Бочконосы

Кондрат Саблев
Краткое описание истории и быта экзотической страны.


МанУмба был одноглазым и противным на вид мужиком. Как и у всех его соплеменников, внешность его не носила ярких негроидных черт, скорее он даже больше походил на очень сильно загоревшего европейца или на араба. Работать он не любил с детства, поэтому жил бедно, даже нищенствовал иногда. Не брезговал порой и мелким воровством, но воровал только еду, так что его не сильно били, хотя один глаз, всё-таки, выбили, не рассчитал местный здоровяк АлирОг удара, сам потом жалел, не хотел уродовать дурака.

Понятное дело, Манумба не имел никакого дома. Женщины его сторонились (какой с него толк?), а погода, тёплая круглый год, позволяла спать под любым кустом, да, если повезёт, ещё и наесться плодами этого самого куста. Из одежды у Манумбы была только набедренная повязка, а больше ничего и не надо при таком-то климате.

Всё бы было хорошо, если бы дело было не в Африке, где, как известно, кроме людей живут ещё много кто, и зубы у этих тварей бывают нешуточные. Лет 20-25 Манумбе везло (дуракам вообще везёт), но однажды он едва успел проснуться до того, как на него набросился крокодил. И не проснулся бы вообще, если бы именно в этот момент испугавшись крадущейся рептилии какая-то здоровенная птица не заорала прямо у него над головой, да вдобавок его ещё и обгадила с перепугу (опять повезло!). Тут уж Манумба вскочил на ноги, как ошпаренный, и сразу увидел бегущего на него крокодила. Крокодилы бегают быстро, глазом не успеешь моргнуть, как тебя уже жуют, поэтому Манумба сразу подпрыгнул так высоко, как смог, и зацепился руками за ветки дерева, под которым спал. По деревьям крокодилы лазать не умеют, но терпением обладают отменным. Дерево это стояло совсем отдельно на выступающем в реку мысе, поэтому крокодил в любом случае успевал сцапать Манумбу до того, как тот добежит до следующего дерева. Для этого не надо было даже торчать под деревом, можно было сползти в прохладную воду и оставить над поверхностью только глаза. Никуда не денется, или сдуру слезет на землю, или ослабеет и упадёт – итог один.

Манумба не сразу осознал всю серьёзность своего положения. Сначала он подумал, что кто-нибудь из деревни может пройти мимо и отогнать крокодила, но потом вспомнил, что на этот мыс его соплеменники не любили ходить, потому что знали про живущего там здоровенного крокодила, а без особой на то нужды рисковать своей жизнью, кроме Манумбы, никто из деревни не хотел. Потом Манумба подумал, что его станут искать, но, поразмыслив, понял, что искать если и станут, то не раньше, чем через неделю, если вообще станут, не особо он кому и нужен в деревне.

Положение безвыходное. Крокодил никуда не уйдёт. Будет ждать свой обед и дождётся в любом случае. Манумба загрустил и, как это часто бывает с дураками, ничего не стал предпринимать, а просто привязал себя к стволу дерева лианой, чтоб не свалиться, и решил спать дальше. Солнце ещё не встало, так что спать на дереве было не жарко.

Во сне он, конечно, пытался убежать от крокодила. Каждый раз во сне его догоняли и съедали, отчего Манумба вздрагивал и просыпался в холодном поту. Наконец, совсем уже измученному кошмарами Манумбе приснился сон, где он спрятался под какую-то штуковину неизвестного происхождения и остался жив. Счастливый Манумба проснулся, но понял, что счастье было только во сне. Наяву был всё тот же огромный крокодил. Очень зубастый и быстрый. Манумба стал размышлять, что бы могло уберечь его от зубов крокодила. Всё, что делали в его деревне, было слишком слабым для зубов такой твари. Бросив взгляд по сторонам, Манумба обнаружил в нескольких шагах от дерева странные предметы, которые раньше уже видел. Будь он силён в математике, он назвал бы, их цилиндрическими, но Манумба не знал таких слов. Он просто прикинул, что в подобные предметы можно спрятать такого человека, как Манумба, или даже чуть больше. Странный блеск этих предметов вселял какую-то уверенность в их прочности. Они были явно крепче плетёных корзин, которые изготавливали в деревне для сбора плодов. Манумба  прикидывал, как ему залезть в один из этих предметов. Задача сложная для дурака, но безысходность ситуации мобилизует и совсем слабые мозги.

На самом деле, это были бочки из под солярки, которые бросили какие-то люди европейского вида, не то французы, не то американцы, не то англичане, поди разбери! Как-то их отряд здесь высаживался на берег, заправил свои грузовики соляркой, а бочки выкинул за ненадобностью. Давно это было, ещё до постройки деревни. Вот эти бочки и валялись на берегу уже который год и изрядно проржавели. Жители деревни побаивались бочек, не понимая, что это такое, а Манумба их не боялся по причине своей глупости и даже как-то подходил к ним близко, но потрогать руками всё-таки не решился.

Одна из бочек валялась на боку, демонстрируя Манумбе своё внуреннее пространство и, как бы, приглашая спрятаться в её надёжном чреве. Манумба неотрывно смотрел в сумрак спасительной глубины бочки и пытался понять, успеет ли он до неё добежать быстрее крокодила. Дистанция бега Манумбы была короче, чем дистанция бега крокодила, но бегун Манумба был никудышный, потому что на охоту никогда не ходил, впрочем, от смерти он ещё ни разу не бегал, а страх – неплохой допинг.

Часа два Манумба собирал в кулак свою силу воли, а потом сорвался и поскакал к бочкам с такой непостижимой скоростью, которой крокодил от него явно не ожидал. Манумба влетел в облюбованную бочку головой вперёд и, напрягши все свои силы, принял вертикальное положение, спрятавшись в неё целиком. Крокодил запоздало ткнулся пастью в бочку, но железо оказалось твёрдым и скользким. Совсем несъедобным. Крокодил с досадой удалился в свою реку, а Манумба отправился в свою деревню, благо бочка проржавела около днища, и в образовавшуюся дырку можно было видеть дорогу.  Бочку от поверхности земли Манумба не поднимал, опасаясь, что крокодил всё-таки подстерегает его. Приходилось идти на полусогнутых ногах, но страх смерти был сильнее неудобства передвижения. Так, полностью скрытый бочкой, Манумба и пришёл в деревню.

Жители деревни очень испугались непонятного предмета, который сам по себе перемещался по деревне. Они попрятались в хижины и осторожно выглядывали из-за тростниковых занавесок. Предмет, то есть Манумба в бочке, запыхавшийся тащить на себе бочку, да ещё и на полусогнутых ногах, дышал очень тяжело и шумно. Бочка делала дыхание Манумбы гулким и зловещим, что ещё больше пугало жителей деревни, понимающих, что это нечто живое.

Вождь деревни, старик ИнбУбу, испугался так же, как и все прочие, но его обязанностью было обеспечивать порядок в деревне, так что, пришлось что-то придумывать в такой нестандартной ситуации. Инбубу повертел головой в разные стороны, как бы ища способа избавиться от проблемы, и взгляд его остановился на самом сильном, хотя и самом молодом, воине деревни Алироге. Алирог спрятался за дерево, весь дрожал и даже обмочился от страха. Он хоть и был очень силён, но особой мудростью не выделялся, скорее наоборот, а с воображением и вообще были проблемы, но Алирог очень гордился своей силой и смелостью. Ну, насчёт смелости – это ещё вопрос (вон лужа-то какая натекла), легко называть себя самым смелым, когда ты самый сильный, спорить с тобой никто не станет.

Инбубу крикнул:
- Алирог! Покажи этому зверю, что в нашей деревне есть сильные и храбрые воины! Победи его, и я позволю тебе выбрать себе в жёны любую девушку без брачного состязания!
Хитрый Инбубу знал, что Алирог смертельно боялся брачного состязания, во время которого надо было догнать девушку. Бегуном Алирог был хреновым, потому что был очень тяжёлым и коротконогим, поэтому ему могла достаться только хромая АлачОма, которую уже лет пять никто не выбирал, потому что она не только хромала, но ещё и имела гнилые зубы, отчего из её рта всё время противно воняло.

Надежда получить в жёны красивую и здоровую девушку живо поставила психику Алирога на место. Он перестал дрожать и поискал глазами своё оружие. Сначала он схватил огромную обожжённую палку, которая использовалась в качестве копья. Со звериным воплем отчаяния Алирог метнул копьё в бочку. Уставший от длительной прогулки Манумба в тот момент опустил бочку на землю и сам уселся внутри, не в силах скинуть с себя эту железяку. Копьё скользнуло по бочке, не причинив никакого вреда ни бочке, ни Манумбе, даже и шума было мало, потому что бочка стояла на земле.

Алирог схватил огромную дубину, которой обычно забивал попавшихся в ловчую яму бородавочников, и, вопя ещё громче, понёсся на бочку. Пара ударов, способных проломить голову кому угодно, бочку не особо покорёжили, но Манумбе пришлось несладко. Поняв, что дело приобретает опасный оборот, Манумба, не дожидаясь последующих ударов, завалил бочку и выкатился наружу. Алирог в азарте нападения на смертельно опасного зверя чуть не зашиб Манумбу, но Инбубу вовремя приказал остановиться.  Манумба вскочил на ноги и быстро убежал на другой конец деревни под облегчённый хохот соплеменников.

Алирог, наконец-то, понял, что за "зверя" он атаковал и сообразил, что за такой "подвиг" ему вряд ли светит хорошая невеста. Вот тут он счастливо просчитался, Инбубу и сам был заинтересован в том, чтоб в племени был не один здоровяк, а как можно больше, хоть и глуповатых, а хромоногая Алачома даже от Алирога вряд ли родит что-то путное. Так что, счастливому Алирогу тут же вручили невесту, хоть и не особо толковую, зато крепкую и трудолюбивую, как раз такую, которая может всерьёз гордиться тем, что её муж самый сильный на деревне, хоть и не самый умный. Все остались довольны.

Ближе к вечеру Манумбу отловили и устроили ему допрос. Естественно, Манумба несколько приукрасил в свою пользу эпизод общения с крокодилом. Получалось, что не крокодил напал на Манумбу, а наоборот. Ему не особо поверили, но прочность бочки, после атаки Алирога, была очевидна. Было о чём подумать. Да и рассказ о том, что идея пришла во сне, произвёл впечатление на племя.

С тех пор Манумба, не желающий более испытывать судьбу, стал ночевать в бочке. Скоро жители деревни привыкли к утробному храпу, доносившемуся по ночам из бочки. Слова "бочка" деревенские не знали, поэтому назвали ёмкость манумбой в честь деревенского придурка. Который, к слову сказать, вскоре помер, неудачно украв протухшую рыбину и съев её в темноте бочки. Не сразу и поняли, что помер, только на третий день вскрыли бочку, когда храпа не услышали три ночи подряд, да и воняло уже.

Прошло несколько лет, хитрый приём прятания в бочку не раз выручал жителей деревни,  название которой как-то само собой вдруг стало Манумбия. С помощью манумбов подкрадывались к наиболее опасным зверям, отражали атаки врагов, спасались от насекомых. Потом и соседние деревни стали выискивать старые бочки по свалкам и помойкам, щедро оставленным белыми людьми по берегам рек и озёр, и использовать их в тех же целях. Сложилась целая культура ношения и использования бочек. Постепенно стало считаться неприличным появляться в общественном месте не в бочке. Человек, не имеющий бочки, не пользовался уважением, поэтому скоро все использованные бочки со всех свалок и помоек стали стекаться в район Манумбии, а сами её жители стали размножаться с невероятной быстротой (их детей не могли загрызть звери) и скоро покрыли собой довольно значительное пространство. Для создания общего стержня культуры, образ деревенского дурачка Манумбы был приукрашен до уровня человека мудрого и прозорливого, чьи идеи, безусловно свыше ниспосланные во сне, обеспечили благополучие всего его рода. Святой, да и только, даром, что всю жизнь в придурках проходил!

Прошло ещё много лет.
На волне тотальной независимости всех стран Африки, страна носителей бочек стала гордо именоваться Республика Манумбия, а её жители – манумбийцами. Демократические институты, имплантированные в Африку европо-америкаскими сеятелями культуры, сделали своё дело, и о самобытных манумбийцах скоро узнал весь мир. А сами манумбийцы создали в своей стране все необходимые структуры, чтобы в этот самый мир интегрироваться.
Пресса всех стран расписывала загадочных жителей Манумбии, их обычаи и обряды. Особое восхищение вызывало описание манумбийской свадьбы, в завершение которой две бочки с брачующимися скрепляли днищами на время брачной ночи, чтобы никто не мог их потревожить, и они могли, наконец, познакомится с телами друг друга и продолжить род, для чего на следующий день на замужнюю уже манумбийку одевали бочку бОльшего размера. Никто уже не мог спутать незамужнюю манумбийку с замужней, достаточно просто было посмотреть на диаметр бочки, что давало людям из прочих стран пример честности в семейных отношениях.

Надо сказать, что практика постоянного пребывания в бочке повлияла на внешний вид манумбийцев. Постепенно они стали низкорослыми, широкоплечими и коротконогими. У них развились сильные шейные мышцы, а на макушке практически не росли волосы,  наоборот образовался кожистый нарост, позволявший носить бочку без вреда для кожи головы. Манумбийцы легко переносили жару и духоту, от которой обычные люди давно бы задохнулись или, по крайней мере, потеряли сознание. Это были выносливые люди очень своеобразной наружности, только их мало кто видел, почти никто. Да и сами манумбийцы считали, что обычным людям, которые не носят на себе манумбу, нельзя себя показывать. Это вроде как европейцу показаться на улице без трусов, все знают, что там у него под трусами, но показывать это неприлично.

Впрочем, если почитать манумбийских поэтов, то и облачённая в бочку незнакомка может вызывать самые горячие страсти грациозными покачиваниями бочки, в которых угадываются движения бёдрами, а мелькающие время от времени пятки в щели между бочкой и землёй позволяют пылкому воображению юноши рисовать захватывающий образ всего прекрасного тела, скрытого бочкой. Впрочем, на то они и поэты, чтобы умудряться видеть предмет вожделения даже там, где нормальный человек вообще ничего не видит.

Приезжавшим в Манумбию иностранцам прямо в аэропорту выдавали специальные облегчённые пластиковые бочки бОльшей высоты, которые позволяли путешествовать по Манумбии, не оскорбляя чувств аборигенов, но и не сгибая ног. Это были, конечно, жалкие пародии (из лёгкого пластика с сеткой для дыхания и подушкой для макушки) на настоящие манумбы, которые никто из иностранцев не смог бы долго носить. Манумбийцы презирали всех неманумбийцев, которым настоящая манумба была не по силам. Но даже в таких облегчённых манумбах иностранцы чувствовали себя почти героями, протаскав их на себе несколько дней. Естественно, никто из иностранцев до посещения этой загадочной страны ничего не слышал ни о легендарном Манумбе, ни о его чудесном спасении от крокодила, легенду им рассказывали уже гиды-манумбийцы. Весь прочий мир для простоты называл жителей Манумбии бочконосами.

Как во всякой экзотической стране, в Манумбии существовали свои оригинальные виды спорта. Один из них называется манумбол (в Европе известный как  Тэнкболл), в котором манумбийские спортсмены толкали своими бочками тяжёлый мяч. Игра довольно зрелищная и собирает много желающих посмотреть на поединки, в которых атлеты на полусогнутых ногах развивают огромные скорости и сталкиваются между собой со страшным грохотом, выбивая снопы искр. Никто из обычных людей не может с ними сравниться в беге на полусогнутых ногах и выносливости. Трудно на жаре дышать через крохотные отверстия в тяжёлой бочке и через них же пытаться увидеть соперников, мяч и цель – «ворота» противника. Ну а столкновения на огромной скорости у обычных людей вообще вызывают временную глухоту, а то и разрыв барабанных перепонок.

Второй вид спорта напоминает японское сумо и называется манумбо (в Европе - на несколько испанский манер - барэлло). Суть его заключается в необходимости вытолкнуть из круга соперника, касаясь его только бочкой. Здесь всё не столь зрелищно, поэтому на такие матчи ходят почти исключительно знатоки из бочконосов, хотя, если верить их рассказам, манумбо не простой вид единоборств и имеет в своём арсенале более сотни изощрённых приёмов, позволяющих победить соперника. Самые сложные - удары нижним краем бочки в прыжке, которыми в совершенстве владеют только признанные мастера. Если учесть, что по правилам манумбо для прыжков можно использовать только икроножные мышцы, чтобы из под среза бочки не было видно ничего, кроме стопы, не трудно догадаться, что подобные прыжки – удел избранных. Удары так опасны, что бойцам в бочку приходится вкладывать пару подушек, чтоб избежать травм, но всё равно не редки случаи, когда во время поединка от края бочки бойца остаются красные круги на помосте.

Стараясь не отстать от остального цивилизованного мира, учёные и предприниматели Манумбии приспособили достижения мировой цивилизации к специфике жизни манумбийцев. Появились специальные унитазы для бочконосов, автомобили и велосипеды, которые позволяют двигаться современным способом, не снимая с себя бочки. Туристы имеют эксклюзивную возможность испытать на себе все эти приспособления, что приводит в неописуемый восторг пенсионеров из старой Европы.

Одним словом, в Манумбии множество самых невероятных вещей, связанных с привычкой населения ходить в бочках. Рестораны, бары, такси, бассейны, сауны, университет, кинотеатры, стоматологические клиники, парикмахерские, салоны по уходу за телом – всё имеет ярко выраженный колорит, обусловленный особенностями стиля жизни манумбийцев.

Особо умиляются иностранцы, глядя на детские бочки. На первых годах жизни это вообще даже и не бочки, а эмалированные вёдра. При первом посещении школы, дети получают уже почти настоящую бочку, только подросткового размера, ну и с ростом каждого ребёнка, бочка увеличивается. За стандартный размер для взрослого человека принимается бочка в один американский баррель (примерно 160 литров), а те, кто из слабости характера или по другим причинам носят что-то бОльшего размера, считаются или инвалидами, или бесхарактерными людьми. В любом случае, такие люди уважения не заслуживают.

У Дворца Конгресса, который больше похож на красивый склад из-за пандусов, к которым подвозят на специальных машинах конгрессменов, гордо стоят раскрашенные в цвета государственного флага Манумбии бочки с гвардейцами почётного караула. Это могучие парни, которые едва помещаются в стандартные бочки, заполняя их пространство полностью. Разумеется, им трудно даже шаг сделать, так им тесно в их манумбах, не то что достать оружие и выстрелить, но все верят, что в случае необходимости, эти гвардейцы смогут защитить демократию молодой страны от посягательств любого врага.

Каждое утро манумбийской столицы начинается с гулкого удара в огромную бочку (Большой Манумб), которая подвешена на башне Дворца Конгресса. По праздникам, право удариться своей бочкой о Большой Манумб предоставляется самым уважаемым гражданам Манумбии, которые каждый раз выбираются для такого случая всенародным голосованием или вносят значительную сумму денег в бюджет Манумбии, способствуя неуклонному движению её народа к процветанию и благополучию.

Одним словом, Манумбия стОит того, чтобы там побывать. Нигде в мире невозможно увидеть всё то, что в Манумбии видишь на каждом углу.

Если я ничего не путаю, я тоже там как-то побывал.