Ирреальный Патерсон

Георгий Самсонов
«Патерсон» Джима Джармуша состоит из множества микросюжетов, которые складываются в удивительную мозаику, отображающую жизнь во всём её многообразии. На первый взгляд будни главного героя, фамилия которого совпадает с названием городка, где он живёт, кажутся унылыми и монотонными. Каждый день он просыпается в шесть утра, целует спящую жену, та рассказывает ему свой очередной сказочный сон, а потом он идёт на работу. Садясь в рейсовый автобус, который он водит, Патерсон достаёт записную книжку и заносит в неё сочинённые им стихи. Поэтические строки, не только озвученные за кадром, но и отображенные на экране, проходят канвой через весь фильм. Вкупе с манящими пейзажами – один мост через речку чего стоит - они создают атмосферу небытия. Возникает ощущение, что всё происходящее далеко от реальности. Джим Джармуш в своей излюбленной медитативной манере снабжает картину ребусами, не требующими разгадки. Таким способом режиссёр создаёт уникальный микромир, наполненный поэзией, которая кажется довольно примитивной, но при этом воздушной, и бесконечными близнецами, словно перекочевавшими из снов жены Патерсона. Она, в свою очередь, потрясает безудержной фантазией и неистощимым оптимизмом. Возведя чёрно-белый стиль во главу угла, она доводит своё многопрофильное творчество до фанатизма, выпекая исключительно чёрно-белые кексики и раскрашивая в чёрно-белый цвет буквально всё – от занавесок и интерьера до платьев и волос. За всей ирреальностью происходящего с некой укоризной наблюдает её французский бульдог (удостоенный за эту роль награды Каннского кинофестиваля), цель которого – довести Патерсона до сумасшествия. Под конец из ниоткуда появляется японец, фанатично влюблённый в поэзию. И в беседе с Патерсоном он каким-то магическим способом подводит жирную черту под всем фильмом. А его последний кадр говорит о том, что жизнь монотонна, но прекрасна, если в ней присутствует любовь.