Кошелка для хлебушка

Татьяна Кирюшатова
Давным-давно это было. Жила в одной деревушке молодица. Звали ее Галинкою.

С малых лет выучилась Галинка у своей матушки ткать да прясть, шить да вязать, щи варить да пироги печь. У бабушки вышивке да кружевоплетению научилась. А уж у батюшки родимого - корзины да лапти плести.

Рукоделий на свете много, всех не перечислишь. Галинке все интересно: и как круг гончарный вертится, и как камень в цветок превращается. А тут, на радость, заплясали скоморохи по улице. Идут, орут, бубенцами звенят, народ на ярмарку созывают.

- Приходите, - кричат, - люди добрые! Идите, глядите. Со всех областей мастера собрались. Товар продают, дорого не берут. Сами не скучают – мастерству обучают.

Побежала Галинка на ярмарку. Все пересмотрела, с мастерами да мастерицами словом перемолвилась. Все ремесла Галинке знакомы, все приемы давно ей известны.

Тут смотрит Глинка, стоит поодаль от всех старушка. Вокруг старушки кошелки – сумочки такие плетеные.

- Хорошо с такими кошелками в хлебную лавку ходить, - думает Галинка.

Из чего только сплетено не понятно: ни ива, ни рогоз, ни береста.

Подошла поближе Галинка:

- Из чего плетем, бабушка?

- Из чего – из чего? – улыбается старуха. – Из листа кукурузного. Листы солнышком со всех сторон обогреты, ветерками высушены. С добром беру – не спеша плету.

- Интересно-то как! – дивится Галинка. – А мне премудрость плетения растолкуешь?

- От чего ж не растолковать? – веселится старуха. – Растолкую.

Галинка рада-радешенька. А старуха свое дело знает:

- Так листок, да так листок, - показывает она Галинке. – А потом и узелок. Дело наше не хитрое. Тут главное, чтоб каждый узелок с добрым помыслом затянут был. С добром кошелка будет сделана – с добром в нее хлебушек положен будет. От такого хлебушка всем здоровье да радость. А уж если узелки со злом вязать, ничего хорошего не жди.

Сколько лет с тех пор пролетело, никто не считал, не подсчитывал. Только у Галинки уж трое детушек народилось. Детушки, все как один, хороши да послушны, к рукоделиям всяким не равнодушны. Бывало, бегут с утра в лавку за хлебушком, у каждого в руках кошелка, из кукурузного листа плетеная. У Андрюшки – большая, у Аленки – средняя, у Ивашки – самая маленькая. В лавке торгашки радуются. Деток привечают да кладут в кошелки: Андрюшке – хлеба буханку, Аленке – с маком баранку, а Ивашке – махонькую булочку и изюмом.

На деревне про Галинкины кошелки давно прознали. Знали, что сплетены они с добрым помыслом. А уж если в них с добром хлебушек положить, то будет от такого хлебушка всем здоровье, радость да счастье.

Вот начинают у кого в деревне ребята болеть, так мамки сразу к Галинке бегут за кошелкою. Галинка ни кому не откажет. Денег не возьмет, так одарит.

Тут на краю деревни поселилась семья переезжая. Муж Ерема да жена Кулема. Прознала та Кулема про Галинкины кошелки, пристала к мастерице:

- Научи меня такие плести.

Галинка всегда рада ремесло передать, в секрете ничего не держит.

- Так листок, да так листок, - показывает Кулеме. – А потом узелок. Только листок берем теплый, солнцем обогретый, а узелок с добрым помыслом завязываем.

Кулема та быстро навык переняла, а вот про помыслы добрые забыла. А может, и не было их у нее никогда.

Стала плести Кулема кошелки. Да не такие, как у Галинки, в сотню раз красивее, цвета подбирает, узоры набирает, ручки замысловато так изгибает. Народ диву дается. Про Галинкины кошелки забыли, стали к Кулеме бегать. А Кулема даром не отдаст, в трижды дорого продаст.

Не звано – не ждано беда приключилась. Полегла вся деревня. Кто с жаром, кто с ознобом. Старики охают, детишки ревом ревут. С города докторов вызвали. Доктора лишь руками развели:

- Знать не знаем, что за болезнь такая.

Руками поводили – поводили, да уехали.

Тут смекнула одна старушка, что никто в деревне не болел, пока за хлебом с Галинкиными кошелками ходили.

Ох, и началось тут. Все Кулемкины кошелки из изб полетели. Галинкины кошелки из сундуков да сараев доставать стали. А кто выкинуть успел, тот к Галинке побежал:

- Так мол и так. Ты прости уж, Галинушка. Нужна нам твоя кошелка для хлебушка.

А как положили с добром в кошелки хлебушек, да накормили им детушек, да сами того хлебушка поели, так и вся хворь прошла.

Кулему ту пристыдили, пожурили. Так она, недолго думая, собрала свои пожитки, да в другую деревню уехала.

Галинки детки подросли, разным ремеслам выучились. Галинка глядит на них, да радуется.

Ремесла-то все хороши, все нужны да интересны, главное чтоб все они с добром к людям шли, с добрыми помыслами.