Иллюзия кайфа, маленькая лекция

Александр Демьянков
Гедонисты уверяли: главный смысл существования человека – это погоня за удовольствиями. Если смотреть рекламу: жизнь – это кайф! Хорошее искусство тоже проповедует подобную идею.
Даже трагедия – это кайф для зрителя. Она очищает от мусора его бессмертную душу. Но… почему же великие творцы постоянно воротят нос от этой древней истины?

Потому что она не духовная, а душевная. Дух человека – вершина его разума. Душа – это лишь чувственная основа нашего существа. Она исходит от Чего-то большего и подчиняется Чему-то более высокому и не объяснимому словами.
«Нельзя болтать о несказуемом!» – любил говорить Александр Блок. И всю жизнь писал об этом. Несказуемое – это основа поэзии! Ее сверхидея.

Потому что искусство и творчество – это кайф. Болезненное, неправильное, очень человеческое удовольствие, которое причиняет нам больше страданий, чем случайной выгоды и эмоциональной пользы.
Тем не менее, в иерархии человечества гении искусства находятся на предпоследней ступени духовной эволюции. Выше них – только аватары и святые.
Мы разрушаем прошлое и создаем настоящее, они созидают будущее!

На самом деле искусство – это последняя попытка понять реальность с помощью рассудка. Религиозные мыслители веруют, то есть обретают откровенное знание через подвиг самоотречения.
Меня до сих пор поражает, как вроде бы крещеный еврей и светский художник Лунгин сумел это выразить в самом православном фильме под названием «Остров»!
Наверное, я все-таки слаб в понимании сионских религиозных конфессий. Не верю я в пророчества воскрешения. Сомневаюсь в ежедневном чуде собственной жизни.

Но я стараюсь признать и осознать личную глупость, потому что почти разочаровался в логике. Меня воспитали эмоции и чувства – невыраженные мысли. Умные слова рождаются помимо моего желания.
Всю жизнь мне хотелось быть, как все, а обстоятельства выталкивали мое душевное тело из общего круга.
Позже я понял, что это и есть творческое бытие.

Мы постоянно врем окружающим вслух, а затем – чаще непроизвольно – воссоздаем правду эпохи на бумаге и на экране, порой не желая этого и даже не понимая – зачем?!
Прочитайте старые газеты, и Вы убедитесь, что правда всегда была на виду – в тех же политических передовицах и на последней странице.
В кино это видно особенно контрастно. «Кубанские казаки» – такая же зарисовка эпохи, как и лучшие фильмы Донского, которого итальянцы заслуженно считают родоначальником неореализма.
Цветные мечты – это едва раскрашенное отражение черно-белой реальности.

Людям нужен Иной мир на грешной Земле. Ради смысла их личных страданий и бед, ради будущего любимых детей и ради минутного удовольствия.
Большинство исключенных из творческих вузов студентов добились этого решения благодаря «чернухе». Критика мира должна быть конструктивной.
Педагоги решаются удалить ростки таланта с творческой «грядки» обычно не из-за излишеств юной свободы, а за гнилую фантазию, которая в будущем способна разрушить слабые сознания потребителей искусства.

Нас убивают не микробы, а смертные грехи. С этим могут не соглашаться врачи, но люди культуры обязаны это понимать! Даже если они, подобно графу Толстому, сами не соблюдают собственные нравственные и моральные требования.

Кстати, вопрос на засыпку: чем отличается нравственность от морали? А это разные философские категории, которые иногда «спорят» между собой…

Раздвоенность нашего сознания, расстроенность нашей физиологии, безграничность наших инстинктов – не позволяют считать людей венцом мироздания. Для этого мы придумали богов.
Авторы произведений искусства в чем-то подобны пророкам. То есть, все мы – «плагиаторы». Поэтому не стоит зазнаваться никогда. «Звездная» болезнь – самая уродливая зараза в мире. Но легких форм ее не избежать.
Прокаженных и уродов многие жалеют, зазнавшихся «великих» деятелей современного искусства коллеги обычно презирают, хотя большинство из оных думает, что это зависть неудачников.
На самом деле зависть – это грех равных, опускающих себя ниже объекта этой страсти. Чувство отношения слабого к сильному называется страхом. Здоровые люди интересуются друг другом на уровне интереса или любопытства.
К сожалению, как говорил Виктор Туров о коллегах: «Все мы – придурки!»
Микеланджело ненавидел Леонардо да Винчи за то, что тот был к нему равнодушен. По-моему, у них были разные сексуальные идеалы.
Но это отдельный вопрос, не имеющий точного ответа!

В общем, если говорить о философских аспектах смысла жизни в искусстве – это тема, не имеющая границ. А если рассуждать об удовольствии как причине искусства, то это правда. В мозгу человека зоны боли и кайфа располагаются рядом.
В природе существуют извращенцы, которые часто их путают. Физиологически все зависит от концентрации довольно простого химического вещества, работающего по принципу большинства известных наркотиков природного происхождения.

Поэтому все художники ориентируются на собственное количество «удовольствия».
Поэтому мастера творчества  – это люди, чье «удовольствие» от работы совпадает с «количеством удовольствия» большинства зрителей.

Беда лишь в том, что с каждым новым поколением в «большинство» потребителей искусства приходят взрослеющие молодые, которые раньше составляли «меньшинство» семейных революционеров.
В кинематографе этот возраст составляет от 12 до 35 лет. Именно они и платят деньги в кассы кинотеатров.
А снимают фильмы в это время люди от 35 до 70-ти. То есть представители прошлого поколения. И они называются мастерами кинопроизводства.
Вот как оно постоянно случается! Жизнь – это иллюзия кайфа.

2015 г.