Из книги полководец соня - из редакции в школу

Карина Аручеан Мусаэлян
МАЛЕНЬКИЙ ФРАГМЕНТИК из моей книги "ПОЛКОВОДЕЦ СОНЯ, или В поисках Земли Обетованной" © _ как в начале 80-х Соня решила уйти из журналистики, где была востребована и успешна, в обычную школу "сеять разумное, доброе, вечное"  (слишком много приходилось преодолевать, чтобы сказать на страницах газеты то, что хочется... ей казалось, что в школе свободнее)...

   Это кусок личной биографии, которую "отдала" своей героине. Всё так и было, ничего не додумала, не допридумала...
   Проработала в школе до перестройки, а потом, вернувшись в журналистику, оставила себе для радости ещё и преподавание в двух-трёх классах, совмещая с работой в газете.
   Очень греет душу, что более 30-ти лет прошло, а со многими из тогдашних учеников дружим до сих пор...

   Так как бумажные книги все распроданы, то я разместила роман в электронном виде ТУТ для бесплатного скачивания:
      https://yadi.sk/d/YID9yQZTX54tA
--------------------------------------------------

   "...В школе сложилось сразу. Семиклассники, проверяя реакции новой училки, стали пулять в доску жёваными бумажками из трубочек.
   Рассмеялась:
   — А слабо в цель попасть — в сказуемое, в обстоятельство? Или, что сложнее, — в приставку, в суффикс?
   Чтоб обозначить цель, надо знать, где какие части речи, слОва.
   
   Слух о новенькой прокатился быстро. В следующем классе первый вопрос:
   — C нами тоже играть будете?
   — Да. В «третий лишний».
   — Это как?
   — Найти лишнее из трёх слов. Два глагола, третье — причастие, оно лишнее. Но причастие и один глагол — с суффиксом, а другой — без. Тогда он лишний. Задача — отыскать все отличия каждого слова от двух других.

   Не учёба — игры! С группами поддержки, призами. С игровыми домашними заданиями — например, нарисовать картинку, чтобы по ней можно было бы «прочитать» правило.
   Первым появился гангстер с пистолетом — союз «а», от которого бежит испуганное «не»: «не добрый, а злой» («не» пишется с прилагательным раздельно, если после стоит союз «а»). Потом — другие истории. Русский язык в комиксах!
   
   Лучшие рисунки Соня использует в других классах. Авторы горды, стараются дальше.
   Что касается литературы, «приближает» её к ребятам, сравнивая с ними героев. Открытие: классики писали про них! Обнаруживают в себе глубины, пытаются соответствовать.
   
   Соня призывает не стесняться себя и ошибок:
   — Ошибка — это нормально. Рабочий момент. Более того — необходимость! Как учится ходить ребёнок? Есть лишь один путь — его и младенцы знают: бесстрашно сделать первый шаг. Упасть. Но встать и пробовать дальше. Любой неудачный шаг помогает удачному. Падать, подниматься, снова идти — и начинаешь бегать так, что не всякий догонит. Если будешь опасаться, что о тебе какой-то дурак плохо подумает, значит — сам дурак: никогда ничему не научишься, потому что обращал внимание на дурацкие мнения. Боялся показаться неумёхой, но им остался. Что за удовольствие? Чем больше знаешь, умеешь — тем интересней жить, тем больше людей хочет дружить с тобой, тем шире выбор профессий…
   
   Иногда сама ошибалась — специально. Показывала: «и на старуху бывает проруха», учила независимости от авторитета — доверяй, но проверяй, имей свою голову на плечах!
   — С теми, кто просто реакция на окружающее, — скучно. Амёба — вот совершенство реакций! Но разве кому-то, кроме исследователя, интересно с амёбой?! Сложные структуры (а каждый из вас — человек! — структура сложная) заставляют окружающих реагировать на себя. Возникает контакт. Но какой? Такой ли, какой желателен тебе? Тут появляется потребность в языке. Владеть языком — значит, владеть своей жизнью, управлять ситуациями. Вот, кстати…
   И через «живые примеры» — к теме урока.

   Соню обожают. Кричат «ура!», когда она приходит в не свои классы на замену больного учителя. Обычных для школы «проблем с дисциплиной» у неё нет. Уроки — взаимная игра. Но ещё и взаимная теплота, любовная бережность.

   Однажды потеряла голос, извинилась: «Буду шептать». Сидели не шелохнувшись. И вдруг стали отвечать тоже шёпотом.
   — Я шепчу, потому что осипла. А вы-то что?
   И в ответ еле слышное:
   — Чтобы вам не обидно было…
   
   Учились у Сони не то что без двоек — почти без троек. К ней слали проверки: завышает оценки? Давали детям усложнённые диктанты, удивлялись — и стали направлять за опытом словесников других школ.
   
   Директриса выделила ей чулан под курилку и предложила должность своего зама по воспитательной части. Это повышение.
   Осталась Соня по совместительству и учительствовать. Не только ради денег — для удовольствия..."