Ян Фабр. Человек, который измеряет облака

Сергей Рябцев
Ян Фабр в Эрмитаже.

Человеку неосведомлённому, как например мне неделю назад, эти слова мало что говорят. Конечно о музее Эрмитаж, что в Зимнем дворце Санкт-Петербурга, знают все, а вот кто такой Фабр, полагаю немногие, впрочем, могу ошибаться, и данный художник всем хорошо известен, однако позволю себе поделиться впечатлениями от знакомства с его выставкой. Надеюсь, мой рассказ пригодится, и кто-нибудь из читателей захочет сам своими глазами увидеть довольно необычные, а порой весьма спорные произведения современного бельгийского скульптора и художника  Яна Фабра (Jan Fabre) (г.р. 1958).

Желающим следует поторопиться, выставка его работ в Эрмитаже продлится лишь до апреля 2017 года. Впрочем, творения Фабра можно наблюдать во многих музеях по всему миру, он очень востребован. Кстати, Фабр был первым из ныне живущих художников, чьи произведения выставлялись в парижском Лувре. Согласитесь, это о многом говорит, но вернёмся к выставке в Эрмитаже.

Её официальное название: «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты» (Jan Fabre: Knight of Despair / Warrior of Beauty). Название пришло от перформанса, прошедшего в стенах Эрмитажа летом прошлого года. Вырядившись в рыцарские доспехи собственного производства, Фабр бродил по залам музея, периодически останавливаясь у картин, целуя их, после чего уже в Рыцарском зале в присутствии многочисленных зрителей совершил некие действия в компании с молодой дамой, также облачённой в доспехи. О том представлении художник рассказывал, что он ощущал себя неким рыцарем, призванным защищать уязвимость искусства.   

В Эрмитаже представлено более двухсот всевозможных работ мастера – это скульптуры, рисунки, инсталляции и многое другое. Часть из них изготовлена специально для данной выставки.

Первым экспонатом, обращающим на себя внимание, является скульптура: «Человек, который измеряет облака» (The man who measures the clouds)  (1998 г.). Она выставлена в Большом дворе Эрмитажа. Пройдя к Зимнему дворцу с Дворцовой площади через Парадные ворота, любой посетитель её непременно заметит.  Выполненная в бронзе и отполированная особым образом, фигура мужчины в полный рост, стоящего на стремянке с линейкой в вытянутых руках, кажется золотой, даже под лучами скупого питерского солнца.

В образе измерителя облаков предстаёт сам Ян Фабр. Это его автопортрет и  одновременно отражение внутреннего мира художника, пытающего в наш непростой век с его политическими и социальными потрясениями сохранять в себе романтические идеалы, что, впрочем, не мешает ему проявлять в своём творчестве довольно смелые порой на грани фола эксперименты. Так ещё в начале творческого пути он пробовал рисовать картины собственной кровью и не только, ссылаясь на то, что так поступали ещё задолго до него старые мастера, которые добавляли в краски человеческую кровь и порошок из толчёных костей для придания выразительности.

В молодости Фабр посетил выставку фламандских художников, посвящённую телесным наказаниям и стигматам. Увиденное так поразило его, что он решил попробовать исследовать собственное тело. Попробовал. Со временем опыты перешли на другие тела, животных и насекомых, но то исключительно после их смерти и в рамках закона, правда не всегда с единогласного одобрения общественности. Быть художником, как говорил Фабр, опасно.

Человек, стоящий на стремянке и измеряющий облака, рискует сорваться вниз, впрочем, Фабра это нисколько не пугает, напротив, своим творчеством он намеренно будоражит сознание публики, пытаясь пробудить его к пониманию не всегда однозначных работ, каждая из которых – это настоящее исследование, некое погружение в тайны мыслей создавших их.

Глядя на скульптуру невольно стремишься найти некую связь, но не с облаками, что было бы логично, а с архитектурой дворца, с его линиями. Если встать относительно измерителя облаков в определённой точке, то можно без труда найти её. Здесь линейка Фабра является как бы продолжением части карниза, они удивительным образом совпадают.

А если переместиться к тыльной стороне скульптуры и взглянуть с этого ракурса, то измеритель видится как раз посередине арки Главных Парадных ворот и Александровской колонны. Они становятся одним целым. Впрочем, это не совсем так, при детальном рассмотрении наблюдается пусть и очень маленький, но изъян. Центральная линия ворот и колонны не совпадают. Ошибка или умышленный расчёт?

Думаю, вряд ли при установке колонны автор проекта Огюст Монферран ошибся в расчётах. Не тот уровень. Тогда есть другое объяснение, не всегда полезным бывает следовать строгой симметрии, порой она бывает скучна. Пусть всё будет правильно, идеально, но при этом один или два элемента хотелось бы видеть не на своих местах, на земле не существует окончательной гармонии, разве что на небесах.

Однако мы задержались у измерителя облаков, а ведь нам следует осмотреть всю выставку Фабра. Проследуем в Эрмитаж…

Санкт-Петербург, январь 2017

(Фото из личного архива)