День на птичьем дворе

Галина Терешенок2
  На светлеющем небе постепенно гаснут яркие созвездия. Звонкое « Ку - ка- ре - ку», нарушая предутреннюю тишину, возвещает, что наступает новый, длинный жаркий день.
Обитатели курятника уже проснулись и с нетерпением ждут, когда же их выпустят гулять во двор. Но вот со скрипом открывается дверь сарайчика и с громким кудахтаньем из его темных недр посыпались куры, толкаясь и шумно переругиваясь, совсем как школьники, выскакивающие из дверей «Альма Матер» после долгого учебного дня. Разноцветную, орущую толпу кур сменяет важно переваливающие с ноги на ногу серые и белые утки, которые тут же направляются к врытым в землю деревянным корытам, наполненным прохладной водой и совершают утреннее омовение.


         Затем из сарайчика неторопливо, следуя за большим гусаком - вожаком, появляются гуси. Важные птицы, вытянув длинные шеи и шипя на собак, оберегая крошечных пушистых гусят, шествуют на ярко - зеленую лужайку, чтобы всласть попастись. Рядом с лугом расположилась довольно глубокая, редко высыхающая лужа, постоянно подпитываемая частыми ливням. В этом мини - озерце, часть которого затянула темно - зеленая ряска, часами купаются утки и гуси.

          Они ныряют, доставая со дна лакомства, так, что видны лишь красные перепончатые лапы да подергивающий кончик хвоста. Наевшись, водоплавающие обитатели птичьего двора выходят на лужайку и, греясь на солнышке, полузакрыв глаза в блаженной нирване, нехотя пощипывают травку.


          Самыми последними темные недра сарая покидают индюки под предводительством надутого, постоянно что - то бурчащего себе под нос здоровенного индюка, который очень легко впадает в гнев и норовит ударить прогневившего его драгоценную особу крепкой большой ногой. Серенькие индюшки, подгоняя индюшат, торопливо семенят за своим повелителем. Все обитатели птичьего двора заняты делом: роют землю, выискивая вкусных червячков; подпрыгивая, ловят клювом мух и букашек; затевают друг с другом ссоры и драки; чистят перья и просто болтают. Но вот звучит долгожданное : «Цыпа - цыпа - цыпа….. Тюра - тюра - тюр….». И что тут начинается! Какая суматоха обуяла птиц! Со всех сторон к кормушкам несутся куры. Следом за этой разноцветной лавиной в пернатый водоворот вклиниваются утки и гуси. И вся эта галдящая, толкающаяся и дерущаяся толпа стремится поскорее наесться, ухватить самый лучший кусочек. Степенных индюков обычно кормят отдельно.


           Но вот утренний воздух уже основательно прогрелся и можно пускать во двор заботливых квочек с цыплятами всех возрастов, От трехдневных желтых пушистых шариков до цыплячьих подростков, которых уже начинает клевать их собственная мамаша, стремясь направить подросших чал на путь истинный( дескать, вы уже взрослые, пора вам начинать жизнь самостоятельно), приводя в пример молоденьких петушков, которые уже живут без строгого материнского надзора и затевают драки между собой по всякому поводу, а затем неумело кукарекают звонким дискантом, приводя в восхищение курочек - сверстниц. Петушки и их подружки, путаясь под ногами у взрослых птиц, торопливо клюют зерно, боясь остаться голодными. Но вот склевано последнее кукурузное зернышко, завтрак окончен, можно заняться делами.


          Петуху удалось ударами мощных когтей выкопать из земли аппетитного червяка и он с упоением сзывает своих многочисленных жен: « КО - КО - КО! КО - КО - КО!». Вмиг подскочившие куры, весело перебраниваясь, делят подношение. Две « матроны», вцепившись в червяка с разных сторон, тянут его каждая к себе, а их товарки, возбужденно кудахтая, вертятся вокруг. Но вот одна из куриц завладела трофеем целиком и бросилась наутек, держа длинного червя в клюве, остальные куры устремились за ней. Возле красавца - петуха остались только две любимые «жены» и он принялся заботливо за ними ухаживать.
Утки расположились возле наполненного корыта и что - то ищут в воде, быстро процеживая помутневшую жидкость через клювы. Гуси, наплававшиеся в луже, улеглись возле нее, распластав крылья на солнцепеке.


           Вдруг звучит громкий, предостерегающий крик петуха: «Кру-у, Кру-у…» и все птицы мгновенно остановились в разных позах, словно играли в детскую игру «Замри», и зорко всматриваются в светло - голубое небо, где невесомо парит ястреб. Только старый петух да два его помощника, петухи - погодки с ярким оперением, беспрестанно снуют по двору, не давая быстрокрылому хищнику обрушиться сверху на желанную добычу. Цыплята, высунув головенки из - под маминого крыла, с поблескивающими от любопытства бусинками - глазенками, наблюдают за происходящим. Но вот опасность миновала и обитатели птичьего двора вновь занялись делами. По всему двору разносится хвастливое кудахтанье кур, снесших яйца. Полуденный зной с силой обрушился на землю. Солнце печет. Жарко! Утки и гуси прячутся в тени огромного тутового дерева, лениво подбирая падающий нежный бело - розовый тутовник. Куры, приоткрыв клювы, зарываются в песок, принимая горячие «сухие ванны», которые избавляют их от насекомых - паразитов. Индюки уже давно сидят под навесом, переваривая сытный завтрак.


           Солнце медленно заходит за высокие акации, обрамляющие двор. Обеденная сиеста закончилась и опять слышится птичий гомон, который внезапно смолкает. Услышав вопли разгневанных петухов, удивленно поднимают головы сладко дремавшие гуси. « Что случилось?» - переговариваются куры, спеша к месту происшествия. А это соседский молодой петух, перелетев через невысокий плетень, начал драку. Он и один из помощников «начальника двора» - старого, опытного петуха с большим красным гребнем и огромными, загнутыми вверх шпорами, устроили «рыцарский турнир».
 
           Они стремительно наскакивали друг на друга, били соперника крыльями и шпорами, клевали, сталкивались грудью. Более опытный в петушиных баталиях пришелец стал теснить противника, пока не обратил в позорное бегство. Но победитель зря праздновал победу шумным хлопаньем крыльев и ликующим «КУ -КА - РЕ -КУ!!!!». На звук «победной песни» примчался истинный хозяин двора, старый петух, который в окружении свиты с азартом рылся в зарослях лопуха и поэтому не слышал шум «битвы». И от ликующего соседа полетели пух да перья. Орущий от боли и страха забияка, преследуемый по пятам разгневанным тяжеловесом мгновенно перемахнул через плетень и скрылся в глубине собственных владений. А «почтенный старец», доказавший, что опыт стоит многого, взлетел на плетень и разразился хвастливой песнью, пропетой им бессчетное количество раз.
Тени удлинились, уставшее за день солнышко пошло на покой. Обитатели птичьего двора, плотно поужинав кукурузой и пшеницей, стали по одному заходить в курятник и шумно устраиваться на насест.
Двор постепенно затих, на небе показалась луна, которую петухи приветствовали сонным пением, а затем погрузились в сладкий сон, спеша отдохнуть перед наступающим днем, таким же хлопотным, как и предыдущий.