Абсурдизм вне искусства

Александр Бурьяк
(Фото: Абсурдисты против глобализации. Эти белые ладони
что-то значат на их языке, другим людям неведомом. Генуя, 2001 г.)

Александр Бурьяк
Абсурдизм как глобальная угроза

9. Абсурдизм вне искусства.
9.1. Абсурдизм в политике.

  Абсурдисты-политики -- это вечные оппозиционеры-обличители.
Если они всё-таки приходят к власти, то лишь в качестве марионеток
или очень ненадолго.

  Получив власть, они сосредоточиваются в первую очередь на сим-
волических действиях: крушат и ставят памятники, переименовывают
улицы и учреждения, плодят и объединяют министерства и прочие
государственные конторы, устанавливают и отменяют праздники,
раздают побрякушки в качестве наград, рассылают приветствия,
каждодневно показывают себя благодетелями по телевизору.

9.2. Абсурдизм в медицине.

  Абсурдистом может выступать даже хирург -- если он в силу про-
фессиональных наклонностей удаляет то, что еще поддавалось "кон-
сервативному лечению". Но обычно в хирургии люди проявляют себя
большими реалистами. Зато некоторые другие отрасли медицины --
имеющие дело со сглаженными проявлениями болезней и "мягкими"
средствами их лечения, могут быть заражены абсурдистами в значи-
тельной степени. К примеру, довольно абсурдны такие медицинские
технологии, как гомеопатия и психоанализ.

  По большому счёту современная медицина абсурдна как целое: чем
лучше она развита, тем меньше "запас здоровья у населения" --
из-за того, что получают способность выживать и размножаться всё
более слабые в генетическом отношении индивиды.


9.3. Абсурдизм в образовании.

  В области образования результаты работы обычно довольно неопре-
деленные, и их можно толковать по-разному. Соответственно эта
сфера деятельности оказывается комфортной для абсурдистов.

  Даже такую четко построенную систему воззрений, как математика,
можно преподавать абсурдистски: без связи с практикой. Тем более
абсурдстски можно преподавать историю и литературу, не говоря
уже об этике и эстетике. Как можно доказать, что такой-то человек
абсурдистски преподает историю? А никак: у него те же даты, те же
имена, почти те же выводы.


9.4. Абсурдизм в технике.

  Многочисленные случаи абсурда в технике распадаются на две
группы:
  1) вызванные тем, что изделия ориентировались на абсурдного
     потребителя;
  2) вызванные абсурдностью разработчиков изделий.

  Научно-технический прогресс в его нынешней форме довольно
абсурден как целое не только потому, что его результатом явля-
ется уничтожение естественной среды обитания и ресурсной базы
человечества, но также потому что ослабляется человек как вид
организмов: почти любое технически обеспеченное удобство ведёт
к деградации той или иной человеческой способности, которая
вследствие появления этого удобства перестаёт упражняться,
участовать в естественном отборе. Научно-технический прогресс
-- это развитие вещей, а не людей: высокое качество внутренней
организации переносится от людей к вещам; вещи становятся всё
сложнее, а люди -- всё проще и сами по себе всё уязвимее.

                *  *  *


  "Первые цифровые кроссовки. Компания Adidas выпустила первые
в мире компьютеризированные кроссовки. Новая спортивная обувь, по
мнению создателей, должна произвести революцию в беге на длинные
дистанции и при проведении тренировок. Каждая из кроссовок снаб-
жена микропроцессором весом 40 г, который, реагируя на передавае-
мые сигналы электронных датчиков, изменяет с помощью специальной
системы амортизационные характеристики подошвы. Дело в том, что
разная мягкость подошвы, особенно пятки, подходит для разных ви-
дов спорта. Кроссовки с простым названием Shoe 1 используют циф-
ровые технологии для анализа поверхности, наклона и давления для
определения оптимальной мягкости подошвы. Интерфейс кроссовок со-
стоит из двух кнопок и четырех светодиодов. Кроссовки весят 400 г
и стоят 250 долларов." ("Белорусская деловая газета",
12.05.2004)


9.5. Абсурдизм в философии.

  Некоторые течения расхожей абсурдистской философиеподобной мыс-
ли: антропософия, экзистенциализм, гештальт-философия, постмодер-
низм, традиционизм, Карлос Кастанеда, Шри Ауробиндо.

  В "серьезной" философии конца 19-го, первой половины 20 века
абсурдизм был представлен главным образом экзистенциализмом.
Сёрен Кьеркегор: "Мой взгляд на жизнь лишен всякого смысла, --
мне кажется, что какой-то злой дух надел мне на нос очки, одно
стекло которых увеличивает все до чудовищных размеров, а другое
до такой же степени уменьшает." ("Афоризмы эстетика")

  К началу третьего тысячелетия вся новая западная философия
оказалась в той или иной степени абсурдной, то есть стала
представлять собой по сути уже квазифилософию.

                *  *  *

  Философские рассуждения абсурдиста в обоснование его позиции
вторичны и незначимы: первично и значимо его стремление выделить-
ся любой ценой. Назначение абсурдистской "философии" -- эпатиро-
вать, а не учить жить. Поэтому бессмысленно искать в ней стремле-
ние к истине и к эффективности (помимо эффективности в привлече-
нии внимания). Она неизбежно заумна и поверхностна, причём её
заумность отчасти служит для сокрытия её поверхностности.

                *  *  *

  Писатели и читатели квазифилософской белиберды, не имеющей
отношения к эффективной практике, -- это, можно сказать, эстеты
интеллектуальных конструкций. Кому-то нравятся цветочки, кому-то
-- бабочки, а этим -- сплетения из понятий. Это было бы вполне
терпимо, если бы не одно обстоятельство: в отличие от любителей
цветочков и бабочек, любители понятийных кружев стремятся на роль
наставников в обществе, стараются жить за счёт своих безделушек,
то есть за счёт расширения круга специфически "припыленных" лич-
ностей.

  Квазифилософия -- это не только разновидность интеллектуальной
заразы, разрушающей механизмы мышления, но ещё и средство соци-
ального паразитизма. Реакция здравомыслящих людей на этот феномен
может быть только отрицательная, вплоть до полицейских и психиат-
рических мер, иначе -- разрушение общества.

  Чтобы защитить общество от квазифилософского мусора, следует,
наверное запретить профессиональное философствование -- наряду с
профессиональной проституцией. Для большей надёжности надо запре-
тить профессиональное преподавание отвлечённых вещей вообще:
оставить только профессиональное преподавание вещей практических.
Всякий интеллигент должен регулярно тыкаться носом в практику,
иначе он уже через несколько лет теряет чувство реальности и
начинает нести претенциозную чушь о вещах, о которых вычитал у
других интеллектуалов, не тыкающихся носами в практику.

  Критиковать идеи философствующих абсурдистов, как правило, не
имеет смысла, так как у каждого квазифилософа они -- свои и за-
труднительно выбрать в качестве объекта критики что-то ключевое,
устоявшееся и вдобавок достаточно чётко изложенное, чтобы, выявив
несостоятельность этого, можно было дискредитировать всю совокуп-
ность уже навороченной ими ерунды и всю совокупность той ерунды,
которую они ещё наворочают.

  Единственное, на чём можно ЛЕГКО показать бесполезность вычур-
ной квазифилософской зауми, это отсутствие в ней практических
выводов: конкретных, новых, существенных. Квазифилософы оправды-
вают это тем, что их социальная роль состоит не в том, чтобы
прописывать практические рекомендации, а в том, чтобы подвигать
на практические выводы других (подтравлять общественное сознание
-- и подсознание тоже). И они таки зачастую подвигают, только
выводы получаются ущербные, о чём можно судить по кризисному
состоянию человечества.

                *  *  *

  Нельзя утверждать, что никому не стало хорошо от их мути: ещё
как стало! Нередко бывало хорошо, в первую очередь, самим авто-
рам: от сладких мук творчества, от славы, от гонораров. Кроме
того, многие потребители их абсурдистской продукции почувствовали
себя просветлёнными, очистившимися, прозревшими, помудревшими и
т. п. Кое-что значительно радовало издателей и книгопродавцев.
Иногда кусочек благ доставался и критикам (причём не только доб-
рожелательным). Мир ведь ещё не рухнул? Нет! А почему вы думаете,
что в этом нет никакой заслуги мутных философов? Какой-нибудь
интеллигент ведь мог стать серийным убийцей или террористом, но
увлёкся мутными философскими книжками и охладел к какой-либо
деятельности вообще.


9.6. Абсурдизм в групповых увлечениях.

  Увлечение -- то, на что с удовольствием тратят свободное от
работы и других необходимых дел время. Есть увлечения, удоволь-
ствие от которых в основном обусловлено тем, что они обеспечи-
вают компанию увлекающихся теми же самыми вещами. У человека
существует инстинктивная потребность в общении и в одобрении
окружающих. Участие в распространённом увлечении позволяет стать
членом группы и получать от неё одобрение, которого добиваться
иными способами может быть для индивида затруднительным.

  Общающаяся группа людей, имеющих одинаковое увлечение, выраба-
тывает собственную систему ценностей, которая может существенно
отличаться от широко принятой и соответственно давать новые воз-
можности для обретения высокого статуса. Чем больше групповая
система ценностей отличается от широко принятой, тем больше шанс
для неудачников "найти себя" в ней.

  Под групповое увлечение подводится идеологическая база, пред-
ставляющая его как очень полезное в личном и общественном аспекте
занятие.

  Непосредственное удовольствие от группового увлечения обычно
мало что значит по сравнению с удовольствием от членства в группе
и от преуспевания относительно системы ценностей, принятой в этой
группе. Действительный смысл группового увлечения -- в том, что
становишься членом солидарной группы и что получаешь возможность
самоутверждаться на основе несколько иной системы ценностей, чем
та, которая принята в остальном обществе и на основе которой са-
моутверждаться не получается. Люди, которые достаточно общаются и
достаточно успешны в "обычном" обществе, не имеют психологической
потребности в групповых увлечениях.

  Вредность групповых увлечений состоит как минимум в том, что
из-за них система ценностей, более-менее адекватная реальному
миру, подменяется у членов группы вычурной системой, имеющей
смысл только в условном мирке этой группы. Некоторые групповые
влечения вредят ещё и характером своих ценностей.

                *  *  *

  Пример группового увлечения -- филателия. Основная внутренняя
условная ценность у филателистов -- кусочки бумаги со всякими
рисунками, изначально предназначенные для показа того, что поч-
товые отправления оплачены.

                *  *  *

  Кстати, пресловутое масонство, дежурное объяснение всяких
странностей (и абсурдностей!) политики, -- это не в последнюю
очередь групповое увлечение, дающее обычные для групповоых увле-
чений радости.

                *  *  *

  "Паркур" -- пример особо вредного группового увлечения.
Википедия:
  "Паркур (фр. parkour, искажённое от parcours, parcours du
combattant - дистанция, полоса препятствий) - искусство
перемещения и преодоления препятствий, как правило, в городских
условиях. Многими занимающимися воспринимается как стиль жизни.
Идеологом движения является Дэвид Белль и Себастьян Фукан. В
настоящее время активно практикуется и развивается многими
объединениями и частными лицами во многих странах. Сутью паркура
является движение и преодоление препятствий различного характера.
Таковыми могут считаться как существующие архитектурные
сооружения (перила, парапеты, стены и пр.), так и специально
изготовленные конструкции (применяемые во время различных
мероприятий и тренировок)."

  "Паркур - дисциплина, представляющая собой совокупность навыков
владения телом, которые в нужный момент могут найти применение в
различных ситуациях человеческой жизни. Основные факторы,
используемые трейсерами: (то есть людьми, занимающимися паркуром)
сила и верное её приложение, умение быстро оказаться в определён-
ной точке пространства, используя лишь своё тело. Главной идеей
паркура является выраженный Давидом Беллем принцип 'нет границ,
есть лишь препятствия' и любое препятствие можно преодолеть.
Основные ограничения в паркуре накладываются тремя его аксиомами:
Безопасность, Эффективность, Простота. Все, что идет вразрез с
ними выходит за рамки паркура."

  "Сам Давид Белль расширяет понятие паркура до философии, иного
образа мышления и взгляда на мир. Это в конечном итоге позволяет
по-другому смотреть на окружающее пространство, воспринимая 'весь
мир как тренировочную площадку', не создавая самому себе границ;
мысленно превращать в голове обычные преграды в препятствия и
находить способы их преодоления, не только на тренировке, но и
всюду в повседневной жизни."

  "Отличие от фрирана. Когда Себастьян Фукан расстался с Давидом
Беллем, он сформировал свое видение паркура, которое назвал
фрираном. Если паркур заключался в рациональном преодолении
препятствий, то суть фрирана - в том, чтобы сделать преодоление
препятствий красивым и зрелищным, пусть даже в ущерб
практичности; преодоление препятствий ради самого процесса, а не
для достижения финишной точки трассы."

  "На данный момент в Великобритании активно развиваются спортив-
ные кружки по занятиям паркуром, некоторые школы приняли занятия
в программу по физкультуре. В Санкт-Петербурге паркур стал
частью общественной акции 'Выбирай спорт!', направленной на
развитие интереса молодёжи к спортивной культуре. Несмотря на
это, 'промышленный паркур' (использование строящихся зданий,
высотных кранов и т.п.) в России запрещён."

  "Паркур получил широкую известность после выхода фильмов
'Ямакаси: Новые самураи' о команде трейсеров, в котором сам Давид
Белль отказался участвовать, не желая, чтобы паркур ассоциировали
со способом воровства, и фильмов 'Тринадцатый район' и '13-й
район: Ультиматум' (автор сценариев - Люк Бессон), в которых он
снялся в одной из главных ролей."

  С похабного, но местами очень правильного сайта lurkmore.ru:
  "Паркур (тролл. прокур, обкур) - любимое занятие малолетнего и не
очень быдла, форсированное зомбоящиком посредством демонстрации
сабжевых видеоклипов..."

  "Цель паркура в постижении философии бытия при оттачивании
виртуозной техники преодоления непреодолимых городских клумб и
скамеек."

  "'Паркур - особый стиль жизни и очень опасный экстрим' - так
привыкли говорить о себе сами малолетние любители прыжков по
гаражам. Фэйсом вниз летал за свою жизнь хотя бы раз абсолютно
любой из них, даже их любимый Бэлле."

  "Суть паркура заключается в понтах."

  "Фриран является ответвлением от паркура, созданным одним из его
основателей, который смекнул, что можно не просто перемещаться из
точки А в точку Б just for the pleasure (что и является истинной
сутью паркура), а ещё и иметь с этого нехилый гешефт. Потому в
фриране в ущерб практичности как раз-таки упор делается на эти
самые понты."

  "Малолетки, а их в паркуре чуть менее, чем 100%, занимаются им
для увеличения своего ЧСВ [чувства собственного величия --А. Б.],
а также для того, чтобы 'тёлки давали'."

  "Обязательным условием, отличающим в паркуре новичка от ветерана,
является членство в паркур-команде. Паркур-команда создается для
поднятия авторитета, бухачей и самозащиты от сторожей и гопников.
Каждая такая команда обязана иметь название, обязательно включаю-
щее слова team или clan (допустимо crew), а также производные
словечки от free, fly и move, сайт без контента, находящийся на
быдлохостинге и собственную группу Вконтакте. Остальное не обяза-
тельно. Тем не менее, особым уважением пользуются паркур-команды,
имеющие живых членов, скачаный из интернета перекрашенный в
пейнте логотип с фигурой летящего паркурщика и пару роликов
(спёртых из того же интернета, да) на собственном сайте."

  "Отличительной чертой общения в паркур-сообществе являются
постоянные понты перед другими членами этого сообщества. Так,
например, если вы идёте на тренировку, то за сто метров до места
встречи должны побежать и сделать пару волтов на виду у друзей,
тем самым показав, как паркур помогает в жизни. То же самое
относится к дороге обратно домой. Если кто-то прыгает круче вас,
то нужно сказать одну из следующих фраз:
- у меня все мышцы болят после вчерашней тренировки
- что-то я давно не прыгал, надо размяться
- что-то сегодня всё лениво идёт
- недавно делал двушку с гаража, пятку отбил, всё еще болит..."

  "Паркур чуть более чем наполовину состоит из падений с крыш
фэйсом вниз."

  "Общее для всех детских субкультур: они утверждают, что у всех
сложилось неверное мнение об их стиле из-за множества малолетних
позёров (что, в общем-то, правда, если не учитывать, что эти
малолетние позёры и формируют субкультуру.)"


10. Абсурдистские публичные акции.

  Абсурдистские публичные акции -- это коллективный эпатаж. Кол-
лективность позволяет привлечь к себе больше внимания, придаёт
смелости, а вдобавок обеспечивает радостное чувство принадлеж-
ности к стаду избранных.

  Абсурдистские публичные акции должны рассматриваться как про-
паганда абсурдизма и непристойное поведение, иначе говоря, как
мелкие диверсии и разновидность хулиганства. Ближайшие к абсур-
дистским публичным акциям формы асоциального поведения -- эксги-
биционизм, справление нужды в общественных местах и пачкание стен
рисунками и надписями.

  Непристойность -- то, чего делать "не пристало". Поведение
большинства людей и без того не отличается большой здравостью,
а непристойностями разрушаются традиции, которые удерживают людей
в рамках, делающих общество жизнеспособным.


10.1. Перформанс.

  "Перформанс" -- публичная абсурдистская акция, выдаваемая за
разновидность художественного творчества и имеющая целью пропа-
ганду абсурдизма, саморекламу, самоутверждение.

  Из СМИ:
  "Перформанс появился на свет в середине ХХ века в среде
артистической богемы как протест против коммерциализации (а в
странах с ограниченной демократией -- и против идеологизации)
искусства. Перформанс -- это бегство художника от традиционной
продажной живописи: здесь он пишет не маслом на холсте, чтобы
заработать масло на хлеб, а собственным телом в пространстве
современной культуры со всеми ее острыми углами."

  "Пересказывать перформансы -- занятие неблагодарное: художники
-- народ ранимый, их каждое слово может обидеть. И тем не менее.
Пожалуй, наиболее зрелищным было выступление Джимми МакМури (он и
сам проводит подобный фестиваль в Лос-Анджелесе). Акцию под
названием "Восьмирогий олень" (в Америке охотникам разрешается
отстреливать только тех оленей, у которых выросли рога с уже
восемью ответвлениями) автор посвятил памяти деда, который умер
от курения -- от рака легких. МакМури с помощью двух пустых бочек
переплыл (в одежде) Свислочь, наполнил их и третью, что стояла на
берегу возле гостиницы "Планета", водой, раскопал в палой листве
натянутые на каркас фотообои с изображением оленей и привязал их
к бочкам. Рядом художник вбил в землю пять кольев, примотал к ним
ножи и тарелки (по просьбе автора зрители написали на них имена
своих дедов). Затем сжег коробку сигар, одну из сигар  развернул,
пришил к голой ноге табачный лист и написал на нем имя
собственного деда, заядлого охотника и курильщика. Выпил,
захлебываясь, несколько бутылок воды. Разрубил топором бочки и
веревки, вода вылилась, и олени на фотообоях напоролись на ножи.
Американец снова нырнул в Свислочь и уплыл на другой берег."

  "Национальные мотивы присутствовали и в перформансе Алеся Пуш-
кина (он прошел за городом, близ деревни Строчицы). По словам
автора, будущее нашей страны зависит не от политиков, а от Бога -
ему Алесь и адресовал свою медитацию над горячим пеплом от
костра. Пушкин (весь в белом) зажег десять вкопанных в землю
свечек и лег спиной на красные зубья бороны. Лежать было больно,
но художник смотрел на солнце и молился, чтобы Беларусь осталась
на политической карте мира. С трудом поднялся, достал из чугунка
веревку, примотал ее к шее, плечам и поясу, другой конец закрепил
на бороне, которую перевернул зубьями вниз. Ассистент, пока
Пушкин таскал борону по горячему кострищу, развернул хоругвь с
надписью "Божа, баран? Беларусь!". Художник представлял себя
сеятелем, который окультуривает землю, отделяет зерна от плевел.
Затем снова лег на борону и снова молился. Наконец встал, снял с
себя веревку и положил ее в черный чугунок, под крышку с
отпечатком его ноги." (Юрась Борисевич "Самое искреннее из
искусств", "Белорусская деловая газета", 17.09.2002)


10.2. Флэш-моб.

  Из СМИ:
  "ФЛЭШ-МОБ: ЭПАТАЖ, ДОСТУПНЫЙ КАЖДОМУ. Словцо "флэш-моб" стало
модным летом 2003 г., когда около 150 человек в нью-йоркском
мебельном салоне один за другим просили продать им 'коврик
любви'. 'Простые движения' в условленный час в условленном месте
казались для страдающих от синдрома мегаполиса ньюйоркцев
панацеей от индустриального безумия, стандартности жизни и
агрессивности массового потребления. С тех пор призрак флэш-моба
бродит по планете. Зайти в римский магазин толпой в 300 человек и
спросить книгу несуществующего автора. Накормить бронзовую
бабушку у минской Комаровки чупа-чупсом. Снять ботинок и
постучать им по мостовой Сан-Паулу. Произвести высадку 'агентов
Смитов' в токийском метро, встречать на московском вокзале поезд
из Питера с табличкой 'Владимир Владимирович' и т. д."

  "С определением этого явления пока не справились даже сами
мобберы, способные лишь на многозначительные комментарии типа
'это не флэш-моб'. Самое простое звучит примерно так: флэш-моб
(с англ. flash -- вспышка, mob -- толпа) -- внезапная организация
коллективного действия людьми, которые, получив указания по
e-mail или в виде SMS-рассылки, синхронно выполняют что-либо
необычное на протяжении нескольких минут, а затем исчезают так же
неожиданно, как и появились."

  "...смысл и цели:
  "№1. ФЛЭШ-МОБ -- ЭТО ПРИКОЛЬНО. Конечный результат -- 'Ой, ты
видел? Тетя с авоськой ТАК на меня смотрела!!!' Весело, безба-
шенно, бесцельно. Как плевать с моста на палубу проплывающего
парохода."
  "№2. ФЛЭШ-МОБ КАК АНТИДЕПРЕССАНТ. Эффект, как от групповой
психологии: становится легче. Все лучше, чем кусать в одиночку
подушку."
  "№3. 'БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ'. Вводный курс. Сознательное нарушение
табу, психологическая атака, рассчитанная прежде всего на
окружающих. Облегченный и быстрый вариант нонконформизма."
  "№4. НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ. Простой и эффектный способ
быть несогласным и услышанным. Особенно в обществе, где это очень
непросто. Когда закрывали Европейский гуманитарный университет,
студенты устроили моб-акцию с коллективным чтением учебников
посреди Октябрьской площади. Да и последней флэш-моб-акцией в
Минске была именно протестная: обиженные слушатели радио 'Рокс'
прогуливались от цирка до круглой площади в обнимку с
радиоприемниками, перевязанными траурными ленточками."

  "Флэш-моб изначально не предназначался для выражения полити-
ческих, социальных и подобных им убеждений. Лишь чистое удоволь-
ствие. Но, наверное, это не вся правда. Флэш-моб -- явление не
только психологическое (две минуты свободы), но и социальное. Не
только праздник души, но и технология влияния на массовое
сознание."

  "Флэш-моб -- это разрыв обыденной рутины и суеты. Если людям
хочется этим заниматься -- значит, этой суеты и рутины в нашей
жизни стало очень много. Флэш-моб вызывающе обращает внимание
людей на нечто иное и не рутинное. Насколько счастливее те люди,
которые самостоятельно, без посторонней помощи способны видеть
вокруг нечто интересное, не рутинное и не суетное!"
  "ПРАВИЛА ИГРЫ. Нужно. Сценарий, Интернет, мобильный телефон и
немного фантазии. У моб-акций нет конкретных организаторов. (...)
Не нужно. Общаться друг с другом, даже если участники акции --
друзья детства и с тех пор не виделись. Участвовать тем, кто по
каким-либо причинам не сможет выполнить все условия и/или
удержаться от истерического смеха во время флэш-моба. Опаздывать
-- акции не длятся больше десяти минут. И главное -- никакой
самодеятельности."

  "СЛОВАРЬ:"
  "Х-mob -- экспериментальный моб, незримая толпа. Изменение
повседневности повседневностью, рассчитанное на тактику дежа вю и
формирование у прохожих ощущения тихого помешательства."
  "I-mob -- 'новые веяния Интернета', перенос технологий уличного
флэш-моба в виртуальную среду. Хулиганское вторжение на форумы,
голосования и игры."
  "Small-mob -- принцип 'даешь моб каждый день!' в действии.
Ультракороткие мобы для поддержания жизненного тонуса."
  "Fun-mob -- прикол ради прикола. Толпа, занятая выполнением
смешных действий для собственного удовольствия и развлечения
прохожих. Уличные лицедеи."
  "Mob-аrt -- хорошо отрепетированный моб с художественными
элементами. Если классический флэш-моб -- чистый адреналин, то
mob-art -- 'искусство с адреналином'."
  "Mob-club -- лондонское ноу-хау. Ночные пати в метро: моб-клаб-
беры по сигналу надевают наушники с любимой музыкой и начинают
синхронно танцевать. Приставать с танцами к пассажирам строго
запрещается."

  "БРАТЬЯ ПО ДУХУ. Bookcrossing. Глобальное движение за осво-
бождение книг и "превращение мира в библиотеку". Уже четыре года
библиофилы планеты специально оставляют в общественных местах
литературу для того, чтобы она попала в "хорошие руки". В
Интернете создан специальный ресурс, где бывшие хозяева могут
проследить путешествие 'бумажного друга'. (...) 'Искусство
ведения войны в городских условиях' (Тhe Art of Urban Warfare).
Гражданская реакция на военные действия США и Великобритании в
Афганистане и Ираке. Участники играют за всех и против всех,
рисуя спреем в публичных местах зеленых, коричневых или синих
солдатиков."

                *  *  *

  Человеческий мир существенно неблагополучен и всё более погря-
зает в проблемах. Хочешь отличиться в хорошем -- возьмись решать
какую-нибудь из этих проблем. Но тут начинаются сложности: для
того, чтобы результативно заниматься её решением, нужны мозги,
ум, воля, дисциплина, зачастую многолетние усилия. Вдобавок ты
рискуешь пострадать от тех, кто этой проблемой кормится и никак
не заинтересован в том, чтобы она исчезла. Зачем же предприимчи-
вому человеку всякие сложности и опасности, если можно стать
"героем" довольно быстро посредством какой-нибудь ерунды?