которых иногда относят к шансону. -Несколько пассажиров потребовали от начальника поезда прекратить это насилие над чувством прекрасного.Им не сразу удалось добиться своего...
Споры о благотворности музыкальных жанров идут с давних веков. В годы становления СССР, например, Д. Кабалевский критиковал  И. Дунаевского за то, что он пытался «форму западноевропейской джазовой музыки приспособить для выражения чувств и мыслей советских людей...» Причём  Дунаевский в том же самом упрекал М.Блантера.
 Как видим, догмат о вредоносности джаза и блюза родился давно, но не  был безоговорочно принят. И популярность песен той эпохи – тому свидетельство.
Хотя,  в последние годы существования СССР  люди, играющие и слушающие  джаз, были объявлены потенциальными предателями.
Недавно всей России сообщили, что  МГУ более других ВУЗов мира «выпустил олигархов».
А может ли Большой театр утверждать, что он является очагом или  рассадником культуры?
Сеет ли он что-то доброе и вечное или является изящным сундуком  с нафталином для хранения старинных оперных и балетных репертуаров?
То, что опера и балет не являются массовым искусством, очевидно.
Для большинства населения , шагающего по жизни с песней,  классика  кажется таким же извращением музыки, каким в фильме «Ширли-мырли»  показан симфонический оркестр, исполняющий вариации на тему «Очи чёрные».
 Но это не отменяет, конечно, право элиты на особый репертуар. Как бы она не тешилась - лишь бы не забывала, откуда родом,  лишь бы  всё шло на пользу стране. А в этом-то как раз и есть проблемки.
          Конечно, почти у всех граждан России взрослая жизнь начиналась  с марша Мендельсона, а заканчивалась до недавних пор у многих похоронным маршем Бетховена.
А между этими событиями для классики у подавляющей части населения в жизни  места почти нет. То, что балет Чайковского выбран заставкой ТВ на время ГКЧП,  выглядит насмешкой, если не издевательством, и над музыкой, и над гражданами.
«Строить и жить» помогает другая музыка:  нет места для классики на именинах, свадьбах и корпоративных праздниках.
Но классику продолжают нахваливать, как иногда хвалят детям пищу, которая не вкусная, но полезная. 
И это делают особенно рьяно на фоне угрожающего наступления на культурном фронте той музыки, которую раньше называли «зарубежной эстрадой», а теперь и по её настоящему имени:
рок, блюз, джаз… 
Есть непредвзятые исследования, которые доказывают, что в страшилку про джаз, рок и блюз  люди не верят. Доказана ошибочность утверждения о том, что любители рока – это депрессивные и склонные к суициду падшие, темные люди.
                Никто не оспаривает роль музыки в развитии культуры народов.   А  влияет ли она на благополучие и могущество стран? 
 Аристотель говорил, что «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души».
Конфуций также отмечал, что музыкальные вкусы могут отражать приверженность к распущенности, разврату, заносчивости и гордости, а некоторые песни «разрушают порядочность и добродетель» 
И уж совершенно бесспорно, что музыка может доставлять радость и служить утешением.
В Библии описано, как музыка помогала царю Саулу успокоиться от его душевных волнений и бурь.
«Музыка — лучшее утешение для опечаленного человека» - говорил основатель протестантства Мартин Лютер.
«Музыка глушит печаль» - писал  Шекспир
Сегодня повсюду цитируют слова американского священника Ж.П. Режимбаля:
 «Социально-культурный феномен рок-н-ролла… превратился в наиболее мощную разрушительную силу для тела, души и сердца, которая когда-либо исходила из недр самого ада».
В 50-е годы 20 века общественность США и даже государственные органы обвиняли рок-н-ролл в разрушении американской культуры.  Были версии о том, что рок-н-рол -  это дело рук коммунистов, решивших  подорвать американскую мощь изнутри.
Где сейчас рок-н-рол? – Всюду. И в России, и в Китае, и в Японии…  США  устояли перед нашествием деструктивной музыки, посещение концертов рок-звёзд стало обычаем президентов. А некоторые музыкальные извращения там терпят, как мы все терпим плач больных или обиженных детей, возрастные особенности подростков  и шумные оргии некоторых соседей по дому.   
              Слова Конфуция о роли музыки в Китае были поняты так своеобразно, что дали повод композитору Берлиозу говорить о китайской музыке очень нелестно:
 «Напев, гротескный и даже весьма неприятный, заканчивался, как в любом нашем самом пошлом романсе, на ключевой ноте; ни разу не отклонился он от тональности и лада, заданных в самом начале. ...в этой области они пребывают в полнейшем мраке варварства и инфантильного невежества… Народы Востока называют музыкой то, что мы назвали бы шумом».
Все пороки стран, в которых «развратная музыка» не возбраняется, есть и в Китае с его особенной музыкой. Но многие достижения тех стран есть также и в Китае.
Значит, преувеличивал Конфуций роль музыки?
Бесспорно, что современная музыка раскрепощает чувства, а запреты  на неё преследуют благую цель спасти от «распущенности».
Бесспорно и то, что иногда запреты эти представляют собой самое настоящее насилие над естественными чувствами и, как многие другие благие намерения, не ведут к добру.
Ярким образцом массовой фальши и лицемерия в музыке могут служить её образцы из советской эпохи, когда, по выражению И. Дунаевского, от композиторов требовали, чтобы герои оперы объяснялись в любви комбайну.  Кстати, И.Сталин сказал, что «Песню о Сталине», автором музыки которой был Дунаевский, сочинил человек, который не любит Сталина.
         
«Когда я создаю музыку, я всегда надеюсь, что моя музыка подарит радость многим людям. Если так и получается, я очень счастлив. Дарить радость - вот что делает меня счастливым» - говорил американский исполнитель рока Майкл Джексон.
Музыку другого американца, С.Уандера, тоже не назовёшь классической.  Но, благодаря своим песням,  он  преодолел все тяготы врождённой слепоты,  стал счастливым человеком и знаменитостью мирового масштаба. Неклассическая музыка не только не сделала его асоциальным, а принесла ему славу борца за права человека. Нельсон Манделла назвал его своим сыном. По его инициативе в США учреждён день памяти М.Л.Кинга.
               Миф о дьявольском происхождении блюза и рока опровергают своей жизнью и поступками многие музыканты. Тем не менее, эти жанры никто нигде не называет целительными.
Любой желающий легко найдёт что-то вроде музыкального лечебника, где напротив фамилии композиторов указаны болезни, исцеляемые его музыкой, и даже с указанием произведения.
Классическая музыка получает такую рекламу, что хоть святых выноси: как известно, в христианстве тоже есть обычай молиться разным святым при конкретных болезнях.
Например, читаем в интернете и в некоторых книгах:
- «ноктюрн» Ф.Шопена исцеляет «от болезней глаз и мигрени».
- концерт для фортепиано Ф.Листа «Лечит ушные болезни, помогает при болезнях шейных позвонков и горла».
- И.С.Бах, подобно кровопусканиям с помощью пиявок  «Ускоряет выздоровление при заболеваниях сердца и органов дыхания. Помогает избавиться от камней в жёлчном пузыре, при болезнях желудочно-кишечного тракта и воспаления поджелудочной железы. А также помогает при болезнях носовой полости, простатите, воспалении придатков, нерегулярных болезненных менструациях».
             Упомянутый Свадебный марш Мендельсона «помогает при лечении заболеваний кишечника, в том числе колитах, при болезнях печени, а также воспаление аппендикса».
Соната Моцарта для фортепиано останавливает приступы и прекращает эпилепсию.
Это кажется готовым материалам для юмориста типа М.Задорнова или М.Галкина.
И было бы смешно, если бы не было похоже на рекламу дорогих лекарств, исцеляющих тоже от всех болезней  сразу после нескольких курсов лечения.
    Наши композиторы тоже не забыты в «лечебнике»: «если на Второй концерт Рахманинова принести воду, то она обретает  сильные целебные свойства, несёт в себе колоссальнейший заряд победы».
Еще в советские времена было замечено, что у коров при прослушивании классической музыки повышались надои. Но в те времена это свойство не спасло страну от постоянного дефицита молока, хотя классической музыки было, как говорится, навалом от Шостаковича до Чайковского.
Не слышно музыки и на современных фермах, где  доярки если и поют, то не арию «Кармен».
П. И.Чайковский, оказывается, помогает не только от ГКЧП, но ещё  от раздражительности и неврозов.
                После таких рецептов возникает вопрос: как с точки зрения оздоровления музыка действовала на самих композиторов?
П.И.Чайковский  весьма положительно относился к алкоголю.
Иногда, по его собственному признанию, он пил ежедневно даже «до симптомов токсического похмелья», а по-русски говоря, «до чёртиков». Судя по другим грехам, можно было бы предположить, что и музыка его исходит из ада, что музыка не всегда отражает внутренний мир композитора. Она может быть его противоположностью, или  тем,  чем он пытается спастись от своего внутреннего мира.
Есть поговорка «Не согрешишь, не покаешься». Вот композиторы и пытались в музыке найти прощение. Или просто облегчать свои физические и душевные боли.
Поэтому, ни характер, ни  поступки их не могут компрометировать их музыку.
Это что-то подобное утверждению о том, что, церковные таинства не теряют своей силы, если совершаются грешными священниками.
           Современники И.С.Баха отмечали, что он «не всегда был симпатичен. Его раздражительность и упрямую неуступчивость нельзя ни простить, ни извинить». Как известно, всю жизнь композитор страдал от слабого зрения.  От зрения его музыка не  лечит, а вот мужчинам, желающим стать донорами спермы, её рекомендуют.
           Произведения Моцарта, как утверждают, снимают стрессы и головную боль, улучшают зрение, память, внимание, даже лечат от заикания.
Сам композитор и в детстве, и в зрелые годы  часто и тяжело болел. Умер  в возрасте 35 лет.
           Мендельсону из-за его  раздражительности и головных болей врач запретил  публичные выступления. Умер в 38 лет. Р.Вагнер писал, что "Музыка Мендельсона является бесстрастной, с ничтожными идеями, фантастическими тенями образов: ее развлекательный характер, склонность к созерцанию содействует распущенности».
Можно ли верить Вагнеру? Об этом чуть ниже.
              Р.Шуман после неудачного суицида в возрасте 44лет просил поместить себя в психиатрическую больницу. Через два года там и скончался.
             Л.В.Бетховен, спасаясь от болезней,  сильно злоупотреблял алкоголем.
В возрасте 44 лет композитор полностью оглох…  Травмированный душевно, он продолжал пить…Будучи уже полностью глухим и  тяжело больным, с расстроенной психикой,  продолжал писать музыку.
Считается, что музыка Бетховена пронизана высокими этическими идеалами. Из этого должно следовать, что Бетховен нужен  тем, кто испытывает страдания. Тогда становятся понятными – или зловещими - слова наркома А.Луначарского: «Бетховен нам слишком дорог, Бетховен слишком нужен народной России, стремящейся к коммунизму». И он имел в виду не только похоронный марш.
Восхищался музыкой Бетховена и другой великий классик, композитор Р.Вагнер, о музыке которого тоже великий Д. Верди говорил: "Как бы ни было грустно, но мы должны расстаться с музыкой Вагнера, если не хотим, чтобы нас поглотила злая сила".
Личность Р.Вагнера, наверное, более других показательна с точки зрения оценки «возвышающих» свойств музыки.
По-настоящему знаменитым  Р.Вагнер стал лишь после знакомства со своим добрым гением Людовиком 2.  Говорят: «Свита делает короля». Можно  сказать, что короли делают знаменитостей.
Людовик 2 стал пропагандистом и спонсором  Вагнера на многие годы. Их привязанность друг к другу дала повод для подозрений обоих в нетрадиционной связи.
 «Вагнер в своих творениях возвышен, а в поступках низок» - писала одна из близких знакомых Вагнера.
Современники Вагнера так оценивали его творчество, что требовали даже его изгнания из страны. И так настойчиво, что Людвиг 2 был вынужден уступить требованиям правительства, жителей Мюнхена и своей семьи, и выслал своего любимца из Баварии. Что не спасло его
 от смещения с трона на основании  решения консилиума врачей, признавших его неизлечимым душевнобольным. Верди как в воду смотрел…
              Б.Шоу называл  Вагнера извращенным эгоистом, с серьезными умственными отклонениями, и сравнивал его музыку с произведениями импрессионистов: люди с острым чувством красоты звука – писал он -  «чувствующие очарование музыкальной формы, считают Вагнера сумасшедшим. По их мнению, он ввергает музыку в хаос и извращенчески насаждает уродливые грубые звуки там, где прежде царствовали лишь красота и грация, подменяет невнятными, бесцельными, бесформенными, бесконечно извилистыми мелодическими лабиринтами».
И это ещё не самое главное. В статье   "Иудаизм в музыке",  Вагнер писал: «Евреи – дурная совесть современной цивилизации, и в силу своего национального происхождения не в состоянии достичь глубины и особенностей в понимании немецкого национального искусства….
Нужно освободиться от чувства гуманности к евреям...
звуки уничтожения, которые я написал для литавров в соль миноре, олицетворяют гибель всего еврейства, и поверь, я не писал ничего прекраснее".
За пятьдесят лет до зарождения нацистского режима Вагнер в своем письме в баварский парламент предлагал осуществить полное уничтожение еврейской нации.

Как видим, о вдохновляющих и облагораживающих свойствах классической музыки ничего нельзя сказать определённого, не упоминая  нравственных или политических критериев. 
А о рок-музыке уверенно говорят, что она  «убивает живую клетку».
И в доказательство приводят тот факт, что многие рок-музыканты вели «плохой» образ жизни,  и мало кто из них дожил до 50 лет. При этом, бессовестно не замечая или замалчивая тот факт, что, например, лидеры самых звёздных рок-групп мирового уровня живут и здравствуют на 7-м десятке лет:
Р.Плант -  Лед Зеппелин» - 1948г.р., М.Джагер – Ролинг стоунс»  - 1943 г.р., П.Макартни – Битлз, Вингс – 1942 г.р.,  Р.Уотерс,  Д.Гилмор – Пинк Флойд  - 1943 и 1946г.р. – все они ещё до сих пор выступают в концертах, живы и здоровы, не менее тех, кто любит и слушает классику.
А может быть, и более чем многие из них.