Ч. 29 Нашли покой на дне океана. Сталин

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2017/02/02/802

Капитан Изотов сказал комиссии, что спустя 25 минут после торпедирования ему доложили: одну машину исправили. Он приказал поднять шлюпки и стал догонять конвой.

История с перевернувшейся шлюпкой довольно странная. Я обнаружил фотографию, сделанную с английского спасательного судна. На снимке прекрасно видно, что шлюпка находится на буксире за кормой танкера, и она в нормальном положении. Что там было на самом деле, мы уже не узнаем.

Танкером «Донбасс» командовал капитан Михаил Иванович Павлов. Экипажу повезло, моряки остались живы. Они доставили так же и подобранных в море коллег с американского транспорта «Daniel Morgan».

Хотел упомянуть на основе книг, в которых восторженно описывается, как пулемётчики транспорта лихо сбивали немецкие самолёты, но передумал. Уверен, что, несомненно, они вели огонь по самолётам  из установленных на палубе пулемётов и малокалиберных орудий, но сбили они, или не сбили, неизвестно, подтверждений нет.

Думаю, что морякам «Донбасса» это славы не добавит. Достаточно с лихвой и того, что они выжили в том ужасном походе и доставили топливо и технику для фронта.

4-го ноября того же года, «Донбасс» после ремонта,  но уже с другим капитаном, Виталием Эмильевичем Цильке, отправили в одиночное плавание порожняком в Исландию. Это плавание окончилось для экипажа печально. 7-го ноября танкер обнаружил германский эсминец Z-27, который его потопил.

Если верить публикациям, на танкере находился разведчик-нелегал Арнольд Дейч. В некоторых статьях говорится уже о группе разведчиков-нелегалов, которых забрасывали в дружественные страны. Часть экипажа погибла, а часть немцы взяли в плен, допросили и потом отправили в лагерь.

Когда я об этом прочитал, то сразу прекратил дальнейшие поиски в нашей литературе о судьбах моряков, потому что сразу стало понятно, что дальше не будет и слова правды.

В немецкой литературе потопление танкера «Донбасс» упоминается без всяких подробностей. Жаль, и моряков, и разведчиков, если они там были. Можно себе представить, какие круги ада прошли члены экипажа в немецких, а потом и в советских лагерях.

Дружба – дружбой, а заброску разведчиков для нелегальной работы не забывали. Думаю, что и союзники мало чем отличались от советских властей, но им приходилось труднее, учитывая, что все три порта были фронтовыми, а соответственно, контрразведка в них действовала особенно активно.

В отечественных источниках говорится, что командование Северного флота приняло энергичные меры для поиска транспортов. К сожалению, результат этих энергичных мер был близок к нулевому. Никого не защитили, а спасли тех, кто сами добрались до Новой Земли.

Военно-морское командование США было крайне возмущено действиями британского Адмиралтейства, ещё и потому, что львиная доля потопленных транспортов оказалась американской.

Адмиралтейство предложило союзникам отложить отправку конвоев до наступления полярной ночи. Против этого резко возразил Советский Союз. Потеря военных грузов и техники была для страны сравнима с крупным поражением, которых и без того хватало.

Тем, кто по недомыслию, утверждают, что Советский Союз мог справиться с фашистской Германией и без союзников, достаточно почитать переписку Сталина, Рузвельта и Черчилля, чтобы понять, насколько советское правительство встревожили понесённые  потери транспортов с военными материалами и техникой.

Адмирал Паунд, защищая себя, стал обвинять советскую сторону в слабом прикрытии конвоя с воздуха в советской зоне ответственности.

Правда в том, конечно, была, но самолётов и кораблей Северному флоту катастрофически не хватало, потому так и ждали транспорты. 7-го сентября всё же, удалось сформировать новый конвой PQ-18 из 40 транспортов и 31 корабля охранения, в том числе и эскортный авианосец  «Avenger».

Тем не менее, немцы сумели потопить, даже при таком сильном охранении, 13 транспортов. Трагедия повторилась. После войны, советские и американские историки сошлись во мнении, обвиняя в первой и во второй трагедиях англичан, у которых флотом руководил психически нездоровый человек, близкий друг Черчилля.

После разгрома PQ-18 Адмиралтейство приостановило движение конвоев. Тогда советская военная миссия в Британии и посольство настояли на отправке одиночных транспортов без охранения.

Из наших северных портов в Исландию отправили 24  советских транспорта и три транспорта союзников. Шли, в основном, порожняком.

В период, когда не ходили конвои, из Исландии в северные порты Советского Союза смертельно опасным путём, в одиночку, без охраны,  пришли 10 союзных и три советских транспорта. Не дошли до портов 6 транспортов союзников и 4 советских транспорта. Их потопили немецкая авиация и подводные лодки.

В отечественных трудах утверждается, что англичане и американцы «под предлогом возросшей опасности для судов в условиях полярного дня прекратили отправку конвоев». Всё верно, кроме одного: вместо слов «под предлогом», надо было написать «по причине».

Задержка с отправкой конвоев была вызвана также и тем, что часть флота метрополии Англия оказалась вынуждена отправить в Средиземное море, о чём ещё будет рассказано.

Обстановка на фронте для Советского Союза была тяжёлая. 3-го июля Совинформбюро сообщило о взятии противником Севастополя. Немцы овладели Крымом.

Попытка Красной Армии прорвать блокаду Ленинграда окончилась провалом. Под Харьковом немцы разгромили 20 советских дивизий. Противник занял Донбасс и снова захватил Ростов-на-Дону.

Сталин был в ярости, вначале он даже посчитал, что его обманывают, не верил, что столько судов было потоплено. Можно себе представить, сколь пристрастно допрашивали советских капитанов, которые уцелели при проводке конвоев. Кроме того, он был убеждён, что союзники медлят с открытием второго фронта.

Вот почему Черчилль решил лично встретиться в 1942 году со Сталиным в Москве, чтобы объяснить ему обстановку.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/02/05/787