О возможности достижения идеала

Лариса Баграмова
Человек воспринимает окружающие его естественные объекты, явления, сознаёт их взаимосвязи – и стремится присвоить, скопировать, а также управлять и переконструировать их по собственному усмотрению. По мере технической актуализации идей в предметы и технологии события мира становятся как более предсказуемы, так и более управляемы. Мир, изначально являвшийся идеальным и объективным, предстаёт также опредмеченным и множественно-субъективным. Природа идеала, в связи с этим, тоже объект-субъектна.

Объективные идеалы задаются «свыше», в частности, «снаружи» – через Священные Писания религий, или «изнутри» – через врожденную этику как интуитивное понимание различий между добром и злом. Первый вариант традиционно свойственен западной ментальности, второй – восточной. Достижимость идеала в обоих случаях не возможна для социума в целом и определена только для частного лица: если человек соблюдает заповеди (или следует внутреннему моральному чувству и не совершает зла), то достижимость идеала для него возможна. Однако в массе своей люди не склонны к такому поведению, и потому на практике для всего человечества объективный идеал оказывается величиной недосягаемой.  Таким образом, объективный идеал оказывается недостижим не по причине расхождения между своей внутренней абсолютностью, совершенством – и несовершенством, духовной несостоятельностью того или иного человека. А по причине того, что общество в целом по причине лености, неверия, корысти и других пороков большинства (или хотя бы части) своих членов отказывается «шагать к горизонту». То есть общество не взаимодействует в своей деятельности как единая команда, идущая к поставленной перед ним цели. Общество не чувствует общей, коллективной ответственности за достижение  идеала, а возлагает ответственность за решение этой задачи (рассматриваемой как частный, индивидуальный выбор каждого) на отдельного своего участника.

Субъективные идеалы задаются «снизу», то есть насущными потребностями и мечтами человека и общества, повседневной практикой. По этой причине они множественны и конфликты, претерпевают перманентные изменения и переосмысление, находятся в противостоянии между частными интересами и интересами тех или иных групп. При этом все они представляют собой конкретные эталоны деятельности и воззрений, а их достижение рассматривается как практическая задача  той или иной степени трудоёмкости и важности. Для достижения такого рода идеалов образуются общественные группы и движения, трудовые коллективы и корпорации, религии и партии, экономические системы и государства. Ответственность за решение этих частных задач возлагается на всех участников в целом; получение результата совместной деятельности рассматривается ими как коллективное достижение.  Таким образом, субъективный идеал оказывается достижимым по причине того, что изначально рассматривается как практическая задача деятельности, а значит, разрабатывается его программа, устанавливаются сроки, назначаются ответственные за тот или иной этап работ и контролируются итоги пройдённых стадий процесса. Следование к такому идеалу осуществляется пошагово, с использованием рефлексии и оценки всех совершаемых по дороге действий. Таким образом, в частности, ориентировка философа Николая Сетницкого на следование достижимым идеалам, понимаемым им как цели практической деятельности, представляет собой, по сути, установку на организацию этой деятельности в обществе. 

Важными для жизни общества являются и те, и те идеалы. Однако в процессе жизнедеятельности общества важным оказывается чёткое разделение идеалов на практически достижимые и не достижимые в принципе или при данных обстоятельствах. Одно дело – оперировать символами ради удовольствия от красоты этого процесса  (что происходит в случае ориентировки на объективные, недостижимые идеалы), и другое дело – заниматься практической деятельностью, производя реальные объекты и организуя процессы их взаимоотношений (что происходит в случае ориентировки на субъективные, прагматические идеалы и определяемые ими задачи).