Если я не гений

Наташа Белозёрская
Дрожащими пальцами я нажала на кнопки клавиатуры, чтобы открыть новое письмо. Издательство «Рипол Классик» прислало ответ на  предложение издать мой роман. Одна короткая строка: «Ваше предложение редакцию не заинтересовало»... Увы! Сколько подобных ответов я уже получила!.. Нашла список издательств и удалила очередное, отказавшее, как и все предыдущие. В списке осталось совсем мало наименований…

- Вы париться пришли? – спросил  мужчина в черных плавках, когда я открыла дверь  в сауну.

- А вы можете предложить что-то другое? – я оглядела небольшое, хорошо прогретое помещение.

На верхней скамье  сидели двое мужчин под пятьдесят. Плотные, но без животов, коротко стриженные, с уже заметной сединой в волосах. Их лица успели  покраснеть от жара, а глаза - немного осоловеть.

- Это мы специально такой глупый вопрос задали, - подключился к разговору второй в синих плавках, - чтобы вы себя умнее нас почувствовали. И начать с чего-то нужно ведь.

- Чтобы я себя умнее вас почувствовала? Как хитро! Да вы настоящие психологи, даже в сауне практикуете.

- Мы достаточно долго на свете жили, чтобы разбираться во всем и практиковать везде…

- Ну, раз так, иду ва-банк. В чем смысл жизни? – я сняла резиновые вьетнамки и забралась на скамью рядом с мужчинами.

- Ж-жить, - почти одновременно ответили Черные и Синие плавки. Удивленные своим одинаковым ответом, они повернулись друг к другу:

- Ишь ты! Как мы вместе сказали-то!..

Я подтянула одно колено к подбородку и оперлась на него:

- Что значит «жить»? Как жить? Для чего жить? С кем жить?.. Как-то неконкретно… Животные, насекомые, растения тоже живут… Вы считаете, что смысл нашей с вами жизни – просто существование?

Черные плавки потянулись, прогнув спину, и похлопали себя по ляжкам:

- Да, просто существование… А чем мы отличаемся от других обитателей планеты?.. Так же рождаемся, вырастаем, работаем, даем жизнь следующему поколению, стареем, умираем… Так живут и жили до нас миллиарды людей.

- Неужели человек, владеющий речью, наделенный мозгом, более сложным, чем современный компьютер, приходит в мир только для того, чтобы функционировать, как какой-нибудь … таракан? Есть, пить, плодиться? – я пыталась вытянуть что-то еще.

Синие плавки шумно вздохнули:

- А чего вы хотите? Чтобы все были революционерами? Философами, писателями, композиторами, изобретателями, великими полководцами, режиссерами, учеными?.. Это же невозможно. Сколько таких особых людей - гордости человечества - один процент от общей массы? А всем остальным, без особых способностей и талантов, что прикажете делать? Повеситься? Или просто жить?..

- А не скучно, не банально? Не иметь высоких целей, не стремиться к чему-то важному? – я продолжала провоцировать.

- Совсем не скучно… Даже когда очень скучно, все равно жить хочется, - Синие плавки рассмеялись:

В пятнадцать лет, продутый на ветру
Газетных и товарищеских мнений,
Я думал: «Окажись, что я не гений, —
Я в тот же миг от ужаса умру!..»
Я выглянул в окошко ….
Все было прежним. Лужа на крыльце.
Привычный контур мусорного бака.
И у забора писала собака
С застенчивой улыбкой на лице.

Все так же тупо пялился в окно
Знакомый голубь, важный и жеманный…
И жизнь не перестала быть желанной
От страшного прозренья моего...

- Здорово! Но написал человек, для которого в жизни, кроме существования было что-то еще. Кстати, впервые слышу стихи в бане.

- Жизнь полна открытий и неожиданностей, - изрекли Синие плавки. – Вы еще многое узнаете, если будете интересоваться.

- Жарко! – простонали  Черные плавки, сползая со скамейки. – Давайте продолжим в следующий заход.

Через полчаса беседа о смысле жизни между владельцами темных плавок и мной, хозяйкой серого купальника, продолжилась.

- А почему, собственно, вы задали такой странный вопрос? – Черные плавки с любопытством посмотрели на меня.

- Странный? То есть, вы считаете, люди редко о нем задумываются?.. Не знаю сама… Но, может, сауна, где люди  избавляются от внутренней грязи – токсинов – самое лучшее место для обсуждения смысла жизни? Тело очищается, а душа дремлет. Расшевелим ее немножко, - я рассмеялась.

- Судя по вашему замечанию, вы сторонница высоких целей в жизни. Не удалось добиться – жизнь не состоялась. Всё для общества. Совершенствуйся и создай что-либо значимое для других. Так? – Синие плавки пристально посмотрели на меня.

- В принципе, да. Человек – часть общества. Интересы общества важнее личных. Мне хочется делать что-то для других. Я чувствую себя винтиком в большом сложном механизме. Я стараюсь быть честной, порядочной, развивать себя, совершенствоваться. Чтобы отдать обществу лучшее, на что способна.

- Да вы чистой воды конфуцианка! Не сомневаюсь, вы слыхали про Конфуция. Вы сейчас его учение в нескольких фразах изложили.

Синие плавки сложили молитвенно руки на груди и почти пропели:

- Процветай, Поднебесная! Я выбираю путь самосовершенствования для постижения высшей добродетели. Во благо твое, великая империя!  Личный долг в общем деле служения традиции превыше всего…

- Всё верно! «Благородный муж посвящает себя человечности». В смысле, служению людям. Разве  мой выбор смысла плох?

- Да вы идеалистка! Всё еще верите, что общество можно изменить, улучшить? – Черные плавки вытерли пот со лба и усмехнулись.

- А разве это не так?- я схватилась за ухо. Сережки, что я забыла снять, обжигали кожу.

- Расслабьтесь и живите спокойно! – Черные плавки протянули ногу, нащупывая на полу шлепанец. – Вы никогда не сможете повлиять на общество. Вы слишком маленький винтик. Просто живите своей жизнью. Вот как идет жизнь, так и живите. Пытайтесь найти в ней гармонию. Не нужно морочить себе голову: мир неизменен. Смиритесь! Нам остается только любовь! – наконец Черные плавки нащупали оба шлепанца и спрыгнули со скамейки. – Простите, выхожу! Больше не выдержать.

Синие плавки подали голос:

- Как и мой приятель, я сторонник Дао. Я уверен, что вы с вашей теорией самосовершенствования знакомы с Лао Цзы. Есть Закон вселенной, он источник равновесия. Не стоит пытаться его нарушать. Мы живем, работаем, любим, но ничего не хотим улучшить. Нам и так хорошо. Радуемся своим маленьким победам и своему маленькому счастью. Мы гедонисты, не бунтари.

Я  медленно сползла со скамейки вслед за Синими плавками.

- Видите ли, я романы пишу. А они никому не нужны. Сегодня получила очередной отказ из издательства. Я их пишу не для того, чтобы денег заработать. Известно, сколько платят у нас в стране писателям… Примерно одинаково с зарплатой дворника, если поделить гонорар на затраченное время. Но не это главное. Пишешь, потому что хочется что-то важное для тебя другим рассказать… Но, наверное, не так пишешь, если издавать не хотят…

- Сочувствую. В такой ситуации есть два пути: продолжить, несмотря ни на что, если это для вас так важно, или забросить. Забить, попросту… И выбрать другую цель. Может, там вас ждет успех?.. Не пытайтесь стать Наполеоном, если у вас не получается. Попробуйте наслаждаться радостями маленького человека…

- Мне очень понравилось, как вы в сауне Филатова декламировали. Хорошее стихотворение. Особенно собака с застенчивой улыбкой на лице, - я улыбнулась Синим плавкам. – Спасибо за Конфуция и Лао Цзы…

- Лао Дзы переводится как «старый младенец». Попробуйте никого не учить, а просто чувствовать, наслаждаясь полнотой бытия. Как дети. Отбросьте эгоцентризм и живите безмерностью. Забудьте про свое Я, растворитесь во Вселенной. Примите истину, что все ваши представления о собственном Я – самообман. Вполне возможно тогда вы напишите свою главную книгу, пусть единственную. Как Лао Цзы. И даже если ее не оценят, это будет проявление высшей любви мира… Хотя вполне вероятно, вы и не захотите писать вообще ничего, став всем. Вы сами будете книгой…

Вернувшись домой, несмотря на усталость и разморенность после парилки, я включила компьютер. Нашла файл с романом. Два года работы. Несколько редактирований. Куча мыслей и историй. Что он значит для меня?.. Так, «выделить всё», «удалить»… Я нажала на нужные клавиши.

Дочка, корпевшая над домашним заданием, изумленно уставилась на меня, когда я зашла в ее комнату и придвинула стул к письменному столу. Я никогда не помогала ей делать уроки.

- Русский язык? Что, не получается упражнение?

Она так же растерянно смотрела на меня, не находя слов для ответа. Я провела рукой по ее волосам. Внимательно глянула в глаза: какого они всё-таки цвета? А нос такой же курносый, как и у меня.

- Давай-ка перечитаем правило «Правописание гласных после шипящих и ц». Ты вставишь пропущенные буквы, а я проверю… А потом пойдем гулять в парк, пока не стемнело. Будем разглядывать опавшие листья на дорожках... Что ты там говорила про покупку щенка в прошлый день рождения?..