Любить то, что вы делаете

Борис Гольдин
     В нашем округе Санта-Клара жил умный человек Стив Джобс. Это американский предприниматель, который получил высокое признание в качестве пионера эры новых технологий. Он сказал замечательные слова с глубоким философским смыслом:

    - Иногда  жизнь бьет вас по голове кирпичом. Не теряйте веры. Я убеждён, что единственной вещью, которая помогла мне продолжать моё дело, было то, что я любил своё дело. Вам надо найти то, что вы любите. И это также верно для работы, как и для отношений. Ваша работа заполнит большую часть жизни и единственный способ быть полностью довольным - делать то, что по-вашему является великим делом. И единственный способ делать великие дела - любить то, что вы делаете.

Немая,неумелая,
От мира за стеной.
Зовется аутизмом
Недуг проклятый мой.
Таня Майорова

  ОСОБЫЙ МИР ЕВРЕЙСКОЙ ДЕВОЧКИ

  ... Директор колледжа Nancy Guerrero представила меня группе студентов.Это были молoдые люди с ограниченными возможностями. Моя работа:один на один.Это значит, что я работаю только с одним студентом.Это сложно. Но повезло:студентка была из Москвы.

   - Что привело её сюда?- спросил.

   - Причин много,- ответила миссис Schlling.-Это неспособность учиться и выстраивать межличностные отношения с педагогами и учениками, и неуместное поведение и неадекватные проявления, одним словом,полное эмоциональное расстройство.

   - Юля Григорьева,- представилась неулыбчивая девушка.

   - Я буду с тобой работать,- сказал ей по-русски.

     Она очень удивилась и кивнула головой.

     Учительница посмотрела на часы и скомандовала:

   - Пора выходить.

     Все дружно зашагали к автобусу. Путь лежал на ферму. В этот день по расписанию -  иппотерапия. Если проще сказать -верховая езда.

   - Мы считаем лошадь одним из наиболее умных животных,- объяснил работник фермы.-  Это видно по способности животного  взаимодействовать с человеком,поэтому общение с лошадью было избрано психотерапевтами  как одно из средств коррекции психики. Кстати, еще Гиппократ утверждал, что больные поправляются быстрее, если ездят верхом.

   - Лошадь передает всаднику более 100 разных двигательных колебаний в минуту: вверх-вниз, вперед-назад, из стороны в сторону. - поведал его коллега,- Это вынуждает  человека корректировать свои движения. При верховой езде в работу включаются все основные группы мышц.

     Когда Юля сидела уже в седле, то первый раз за все время улыбнулась и помахала мне рукой.

   - Как хорошо!- кричала она.

     Известно,что аутизм формирует тип личности, замкнутой в собственных переживаниях, в узком пространстве комфортной зоны.Вне этой зоны больному совсем неуютно.Прошло время,я увидел,что она,действительно,с трудом шла на контакт с мальчиками и девочками.У нее был свой особенный мир, и она редко покидала его. Проблему усугубляло еще и то,что Юля не знала и не хотела изучать английский язык. У нее был свой особенный мир, и она редко покидала его.

     Однажды наша группа поехала на экскурсию в Монтерей,который расположен на берегу залива. Это очаровательный курортный городок с “игрушечными” домиками и удивительной растительностью. Издавна здесь селились поэты,писатели и художники.

     Посетили аквариум, где обитало более 35000 рыб и животных, относящихся к 620 различным видам. Юля первый раз в своей жизни видела скатов, морских звезд, медуз, тунцов, акул, морских коньков и других обитателей подводных глубин.

     Все, о чём  рассказывал экскурсовод,старался ей перевести.

   - Тебе здесь нравится?

     Она улыбнулась и ответила:

   - Очень, особенно вот эти,- она показала на морских звезд и морских коньков.

     Я радовался тому,что,как на ферме, так и в аквариуме,она вышла из своего необычного мира и была рядом с нами. Понимал,что изменить что-либо было нельзя, но можно доставить ей минуты радости.

     Больше двух лет проработал с этой симпатичной девушкой. Юля перевелась в школу для взрослых с ограниченными возможностями. Директор разрешила побыть вместе с Юлей первые три дня "переходного периода" в новой  школе. Жалко было расставаться.

 ... Прошло время. В Сан-Франциско приехал на гастроли "Хор Турецкого". Мы с женой много слышали о нем и решили побывать на выступлении.

     Не могу забыть того, что произошло во время антракта: прямо ко мне бежала и улыбалась молодая красивая девушка. На ней было модное вечернее платье, волосы были красиво уложенны.

   - Boris! Boris!

     Я ее сразу узнал.Так она меня называла в колледже.

     Обнимает.

   - Здравствуй!

     Это была Юля,моя бывшая ученица.
 
      УВЛЕЧЕННОСТЬ

Есть в музыке такая сила,
такая тягостная власть,
что стоит под нее подпасть, -
и жизнь покажется красивой.
А.Добровольский

       Дождь,как назло,все льет и льет,а автобуса все нет и нет. Но мы, я и мой подопечный студент,мужественно ждем и ждем. По расписанию сегодня занятие по музыке в San -Jose City Сolleg. Самостоятельное занятие. Там хороший инструмент и разрешается всем любителям музыки приходить и играть сколько хочешь. Но у нас время ограничено. Весь день расписан по часам.

     - Идет,- раздался восторженный голос.

       Джон,наконец,сел за пианино. И начал медленно перебирать клавиши.

     - Где ноты?

     - Забыл,-ответил он,смущаясь.

     - Возвращаться времени нет. Что будем делать?

     - Я могу и так.

     - Как, Чайковского?

       И он начал играть. И как он играл!

     - Хорошо. Только говори, что играешь.

     - Чайковский. “Вальс-каприс”.

       Я знал, что ему очень нравится музыка русского композитора Петра Чайковского.

     - Сможешь сыграть "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" и танец маленьких лебедей из балета "Лебединое озеро"?- спросил его.

       Он улыбнулся и кивнул головой.

       Пока Джон увлечен своей музыкой, два слова о нем. Любит он и чудесную музыку  Вольфгана Амадея Моцарта. Правда, он не знал, что известный композитор был, как и он, аутистом. Ему восемнадцать лет. У парня уникальная музыкальная память. Но по жизни он настоящий ребенок.

       Задайте ему простые вопросы:

     - Который сейчас час?

     - Какой сегодня день недели и какое число?

    -  Двадцать пять прибавит пять?

    -  У тебя семь ложек. Три ты отдал. Сколько у тебя осталось?

       Ни на один вопрос ответа нет.

      На весь мир известный  ученый Альберт Эйнштейн входил в число известных аутистов. Он испытывал трудности в общении, был чувствителен к прикосновениям, обладая незаурядным умом, не всегда мог  выразить свои мысли, и учеба в школе давалась ему нелегко. 

     - Не стоит расстраиваться из-за того,- как-то сказал он,- что математика дается вам с трудом. Уверяю вас, для меня это вообще китайская грамота.
 
        ПАМЯТЬ
 
И снова в позолоте тополя,
А школа - как корабль у причала,
Где ждут учеников учителя,
Чтоб новой жизни положить начало.
Б.Гайкович
 
       Другой мой студент Майкл- веселый и жизнерадостный парень. Знает много стихов. Ему скоро двадцать. Прекрасно говорит. Два раза в неделю студенты ходят в ресторан на  производственную практику: учатся вытирать столы, убирать посуду.

       Стоило Майклу переступить порог ресторана, его словно подменяли. Стоит, как вкопанный. Боится глаза поднять. Стараюсь немного его отвлечь. Знаю одну особенность:он может по памяти назвать имена всех президентов США. Не только назвать, но еще и о каждом рассказать.

     - Скажи мне,- спрашиваю его,- кто был двадцать шестым президентом?

       Тут его уже и родная мать не узнала бы. Улыбнулся и выдал, как из пулемета:

      -Теодор Рузвельт 27 октября 1858 года родился в Нью-Йорке. Его отец был
торговцем. Начальное образование он получил дома. Много болел.У него была астма.  Чтобы быть здоровым,занимался боксом.

     - Молодец! Очень интересно.Давай сделаем перерыв,остальное потом закончишь. Только не забудь.

        Не забыл.После работы продолжил свой рассказ.

      Это я рассказал только о трех студентах. А в группе их было  десять. Они кардинально отличались друг от друга. У каждого из них  своя особенность и свой талант. Мне повезло, что учитель любил свою работу.

      - У меня есть идея: научить ребят играть в теннис и танцевать, - сказал я.

      - Почему нет? Замечательно.Я поговорю с директором Нэнси Герреро.
 
       Пригодились знания,полученные на факультете физического воспитания.Два раза в неделю проводил тренировки на теннисном корте.Студентам понравилась эта игра.Два раза в неделю проводил и уроки танцев.Сработало моё увлечение в юности. Учил танцевать вальс,танго и ча-ча-ча.Почему я это делал?Это помогало найти ключ  к сердцу каждого студента.

МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ
 
     Но однажды появилась новая учительница. Молодая и красивая миссис Amy(Эми).  Только- только получила  диплом Университета Сан Хосе.Все было бы хорошо,если бы не её...гонор.Думаю,что она считала себя чуть ли не профессором.Я понял одно: надо ждать с её стороны конфликта.Всех одёргивает,нос задирает,прямо, как говорят, из грязи в князи.

    Однажды с ребятами пришли в супермаркет.Учительница дала команду каждому взять по три яблока,а она будет оплачивать.Поделила студентов на группы.Раз мы можем выбирать,сказал я своей группе, то внимательно надо осматривать каждое яблоко.Показал,как это делается.С выбранными фруктами собрались у кассы и ждем нашего педагога.У других студентов яблоки выглядели не первой свежести.
 
    Через неделю по расписанию в классе должен был быть урок танцев.Подбираю  музыку.Подходит миссс Эми и говорит,что скоро придет директор школы.Я промолчал.

   -Я ей пожаловалась на то,что вы провели дополнительную инструкцию в магазине.Мне это не понравилось.

    Пришла директор школы Нэнси Герреро( Nancy Guerrero).Студентов уже не было.Выслушала каждого из нас.И вдруг говорит:

  - А где танцы? Я люблю танцевать.

   -Уроки танцев и тренировки на теннисном корте закончились,- сообщил я.- Извините,но в  мои обязанности это не входит. Вы знаете,что на это была моя добрая воля.Притом, бескорыстно.Стиль работы миссис Эми мне не по душе.Какое я совершил преступление,когда подсказал ребятам,как лучше выполнить задание учительницы? И вот жалоба на меня. 

  - Это не причина ссориться, - сказала Ненси.

    Но уроки тенниса и танцев на этом закончились.

НОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
      
    Однажды ко мне обратилась директор школы.

    - У нас появились трудности.Вы знаете,что многие студенты захотели заниматься в San Jose City Сolleg.Даже выбрали классы,кто,что хотел.И тут же появилась проблема.Кто будет координировать и контролировать учебный процесс? Дополнительных единиц не дают.Посоветовалась с преподавателями,на вас указывают.У вас все же отличное образования и большой опыт работы со студентами.

    - Но я не знаком этой работой,- коротко ответил.

    - Пусть это не волнует. Помогу.

      Началась моя "веселая жизнь". Лина Лазаревская (Lina Lazarevsky) маленькой девочкой приехала из Киева. Были проблемы и ее определили в школу специального образования. Сейчас она учится в старших классах,что расположены в Campbell community. Мама у нее работала в области электронной техники. Вполне понятно, что  дочка записалась в компьютерный класс. Я был в тесном контакте с ее инструктором Laurice Wilkins.

    - Ей туго все дается. Но очень старается. Хорошо,если бы ей еще кто-то дома помог, - посоветовала она.

      Я позвонил ей домой и передал рекомендацию родителям.

    - Она нам ничего не говорит. Теперь будем знать,- сказала её мама.

      При следующей встрече с инструктор удивленно сказала:

    - Случилось чудо!Лина пошла в гору.

      Antonia Beasley буквально загорелась классом аэробики, но вскоре увлечение прошло. Не хотелось ей просто потеть. Её занятия оплачивала школа. Деньги были немаленькими. Информирую директора. Она поговорила со студенткой. Подействовало.

     Тридать пять студентов выбрали семнадцать разных классов:компьютер, математика, английский  и испанский языки, танцы. аэробика. теннис, карате, и другие. Словом, мне было не скучно.

    Всю жизнь американский писатель Зак Смит знал, что с ним «что-то не так». Но только в 35 лет он попал к врачу, который официально поставил диагноз — аутизм.

     « - Вы имеете склонность повторять какие-то слова, части слов или тексты рекламных роликов?» - спросил доктор. - Я вспомнил, как школьником часто отвечал на вопросы словами из телерекламы, такая у меня была дурацкая привычка.

     - Случается ли, что вы говорите громче, чем того требует ситуация? Еще несколько вопросов —  и доктор принялась подсчитывать набранные мню баллы.

     - Итак, — резюмировал он,— похоже, что у вас синдром дефицита внимания и гиперактивности – тревожное расстройство. А еще – аутизм.
 
     Мне было 35 лет."

    По данным Американского общества исследования аутизма, три с половиной миллиона жителей страны (то есть каждый 68-й) живут с той или иной формой расстройства аутистического спектра. Распространенность этого состояния с 2010 по 2014 год выросла на 119,4%! И дело не в том, что таких людей становится больше, а в том, что доктора теперь научились различать диагностировать аутизм.

   Датские ученые в прошлом году высказали предположение, что еще одна причина подобного роста – расширившиеся с годами критерии этого состояния. В прежних поколениях людей с аутизмом было не меньше, просто они жили и умирали, даже не подозревая об этом.