Звонок

Арсений Фомичев
 Предродовыми схватками раскатисто звенят небеса. Из лилово-серых перин мелькают всполохи огненных языков, лижущих землю. Ветер нервными потугами дергает сережки ивы. Березки в палисаднике кланяются зорьке. За окном властвует озорница весна. Я с трудом встаю, здороваюсь поклоном с деревцами сестрами, взгляд скользит по душистой черемухе. Виски давит, страшно болит голова. На душе сумятица. Горы книг беспорядочно разбросаны по разным углам комнаты, пыль, вальяжно и властно покрывает полки задыхающегося шкафа.
Пустая бутылка рома возле кровати. Плюс ко всему натюрморту расплывчатое сознание.
  Я сел в кресло и набрал номер старца из афонского монастыря. Через несколько секунд на том конце провода послышался ласковый голос настоятеля:
- Отец Никодим…
- Батюшка, это я, Антон Перевертов.
- Здравствуй, Антон, рад тебя слышать, сынок. Что у тебя?
- Батюшка, я совсем запутался. Не знаю, как жить дальше. Думал, что с Ольгой все утрясется, а тут неприятности на работе, со здоровьем проблемы. Да простит меня Бог, я конечно грешен, не всегда стараюсь жить, так как надо.
- Сынок, послушай меня. Во-первых, выбрось бутылку из дома, что возле кровати, даже пустая она весь дома христианина оскверняет. Жилище твое – малая церковь.
- Но как вы узнали, что я…- я не успел договорить.
- Греховный смрад от твоей бутылки тянется вдоль земли на милю на потеху бесам. Стол был завален немытой посудой, а мать твоя еле передвигаясь, ночью все помыла. И Бога еще поблагодарила. Что послал ей хоть какое дело, помимо уединения и молитв.
- Я негодяй. Знаю. Буду стараться над собой, отче.
- Это хорошо. Матери твоей по моим молитвам Бог пошлет крепость духовную и телесную, она еще своих внуков нянчить будет. Проживет она пятнадцать лет.
  Если честно, учитывая ее возраст, я засомневался.
- Антон, как думаешь, Богу все возможно?
- Ну, да. Отче, конечно.
- Почему же ты усомнился в его могуществе?
-Да я…и как вы это…Не понимаю? Вы сейчас в Греции, отче?
- Нет.
- Но как вы, впрочем, не важно… Просто я… - я не договорил.
- Немного смущен?
- Да.
- Это пройдет, со временем. Начни с правила Серафима Саровского. Месяц будет достаточно. Затем переходи на молитвослов. Утренние и вечерние молитвы, это минимум для тебя. Тем более, что ты начальник. Времени свободного больше чем у других. Ты долго не приносил молитв Богу своему, сразу начинать полное правило трудно и не разумно. Все надо делать постепенно. В том числе и в молитве.
- Хорошо, отче.
- С Ольгой расстанься. Это не твоя половинка. Через три месяца к тебе в бухгалтерию придет новенькая. Вот твоя суженная. А Ольге скажи, что у тебя теперь другие планы на жизнь и ничего не получится у вас. Больше ей не говори. Этого будет достаточно.
- Да, но она так просто от меня не отлипнет!
- Она уже давно в глубине души от тебя отстала. Она с другим. Ты главное мать береги. Чти ее как положено, по заповеди и любви своей. С подчиненными будь мягче, но и в тоже время строже. Нужна золотая середина. Это духовник должен быть как любящая мать, а начальник на производстве, как строгий и справедливый отец.
- Хорошо.
- Через полгода смени род деятельности. Так надо. Иначе все со временем потеряешь. А так будешь и людям помогать, и своей старенькой церкви. Без твоей помощи на нее замок через полгода повесят.
- Слышал от одного богомольного прихожанина, что компьютер сатанинское изобретение, как быть?
- Любое орудие в руках умелых пользу душе приносит. Надо рассуждать духовно, это самый больший дар Божий. Смотря, как этим орудием пользуешься. Если статьи духовные печатаешь или смотришь православные фильмы, это одно. Если же следишь за курсами валют, подогревая в себе сребролюбие, то другое. За каждое лишнее дело, не приносящее благодати, душа отвечать будет.
- Понимаю, отче. А как быть со здоровьем? Последнее время я слегка сдал. И это не от попойки. Это что-то другое.
- У тебя в голове опухоль. Растет за то, что живешь, как хочешь, а не как Бог велит. Исправься, дело за тобой, сын мой. Через неделю из Германии знаменитый хирург приедет. Ты его попроси, он поможет.
- Отче, помолись за меня, грешен я весьма, оттого Бог и наказывает меня.
- Знай, что не только за грехи Бог попускает скорби, но и чтобы проверить веру людей и их горячность к нему. Выше наших сил творец испытания не попустит.
У него, как у любящего отца все взвешено на весах великой и чуткой справедливости.
- Я хотел к вам через неделю приехать, покаяние принести, да пожертвование на монастырь сделать. Если благословите.
- Ты приезжай через две недели в пятницу. Это самое подходящее время для тебя.
- Хорошо, как скажете, отче. Помолитесь, чтобы Господь мне грехи простил.
- Непременно. Но прощение греха это еще не все, сын мой. Только тогда душа беспрепятственно достигает небес, когда каждый грех будет очищен. Каждый грех. Душа очищается, когда ты болен, но безропотно благодаришь творца за все испытания и скорби, когда после полуночи творишь земные поклоны с раскаянием о содеянном, когда творишь милость людям, читаешь самую великую книгу на земле – псалтирь, когда тебя незаслуженно ругают, а ты все безропотно переносишь, когда покупаешь церковные книги и даром раздаешь людям, когда жертвуешь на украшение или строительство православного христианского храма – это великие добродетели. Когда исповедуешь Христа. Без каждодневного чтения Евангелия и отцов церкви спасение легко не дастся.
- Благослови тебя Бог, отче.
- Спаси Господь! Я усердно помолюсь за тебя, и с твоей помощью ты изменишь
жизнь. Когда человек, как бы грешен он не был, только осознает грех и в сердце своем попросит помощи у всех святых, тотчас же все небожители встают на ко-
лени и просят у Бога милости за эту душу. Господь всю жизнь ждет обращения к нему, как милосердный отец. Но не все это ценят. И выбрось из головы мысль, что в храм ходить не обязательно для спасения. Только через исповедь и святое причастие у крещенного есть дорога домой, к своему отцу, на небеса. А вера в душе и ничего более, это дьявольская уловка для ленивых псевдоверующих.
- Хорошо, отче.
- Храни тебя Бог, сынок. Мама твоя уже заждалась тебя, завтрак стынет. И, пожалуйста, не звони мне. Про тебя всегда помню и помогаю, но не без твоей воли. Просто я умер неделю назад…
  Телефонная связь оборвалась… Я в смятении снова набрал номер. Трубку долго не брали, потом послышался женский голос:
- Пантелеимоновский монастырь. Слушаю вас.
- Скажите, как здравствует отец Никодим?
  На том конце раздался скорбный голос:
- Уж неделю, как похоронили.
  Трубка вылетела из моих рук. Я с трудом поднялся. Открылась дверь, я увидел мать в цветастом халате.
- Сынок, все готово! – с улыбкой сказала она и поставила на стол тарелку с ароматной яичницей.
  Мои глаза чуть не выпрыгнули из орбит.
- Мама, как же ты поднялась?
- Чудо сынок! Мои ноги утром вдруг окрепли, и материнское сердце понесло меня на кухню стряпать сыну.
  Слезы радости почти одновременно хлынули с весенним дождем. Мое сердце трепетало перед величием Бога…