О Биосоциологии

Виталий Шолохов
1. БИОСОЦИОЛОГИЯ – ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРВЫХ ПРИНЦИПОВ АРИСТОТЕЛЯ К ОСНОВАМ НАУЧНОЙ СОЦИОЛОГИИ [Виталий Григорьевич ШОЛОХОВ]
2. Социология
Наука об обществе, составляющих его системах, закономерностях его функционирования и развития, о социальных институтах, о взаимоотношениях людей, групп и обществ. Существует два метода познания общества, которые восходят к Платону и Аристотелю
3. Raphael’s School of Athens
Художественными средствами показано различие методов познания
4. По Платону, «разум» постигает бытие и изменяет бытие, создавая знания и их носители. Платон называет весь этот процесс «диалектикой». Но «диалектика Платона – прежде всего учение о бытии, о родах истинно-сущного бытия и об идеях». (Асмус В.Ф. Античная философия. Диалектика Платона. Стр. 152). На этом основании все учение Платона определяется как идеализм. Диалектика Платона имеет гносеологический аспект, по которому она есть теория познания. Модель постижения сущности бытия, которую Платон так ярко изобразил в «Республике», есть «для философа и для всякого, кто особенно ценит знание» [Софист. 249 C-D] учение о методе. Философское учение Аристотеля: бытие – живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия: Материя – «то, из чего». Форма – «то, что». Действующая причина (начало) – «то, откуда». Цель – «то, ради чего». Высшей целью является «Благо». “Всякое искусство и всякое учение, а равным образом поступок (praxis) и сознательный выбор, как принято считать, стремятся к определенному благу. Поэтому удачно определяли благо как-то, к чему все стремится” (Аристотель Book 1.1 1094 a1-3.)
5. Объектом нашего исследования является человеческое общество. Во времена Аристотеля ученые не различали общество и государство. В основе этого различия лежит очевидное свойство бытия, которое отражено Аристотелем в его категориях как «действие» и результат. Аристотель пишет в первых пяти строках его «Этики»: «Всякое искусство и всякая наука, а также и деятельность, и намерение стремятся к известному благу; поэтому благо хорошо определили так: оно есть то, к чему все стремится. Сказывается, однако, различие целей: они частью деятельность, частью – независимые от них предметы» (1094а1-5).
6.
7. Надо, видимо, признать, что оно, [высшее благо], относится к ведению важнейшей [науки, т. е. науки], которая главным образом управляет. А такой представляется наука о государстве, [или политика]. Она ведь устанавливает, какие науки нужны в государстве и какие науки и в каком объеме должен изучать каждый. Мы видим, что наиболее почитаемые умения, как-то: умения в военачалии, хозяйствовании и красноречии – подчинены этой [науке]. А поскольку наука о государстве пользуется остальными науками как средствами и, кроме того, законодательно определяет, какие поступки следует совершать или от каких воздерживаться, то ее цель включает, видимо, цели других наук, а, следовательно, эта цель и будет высшим благом для людей [вообще]. (Aristotle, Nicomachean Ethics, Book 1.1 1094 b13).
8. Гринченко С.Н.
ИЕРАРХИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ В ПРИРОДНЫХ И
СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ: СЕЛЕКЦИЯ ВАРИАНТОВ
ПРИСПОСОБИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМ
«ДОСТАТОЧНО ВЫСОКОЙ СЛОЖНОСТИ» НА ОСНОВЕ
АДАПТИВНЫХ АЛГОРИТМОВ СЛУЧАЙНОГО ПОИСКА
  Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://1421 zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2000/108.pdf. В рамках природной супра-системы “Биосфера Земли”: ; для супра-контура “БИОСФЕРА ЗЕМЛИ-БИОГЕОЦЕНОЗЫ” в качестве объекта выступает “БИОСФЕРА ЗЕМЛИ”, а в качестве его субэлементов  - “БИОГЕОЦЕНОЗЫ”. Частным случаем БИОГЕОЦЕНОЗА  оказывается ГОСУДАРСТВО.
9. Современная наука об управлении – the highest ruling science (1094a27) – была названа ее создателем Н.Винером «Кибернетикой». На заседании редакции отечественного журнала «Вопросы философии» его спросили: «Какие из вопросов, стоящих перед кибернетикой, Вы считаете сейчас наиболее важными и актуальными?». Он ответил: «Прежде всего, изучение самоорганизующихся систем, нелинейных систем и проблем, связанных с жизнью как таковой. Но это три способа сказать одно и то же» (Вопросы философии).
10. Сергей Николаевич Гринченко использовал алгоритм «самоорганизации» – адаптивной системы поиска экстремума функции цели для создания иерархической модели бытия, которая состоит из 52 уровней (Гринченко). В монографии «Метаэволюция» С.Н.Гринченко рассматриваются самые фундаментальные вопросы структуры Природы, Жизни и Общества. Он применяет междисциплинарный системный подход, основы которого были разработаны в Кибернетике и Синергетике. Сравнение полученных результатов автора с Аристотелем, который рассмотрел первые причины бытия и категории в рамках лингвистики, показывает совпадения в подходах авторов.  -- С.Н.Гринченко создал иерархическую модель бытия, рассматривая иерархическую адаптивную поисковую оптимизацию как физическую модель, которой подчиняется не только неживая и живая ветви природы, но также и социально-технологическая часть ее. У С.Н.Гринченко мы находим, что более высокие уровни иерархии задают условия существования более низких уровней иерархии. Каждый уровень иерархии есть отдельный Субъект с его целями и алгоритмами достижения этих целей.
11. Человек, семья, племя, род/нация и все человечество разделены метасистемными переходами. Государство есть форма социальной организации на уровне род/нация. Государства существуют в виде содружеств или враждебных блоков. Объединение или борьба имеют целью достижения оптимальных условий существования как самих империй, так и отдельных государств. Оптимум достигается чаще всего случайным поиском и адаптацией. Моделью для любого уровня иерархии бытия оказываются неравновесные, но стационарные системы. Их стационарное состояние проявляется в том, что на границах различных систем имеет место равенство потоков энтропии. Именно это равенство потоков энтропии, которыми обмениваются две системы через их общую границу, и есть математическое выражение физической модели жизнедеятельности общества. Математический анализ показал, что-то государство, которое в состоянии обеспечить более высокое качество или более высокие скорости процессов, происходящих в этом государстве, имеет прибыль от торговых связей со своими соседями. Так как эти высокие показатели жизнедеятельности государства зависят от совокупности политического, научно-технического, экономического и идеологического потенциалов, то государственное руководство осуществляет стратегию превосходства по этим потенциалам. Вся деятельность государства направляется на достижение лидирующего положения государства в мир
12. Итак, современная точка зрения оказывается в том, что «Благо» есть «Жизнь». Этот результат, конечно, совпадает с позицией Аристотеля – «бытие – живая субстанция», хотя сам Аристотель использовал слово «наслаждение». То, что современная наука постигла в результате громадных своих усилий, Аристотелю было известно, причем, он великолепно владел этим в своих исследованиях и на этой основе создал свой метод философского анализа действительности.  “Даже если для одного человека благом оказывается то же самое, что для государства, более важным и более полным представляется все-таки благо государства, достижение его и сохранение. Желанно (agapeloii), разумеется, и [благо] одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и государств”.
13. Метод познания Аристотеля вообще и конкретно государства противоположен обычному – он начинает сразу с философии. Почему? Потому что принципы не могут быть познаны через перечисление субстратов, а главной задачей исследования является познание цели, которая входит в четверку первых причин бытия, но цель среди них есть первейшая причина. А что есть цель? Аристотель отвечает: это есть то, что хорошее в каждой вещи и вообще самое лучшее во всей природе.    Приступая к исследованию государства в своей книге «Политика», Аристотель пишет: «Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-то блага» (1252a1-2). Почему? «Ведь всякая деятельность имеет ввиду предполагаемое благо» (1252a2-3). То есть, общение есть деятельность, которая создает благо. Это благо состоит в том, что, если несколько человек объединяется для достижения какой-то цели, то эта цель достигается быстрей пропорционально числу участников. Если же участники деятельности разбивают цель на подцели, то общая цель достигается точнее. А достижение цели быстрей или точней и приятней, и лучше для коллектива людей. В то же время разбиение цели на подцели есть деятельность разума, и она же оказывается причиной достижения хороших результатов. Но разумное и причины есть предмет философии. Так как первичное и разумное более всего познаваемо, то именно философия и оказывается наиболее адекватной для познания государственного общения. Метод познания Аристотеля представляет собой нечто более истинное, более конкретное по сравнению с платоновской идеей. Почему? «Идея есть субстанция видимых вещей» (Metaphysics, XIII.996a7). Но видимое есть первичное, которое может быть объяснено только мыслимым, то есть разумным. Гегель дал нам понимание философского метода Стагирита. «На самом деле Аристотель превосходит Платона в спекулятивной глубине, так как ему было знакомо весьма основательное умозрение, идеализм, и он остается ему верен при самом широком эмпирическом охвате» (Г.В.Ф. Гегель )
14. Самая высшая цель есть управление государством. С этой целью связано и самое высшее благо. Почему? Потому что государственное общение, или политическое общение обнимает собой все остальные общения (1252а5). Аристотель берет все содержащиеся в представлении высшей цели моменты связанными друг с другом иерархией подцелей. Аристотель поэтому рассматривает их все сразу в отличие от рассудочной рефлексии, которая всегда, рассматривая одно определение, забывает другое. В результате, Аристотель образует понятие и оказывается в высшей степени философичным в собственном смысле этого слова как раз тогда, когда он кажется нам лишь эмпиричным.
15. Метод, созданный Аристотелем и кратко изложенный выше в связи с вопросами, которые он рассматривал в Книге 1 «Политики» (1252а1-1260b27), Аристотель использовал также для анализа всех других проблем, связанных с государственным управлением. Это: природа идеального государства, которое Платон создал в его книге «Республика». Здесь Аристотель рассматривает эту тему, изучая лучшие известные в истории государства. (Book II. 1260b28-1274b28). В следующей книге (Book III. 1246b29-1288b5) Аристотель рассматривает вопрос, кто такой гражданин государства. В четвертой книге (Book IV. 1288b10-1301a16) Аристотель сравнивает государства наилучшие, какие  только можно создать при определенных обстоятельствах, с очевидно плохими. Революции и общие причины, которые ведут к ним, Аристотель рассматривает в пятой книге (Book V. 1301a17-1316b22). В шестой книге Аристотель анализирует вопросы, касающиеся организации собственности в демократических и олигархических государствах (Book VI. 1316b23-1323a13). Вопросы организации наиболее желательной жизни для государств и проживающих в них индивидов Аристотель рассматривает в седьмой книге (Book VII. 1323a14-1337a7). В последней, восьмой книге (Book VIII. 1337a8-1342b33) он рассмотрел вопросы организации идеального образования в государстве.
16. Как уже упоминалось, отдельные вопросы теории государства Аристотель рассматривал и в других своих произведениях. Но особое значение для понимания сущности государства имеет фундаментальный его труд “Nicomachean ethics (1094a1-1181b24), в русском переводе Д.Миртова – «Этика (К Никомаху)». В этом произведении в пятой книге Аристотель описал свое замечательное научное достижение – принцип равенства в экономическом обмене, который связывает в единую систему уравнения экономики и моральные принципы государства, показывает неразделимость Политики и Идеологии, чем дает окончательное определение понятию «государства». Полученный им результат используется нами для анализа определений понятия «справедливость»,    Аристотель в своей Этике (К Никомаху) в Книге 5 «О справедливости» рассмотрел вопрос о стоимости – важную экономическую проблему. В.Ф.Асмус так формулирует постановку проблемы обмена: «Обмен хозяйственных благ должен руководствоваться принципом справедливости, которая есть общее начало воздаяния. Частным случаем справедливости является равное отношение к материальным благам/ценностям». Здесь «равное отношение к материальным благам/ценностям» предполагает, что люди обладают способностью производить оценку материальных благ/ценностей с достаточной точностью. «Чтобы обмен состоялся, должно быть ранее найдено пропорциональное равенство, а затем, основываясь на нем, и должен быть произведен обмен благами» (Асмус, с. 275). В наших исследованиях установлено, что пропорция обмена ценностями первая/вторая равна дроби, в числителе которой стоит сумма потребностей сторон во второй ценности, а в знаменателе находится сумма потребностей сторон в первой ценности.
17. Богатство есть основа могущества государства. Поэтому все то, что способствует росту богатства, способствует и росту могущества. Это – увеличение числа жителей государства /труд/. Однако, имеет место отличие граждан от рабов. Это – создание запасов ресурсов, энергии и продуктов. В связи с этим возникает вопрос о собственности. Это – создание инфраструктуры, то есть дорог, каналов связи и передачи материальных ценностей. Это деньги – мера богатства.   Все эти вопросы Аристотель рассматривает в «Политии».
...
20. Теория квантовой механики и ее фундамент – теоретическая механика доказали существование иерархической информационной структуры вселенной, все слои которой имеют инварианты с одинаковой размерностью, устанавливаемой квантом действия Планка. Этот факт дал основание применять результаты физических исследований на любом уровне бытия для изучения других уровней, например, биологии и общества.
21. Установленные (согласованные) пропорции определяют возможные на текущий момент уровни (скорости) роста капитала, прироста населения, роста производства, увеличения ресурсов, улучшения условий жизни и информационного обеспечения. Возможно проведение политики, т.е. сознательное изменение одних пропорций за счет других. Как правило, подобное имеет место при сравнении собственных пропорций с пропорциями других (“развитых”) стран, а может быть следствием амбиций политических лидеров.
22. Если выразить богатство Т затратами труда или в денежных единицах, и обозначить через м – количество обмениваемых продуктов, то эта модель может быть формализована в математическом виде.
23. Рассмотренный выше пример, как было сказано выше, моделируется работой одного оптимизатора, в отличие от случая деловых отношений между людьми, когда более адекватной моделью оказывается поведение двух оптимизаторов в общей среде. Исследование в лабораторных условиях одного оптимизатора с несколькими параллельно включенными на общую цель частными оптимизаторами, показывает, что общая цель достигается скорее и пропорционально количеству включенных частных оптимизаторов. Более того, если процессы частных оптимизаторов скоординировать определенным образом, то цель может быть достигнута лучше/качественней. Этот результат лежит в основе обоснования необходимости «дружбы» и оправдания патриотизма. Быть членом семьи и патриотом есть преимущество жизни в коллективе /семье/ группе/ организации/в одном государстве. Но необходимость в координации деятельности членов «семьи» накладывает и ответственность на всех ее членов друг перед другом.    Таким образом, случай распределения благ в некотором смысле противоположен случаю (торгового) обмена. Однако оценка действий людей как справедливых остается одинаковой, если стороны обмениваются ценностями обратно пропорционально их потребностям в этих ценностях, так как в этом случае имеет место эквивалентный обмен благами/богатствами.
24. В предыдущем разделе мы подробно остановились на анализе теории обмена Аристотеля. Именно эта теория была принята и развита К.Марксом в «Капитале», в котором рассматривается модель обмена трех переменных: товар, труд и деньги. Деньги, как мера оценки, также были рассмотрены Аристотелем. Правда, К.Маркс принял труд за высшее благо. Это допустимо, так как только труд является единственным ресурсом, который природа дает человеку в форме его жизни. Остальные ресурсы есть следствие труда. Но его вывод, что продукты обмениваются пропорционально затратам труда, может быть справедливым только в очень ограниченных обстоятельствах. Покажем это, используя методику предыдущего раздела. Безразлично, какая величина принимается за единицу измерения того, чем обмениваются стороны в процессе экономических отношений. Если в качестве единицы измерения принимается количество труда, то при торговом обмене все измеряется количеством рабочего времени, общественно необходимого для «производства» обмениваемых субстанций (см. «Капитал», с. 48). Если это – деньги, то все измеряется в какой-то валюте. Если ресурс, то – (например) золотом.     Ниже приводится повторно вывод математической формулы для пропорции обмена уже в приложении к модели К.Маркса.
25. В модели рыночной экономики, когда число обменивающихся сторон ничем не ограничивается, многократные обмены приводят к возникновению "необходимых в среднем" трудозатрат как нормы, ориентированной на "среднего" рабочего (К.Маркс, Капитал). Если рассматривать понятие «труд» как родовое, то действительно обмен товарами осуществляется пропорционально затраченного труда. Однако возникло много экономических проблем из-за неверного толкования понятия "общественно необходимое рабочее время". Так как для современного общества характерен обмен не между производителями, а между предприятием и обществом в целом, то среднее есть (по смыслу понятия "среднее") время, которое вычисляется по правилу арифметического среднего между трудозатратами совокупного работника предприятия и общественными трудозатратами.     Еще совсем недавно экономисты полагали, что общество оценивает свои трудозатраты по средним трудозатратам предприятий. Такое предположение лежало в основе оценки деятельности предприятий, а значит и всех остальных экономических показателей. А это как раз было принципиальным заблуждением, теоретической ошибкой, вызывающей, как следствие, многие осложнения в экономике и являющейся сущностью тормоза ее развития. Затраты государства должны приниматься на уровне лучших мировых показателей! Основанием для этого является, конечно, не только то, что должна быть выдержана форма определения "среднего". Этим выражается потребность общества в продукции высшего качества. Вычисление общественно необходимых затрат в соответствии с формулой среднего, в которой затраты общества устанавливаются на уровне лучших мировых показателей, является отправным моментом создания такого хозяйственного механизма, который обладает целым рядом положительных свойств и позволяет благодаря этим свойствам решать многие экономические проблемы.
26. Аристотель создал свою теорию государства, которая отличается от теории Платона. Обоснованность его теории и возможность получения правдоподобных данных о государстве, исходя из того, что мы знаем о человеке, определяется «наличием целостного («аристотелевского» или реалистически-космологического/ подхода к изучаемому действительному миру; ... всеобъемлющих органицистских /функциональных, телеологических, целеорганизованных) представлений о мире» (Хруцкий). В отношении Аристотелизма (Биокосмологии) речь идет о «функциональных системах» (Анохин П.К.) и, еще ближе – о «функциональном органе» (Ухтомский А.А.). Жизнь есть высшая цель бытия. Но люди разные в разное время. В результате и государство оказывается соответствующим этим живущим в то время людям. Важно отметить, что люди всегда обладали не только достоинствами, но и пороками. Какие люди – такое и государство. Стремясь создать идеальное государство, Аристотель пишет «Этику Никомаха» как практическое руководство по воспитанию идеального человека. Но в этой же книге он создает основы теории экономического обмена. Установив правила эквивалентного обмена, Аристотель заложил основы экономической теории вообще, которая была разработана совсем недавно на тех этических принципах, которые Аристотель рассматривал как первые начала научного анализа. Принцип равенства в обмене Аристотеля оказывается началом не только для решения этических проблем, но закладывает и фундамент «интегральной социологии», которая на научной основе и с единых позиций, учитывая все переменные физической модели общества, позволит рассматривать вопросы структуры общества, его морали, культуры и истории.     Первые зерна экономической теории Аристотеля дали со временем такие всходы, которые позволяют нам сегодня надеяться на построение со временем на Земле действительно идеального общества с высоко развитой социально-технологической структурой.
27. "Even if one person is a good thing for the state, more important and more complete is still good of the state, and the achievement of its preservation. Desirable (agapeloii), of course, and [the benefit] of one person, but divinely beautiful and the good of the people and the states. “
Всякое государство есть сообщество некоторого вида, и каждая община устанавливается с целью некоторых благ, ибо человечество всегда действовать, чтобы получить то, что они думают, что хорошо. Но, если все общины направлены на некоторые хорошие, государства или политического сообщества, которое является самым высоким из всех, и который включает в себя все остальные, направлена на хорошее в большей степени, чем любая другая, и на самом высоком хорошо.
• Aristotle, Politica. BOOK I, 1252a1-6

08.07.2013


© Copyright: Шолохов Виталий, 2015
Свидетельство о публикации №115031107087