516 Адмиральская приборка 17 06 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 516. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Адмиральская приборка. 17.06.1974.

Фотоиллюстрация из третьего тома ДМБовского альбома автора: ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый. Перед встречей командующего ДКБФ адмирала В.В. Михайлина на кораблях и на прилегающей территории причала и пирса проводится не простая, а генеральная или «адмиральская приборка». Это значит, чистится, моется и подкрашивается не только весь корабль внутри и снаружи, но и мостовая пирса, бордюры, причальные тумбы, швартовы и даже деревья и кусты. Так было перед выходом БПК «Свирепый» в море на стрельбы с участием ВМФ стран-государств Варшавского договора в мае 1974 года (правый снимок). Кстати, на этом снимке справа стоит группа офицеров и мичманов с нашего и соседнего корабля. Пока матросы разметают по диабазовой брусчатке пирса белоснежную «каустическую соду», они обсуждают важнейший вопрос: «Какого пола приблудный щенок? Кобелёк или сучка?». На этот вопрос ответил наш знаменитый герой, вызволивший БПК «Свирепый» из плена подводных кабелей в гавани Лиепаи, старший строевой матрос Арцрун Возгенович Барегомян (период службы 04.05.1973-05.05.1976). 17.06.1974.


В предыдущем:

После утренней физзарядки БПК «Свирепый» «обрадовал» нас другой речёвкой, объявив устами встретившего нас дежурного по кораблю и старпома: «Вас ждёт работа по очистке и помывке причала перед прибытием на корабль командующего ДКБФ адмирала В.В. Михайлина».

«Всем немедля мыть причал, чтоб Михайлин не серчал!».

Согласно новому (установленному приказом командира корабля) корабельному распорядку дня после подъёма заместителей командиров боевых частей и дежурных службы корабельного наряда в 06:50,  личного состава корабля в 07:00 и утренней физической зарядки (07:10-08:00) должен был следовать «утренний туалет, заправка постелей и рундуков» (08:00-08:30).

Так как мы ещё с вечера 16 июня 1974 года находились в режиме приготовления корабля к бою и походу, то команды «Большой сбор!» на подъём военно-морского флага не было, офицер, дежурный по кораблю, за 2-3 минуты до 08:00 (время подъёма военно-морского флага при стоянке в военной гавани - автор) скомандовал: «Стать к борту!».

Пор этой команде приостанавливаются все работы, дела и движение по кораблю и весь личный состав, находящийся на палубах, в коридорах и помещениях, становится лицом внутрь корабля. Матросы и старшины, находящиеся вблизи корабля на пирсе, приостановили работы и занятия, встали в положение «смирно», лицом к кораблю, а офицеры и мичманы, в момент подъёма флага приложили руку к головному убору, приветствуя наш военно-морской флаг на флагштоке.

(Как обычно или торжественно поднимается на корабле военно-морской флаг и другие флаги, я расскажу в отдельной новелле – автор).

За время утренних мероприятий вахтенные по кубрикам должны были навести в них порядок, а дежурные по камбузу и столовой (бачковые) – накрыть столы для завтрака. Сам завтрак должен был уложиться в норматив времени с 08:30 до 08:50. В 09:00 обычно уже все получали свои задания на день и начинались занятия по специальности, по боевой или политической подготовке.

В этот раз, пока мы бегали, прыгали и занимались физическими упражнениями, дежурные службы корабельного наряда приготовили нам щётки, веники, «машки» (швабры), «обрезы» (тазы и вёдра), шланги с брандспойтами, каустическую соду и куски хозяйственного мыла, «ветошь» (старые обрывки флотской одежды), чтобы мы «дружно», «с огоньком», «бодро и весело, как подобает молодым спортсменам» вычистили и вымыли пирс и причальную стенку перед приходом командующего ДКБФ адмирала В.В. Михайлина.

Мне сразу вспомнился тот день выхода БПК «Свирепый» в море на стрельбы с участием ВМФ стран-государств Варшавского договора в мае 1974 года (правый снимок фотоиллюстрации – автор), когда перед встречей командующего ДКБФ адмирала В.В. Михайлина на кораблях и на прилегающей территории причала и пирса проводилась не простая, а генеральная или «адмиральская приборка».

Генеральная или «адмиральская» приборка – это значит, чистится, моется и подкрашивается не только весь корабль внутри и снаружи, но и мостовая пирса, бордюры, причальные тумбы, швартовы и даже прилегающие деревья и кусты.

Кстати, на этом снимке справа стоит группа офицеров и мичманов с нашего и соседнего корабля. Пока матросы разметают по диабазовой брусчатке пирса белоснежную «каустическую соду», они обсуждают важнейший вопрос: «Какого пола приблудный щенок? Кобелёк или сучка?».

На этот вопрос ответил наш знаменитый герой, вызволивший БПК «Свирепый» из плена подводных кабелей в гавани Лиепаи, старший строевой матрос Арцрун Возгенович Барегомян (период службы 04.05.1973-05.05.1976). Арцрун Возгенович был отличным молодым матросом, хорошим другом и товарищем, трудолюбивым, скромным, улыбчивым и очень дружелюбным.

Старпом, капитан-лейтенант Н.В. Протопопов всё время раздражённо торопил и подгонял нас на пирсе, потому что никто не знал, когда конкретно приедет командующий Балтийским флотом, но судя по тому, как уже начали свистеть турбины и запахло солярным выхлопом, БПК «Свирепый» вот-вот был готов сорваться с места и стремительно выйти в море.

Ровно месяц, с 17 мая 1974 года мы были в ВМБ Балтийск. Застоялся наш БПК «Свирепый»…

Наш корабль с обновлённым старо-молодым экипажем, как нетерпеливый и радостный щенок, рвался и стремился вырваться из рук, кинуться навстречу событиям и приключениям, выйти в родную стихию – в море.