Глубокая тайна

Ангелина Кныш
У нас на Донбассе – очередное военное обострение. Шок, страх, гнев, и боль буквально захлестнули от масштабов нынешних разрушений и потерь.
 
И тут же понимаешь: очередное возмущение с подробным перечислением последних преступлений НИЧЕГО НЕ ДАСТ. Донбасс уже давно превратили в футбольный мяч, который противоборствующие стороны остервенело футболяют друг другу, попутно стараясь получить какие-то политические и материальные дивиденды. И не желают признавать (то есть, лгут, лицемерят, манипулируют общественным мнением), что бьют при этом по миллионам живых людей.

Что сказать? В Священном Писании все уже давно сказано – «всяк человек ложь». В этом убеждаешься на каждом шагу, но вновь и вновь больно жалит этот рабский муравейник несвободы…

Только в Евангелии и возможно найти утешение – оно не обманет. Хотя не покидает мысль, что в нем заключена некая глубокая тайна, которую не удается разгадать, как ни пытайся.

Заключается она в ответе на вопрос: «Спасение (или погибель) каждого конкретного человека предопределены Богом заранее (и у Христа, как известно, были «любимые» ученики) или же обреченный изначально человек может что-то изменить в своей судьбе и в итоге обрести Царство Небесное?».

На первый взгляд, все очень просто: соблюдай заповеди, приноси покаяние, и попадешь в рай.

Однако фарисеи только тем и занимались, что день и ночь соблюдали заповеди и законы, но, тем не менее, Христос постоянно обличал этих людей. Значит, соблюдали, усердствовали, каялись, но НЕПРАВИЛЬНО?

А соблюдали ли заповеди грешники и мытари, к которым Христос благоволил намного больше, чем к фарисеям? Наверняка многие не соблюдали. Между тем, именно их в большинстве своем Христос исцелял и изгонял из них бесов, утверждая при этом: «Вера твоя спасла тебя».
 
То есть, этим людям была ДАРОВАНА БОГОМ ВЕРА, а фарисеям – нет. Но за что они получили такой щедрый подарок – за сомнительное усердие в соблюдении заповедей? Или за столь же сомнительное покаяние в грехах, о котором, кстати, Христос их и не спрашивал вовсе?

Возникает вопрос: «Чем первые отличались от вторых?» Фарисеи, как известно, в основном были богаты («уже нынче получали награду свою»), лицемерили и ВОЗНОСИЛИСЬ над другими (притча о фарисее и мытаре).

Вторые НЕ ВОЗНОСИЛИСЬ – в основном, наверное, потому, что нечем было гордиться и возноситься, но, может, в этом и лежит разгадка спасения человека: иметь как можно меньше поводов, в частности, материальных, для гордости?  В то же время эти люди намного больше первых СТРАДАЛИ от нищеты и болезней.

Дарованная грешникам и мытарям вера подвигала их на поступки, которым удивлялся даже Христос: одни разобрали крышу дома, чтобы спустить болящего прямо перед окруженным множеством людей Спасителем; другой (начальник мытарей Закхей) залез на дерево, чтобы увидеть Христа; третья (самаритянка) сравнила себя с псами, питающимися крошками со стола господ и т.д.

А еще вместе с верой они обрели общую черту, которую я назвала бы «преклони колено», а по сути, это было начатком СМИРЕНИЯ. Все они очень почтительно обращались к Иисусу Христу: «Господи, очисти меня; Господи, исцели моего сына; Господи, как бы нам прозреть» и т.д. Совсем по-другому держали себя надменные фарисеи.

Характерно, что в евангельских описаниях чем ГЛУБЖЕ было греховное падение человека в течение жизни, тем больше «радости о нем на небесах» бывало при его смиренном покаянии, и спасение ему даровалось, даже если этот человек «приходил в последний час» (притча о нанятых работниках).

Об этом свидетельствует и притча о блудном сыне, и обращение яростного в прошлом гонителя христиан апостола Павла, и – особенно наглядно! – судьба «правого» разбойника.

Соблюдал ли заповеди вышеуказанный разбойник? Не соблюдал. Каялся ли в совершенных грехах? Если и каялся, то весьма «прикровенно». Зато сполна принял муки крестные (об этой важной составляющей спасения почему-то забывают) и явственно «преклонил колено» перед Христом, за что и удостоился первым войти в рай.

Напрашивается вывод: будем соблюдать заповеди, каяться, терпеть и смиряться – и наверняка обретем спасение? Увы, гарантии в этом никто не даст.

Протоиерей Андрей Ткачев в одной из своих проповедей рассказал о том, как Господь посрамил Макария Великого и Антония Великого (уж кто, казалось бы, больше этих святых мог соблюдать заповеди, каяться, терпеть и смиряться?). Однако пришло им в голову, что они уже достигли чего-то значительного в своем усердии, и Господь в видении повелел им пойти поучиться у простых людей – Макарию у двух простых женщин, которые перед замужеством дали обет (и строго придерживались его) никогда не ссориться в семье, а Антонию – у простого сапожника, который, работая, наблюдал за прохожими и всех их считал лучше себя.

То есть, даже святым есть что поставить в упрек. Кроме того, в Евангелии неоднократно упоминается о некоем числе избранных, которое нужно добрать до полного сонма спасенных. Сколько еще осталось добрать, неизвестно, но наверняка немного, а это значит, что «проходной балл» в наше время весьма высок.

В конечном итоге все зависит от воли Божьей. Но стоит ли опускать руки – дескать, все равно все погибнем? Ни в коем случае. Ведь чем отличается верующий и старающийся угодить Богу человек от безбожника? Тем, что после смерти погибель верующего возможна, но вероятность спастись гораздо выше. Безбожник же однозначно обречен на погибель.

Очень показательный эпизод привел однажды протоиерей Владислав Цыпин в своей лекции в Сретенской духовной семинарии.

Ему лично довелось беседовать с воспитанницей игуменьи Горненского монастыря в Иерусалиме, которая после раскола монастыря на подчинение русской православной и зарубежной церквям уехала в Россию и была вхожа к патриарху Алексию I. Когда после смерти Сталина его заочно отпевали во всех русских церквях, игуменья задала патриарху вопрос: «Как такое возможно, ведь Сталин был убежденный атеист?». Ответ патриарха был таким: «А он покаялся. Он мне исповедовался».

Значит, даже такому закоренелому грешнику Господь посчитал возможным протянуть спасительную соломинку? Поэтому, не теряя надежды, всем нам нужно постараться успеть сделать максимум возможного для спасения своей души.