МАЛЕНЬКИЙ ФРАГМЕНТИК из моей книги "ПОЛКОВОДЕЦ СОНЯ, или В поисках Земли Обетованной" © _ как в начале 80-х Соня решила уйти из журналистики, где была востребована и успешна, в обычную школу "сеять разумное, доброе, вечное" (слишком много приходилось преодолевать, чтобы сказать на страницах газеты то, что хочется... ей казалось, что в школе свободнее)...
Это кусок личной биографии, которую "отдала" своей героине. Всё так и было, ничего не додумала, не допридумала...
Проработала в школе до перестройки, а потом, вернувшись в журналистику, оставила себе для радости ещё и преподавание в двух-трёх классах, совмещая с работой в газете.
Очень греет душу, что более 30-ти лет прошло, а со многими из тогдашних учеников дружим до сих пор...
Так как бумажные книги все распроданы, то я разместила роман в электронном виде ТУТ для бесплатного скачивания:
https://yadi.sk/d/YID9yQZTX54tA
--------------------------------------------------
"...В школе сложилось сразу. Семиклассники, проверяя реакции новой училки, стали пулять в доску жёваными бумажками из трубочек.
Рассмеялась:
— А слабо в цель попасть — в сказуемое, в обстоятельство? Или, что сложнее, — в приставку, в суффикс?
Чтоб обозначить цель, надо знать, где какие части речи, слОва.
Слух о новенькой прокатился быстро. В следующем классе первый вопрос:
— C нами тоже играть будете?
— Да. В «третий лишний».
— Это как?
— Найти лишнее из трёх слов. Два глагола, третье — причастие, оно лишнее. Но причастие и один глагол — с суффиксом, а другой — без. Тогда он лишний. Задача — отыскать все отличия каждого слова от двух других.
Не учёба — игры! С группами поддержки, призами. С игровыми домашними заданиями — например, нарисовать картинку, чтобы по ней можно было бы «прочитать» правило.
Первым появился гангстер с пистолетом — союз «а», от которого бежит испуганное «не»: «не добрый, а злой» («не» пишется с прилагательным раздельно, если после стоит союз «а»). Потом — другие истории. Русский язык в комиксах!
Лучшие рисунки Соня использует в других классах. Авторы горды, стараются дальше.
Что касается литературы, «приближает» её к ребятам, сравнивая с ними героев. Открытие: классики писали про них! Обнаруживают в себе глубины, пытаются соответствовать.
Соня призывает не стесняться себя и ошибок:
— Ошибка — это нормально. Рабочий момент. Более того — необходимость! Как учится ходить ребёнок? Есть лишь один путь — его и младенцы знают: бесстрашно сделать первый шаг. Упасть. Но встать и пробовать дальше. Любой неудачный шаг помогает удачному. Падать, подниматься, снова идти — и начинаешь бегать так, что не всякий догонит. Если будешь опасаться, что о тебе какой-то дурак плохо подумает, значит — сам дурак: никогда ничему не научишься, потому что обращал внимание на дурацкие мнения. Боялся показаться неумёхой, но им остался. Что за удовольствие? Чем больше знаешь, умеешь — тем интересней жить, тем больше людей хочет дружить с тобой, тем шире выбор профессий…
Иногда сама ошибалась — специально. Показывала: «и на старуху бывает проруха», учила независимости от авторитета — доверяй, но проверяй, имей свою голову на плечах!
— С теми, кто просто реакция на окружающее, — скучно. Амёба — вот совершенство реакций! Но разве кому-то, кроме исследователя, интересно с амёбой?! Сложные структуры (а каждый из вас — человек! — структура сложная) заставляют окружающих реагировать на себя. Возникает контакт. Но какой? Такой ли, какой желателен тебе? Тут появляется потребность в языке. Владеть языком — значит, владеть своей жизнью, управлять ситуациями. Вот, кстати…
И через «живые примеры» — к теме урока.
Соню обожают. Кричат «ура!», когда она приходит в не свои классы на замену больного учителя. Обычных для школы «проблем с дисциплиной» у неё нет. Уроки — взаимная игра. Но ещё и взаимная теплота, любовная бережность.
Однажды потеряла голос, извинилась: «Буду шептать». Сидели не шелохнувшись. И вдруг стали отвечать тоже шёпотом.
— Я шепчу, потому что осипла. А вы-то что?
И в ответ еле слышное:
— Чтобы вам не обидно было…
Учились у Сони не то что без двоек — почти без троек. К ней слали проверки: завышает оценки? Давали детям усложнённые диктанты, удивлялись — и стали направлять за опытом словесников других школ.
Директриса выделила ей чулан под курилку и предложила должность своего зама по воспитательной части. Это повышение.
Осталась Соня по совместительству и учительствовать. Не только ради денег — для удовольствия..."