Иностранцы в СССР. Мини-мемуары

Вера Никонина
Возможно, название этой миниатюры покажется кому-то излишне громким, ведь речь в ней пойдет всего лишь об однокурсниках автора, об иностранных студентах одного из факультетов МГУ. Да и выбор персонажей у автора небольшой, и необычными их никак не назовешь, поскольку в то время обучались у нас биологическим наукам только студенты из соцстран. Лишь несколькими годами позже появилась на биофаке экзотика в виде двух студенток-африканок, которые категорически отказывались убирать за собой на общежитской кухне, потому что они принцессы, и в виде африканского же студента, прославившегося количеством выливаемых на себя духов и благовоний. А пока рядом с советскими студентами учились гэдээровские немцы, пара-тройка девочек из ЧССР и единственная пани из Польши.

Немцы отличались не только своим чрезвычайным усердием в учебе, но и коллективисткими качествами, держались всегда вместе. При этом в их землячестве как-то быстро образовалось несколько парочек, члены которых ночевали, однако, в разных комнатах общежития, а вот хозяйство вели совместное. Это было очень практично. Тогда и узнали мы о таком понятии, как пробный брак. Но вот до заключения настоящего брака к концу обучения дошла, кажется, всего одна немецкая пара. И как минимум одну нашу студентку увез гэдээровец к себе в страну, конечно же, русскую красавицу…

Студентки-иностранки славянского происхождения были как-то мало заметны на нашем курсе. Может быть потому, что имели эти девушки высокопоставленных родителей? А, может быть, после недавних событий 1968 года их не тянуло к общению с русскими?

Но вот на третьем курсе полку иностранцев прибыло. Перевелась из Ленинграда студентка-румынка. Смуглая брюнетка София имела внешность топ-модели. Посмотришь на неё и обязательно залюбуешься. По слухам, в Москве она оказалась благодаря переезду туда из северной столицы какого-то дипломатического работника, который был ее покровителем. Правда,  к концу учебы София сменила кавалера на соотечественника менее денежного, зато молодого, и именно в этот период она стала чрезвычайно популярной на нашем курсе. Благодаря кофточкам.

Это были трикотажные батники или летние футболки, купленные, видимо, за румынские «копейки», поскольку на многих из них обнаруживался брак в виде спущенной и аккуратно зашитой петли, например. Да и не имелось у Софии больших «оборотных» средств, чтобы везти на продажу нашим общежитским модницам что-то хорошего качества. Все вырученные рубли сразу же шли в дело. София приобрела к пятому курсу множество электроприборов отечественного производства. Были среди них, в частности, проигрыватель и магнитофон, холодильник, радиоприемник, утюг, телевизор. Кое-что не новое, но исправно работающее. Всё удалось втиснуть в комнату общежития, и, согласитесь, вещи были нужные. И жить с ними комфортнее, и в Румынии они непременно пригодятся. Впрочем, оказалось, что самыми главными покупками Софии были вещи, для студента совсем бесполезные. София успела купить больше десятка электрических моторов, с помощью которых качают воду из колодцев для полива огорода.

Были ли такие электромоторы в СССР дефицитными и дорогими, сказать затрудняюсь. Хотя у одной моей тетушки мотор на даче имелся, но, когда я приезжала к ней полакомиться помидорками да огурчиками, разве мог он меня интересовать? А вот София о моторах знала всё. И какие из них надежнее, и где их можно достать, и как их отправить в Румынию со знакомым проводником. За последний год учебы снабдила она этим чудом техники всю свою деревенскую родню и очень многих односельчан.

Знала ли румынская комсомольская организация (как же без неё!) о предпринимательском таланте своей студентки? Вынесли бы Софии порицание за такую деятельность? История умалчивает. Но думаю, что если сравнивать благодарность, которой люди отвечали Софии за доставку моторов, с той благодарностью, что получала она по возвращении на родину от школьников, которых ей пришлось обучать биологии, еще неизвестно, какая из них теплее и искреннее…

Наши комсомольские активисты окрестили бы Софию фарцовщицей, хотя и у самих иной раз рыльце было в пушку. Может, и статью какую-нибудь уголовную «пришили». Кто-то скажет: «Времена такие». Или таково стечение обстоятельств. Румыния была, как мне помнится, одной из беднейших стран соцлагеря. А где бедность, там и разнообразные способы от неё уйти. Как нынешнее безоглядное кредитование. Многим молодым и в советское время хотелось всего и сразу.


Своего рода продолжение (рассказ об аспирантке из Кубы) здесь: http://www.proza.ru/2017/02/08/1911