Распад

Роман Заблудший
      Алексей Михайлович был человеком доверчивым. Нельзя сказать, чтобы он был наивным, но верил в праведность людей, обличенных властью. Как и все он познавал жизнь с детского возраста, постепенно взрослея, приобретал знания и опыт жизни, соглашаясь с тем, что бытие определяет сознание. И тем не менее он доверял людям, вершившим судьбу большой страны.
      Он помнил, как в детстве по дороге домой из садика, заходя с родителями в булочную, его взору представало изобилие хлебобулочных изделий: халы, кренделя, жаворонки, ромовые бабки, кексы, пирожное - всё не перечислишь. Просыпаясь утром под звуки гимна, в  следующих за ним последних известиях, он постоянно слышал две фамилии руководителей государства, из  которых вскорости осталась одна, что вызывало у него недоумение и вопрос, на который никто не мог ему дать внятный ответ, в силу его возраста,
      Уже в школьном возрасте Алексей Михайлович заметил, что развенчавший культ личности предшественника лидер стал "скатываться" к авторитаризму в области управления, инициировал присвоение себе званий и наград, "утонул" в здравицах и прославлении. Это не замедлило сказаться на благосостоянии страны. Перекос  структуры полеводства зерновых культур в сторону кормовой культуры, для поднятия животноводства, привел к недостатку запасов зерна мукомольных сортов.  Постигший вскоре страну неурожай зерновых, враз смел имевшееся изобилие, а за кирпичиком хлеба в одни руки пришлось выстаивать часовые очереди. Потом ситуация постепенно нормализовалась, но былого изобилия уже не было.
      Однако, вскоре неожиданно произошли перемены, в казалось бы незыблемом руководстве страны, и пришедшая к власти, в результате смещения авторитарного лидера, команда провозгласила новые методы хозяйствования, в основе которых должны были лежать хозрасчет и рентабельность производства, а также установила размер минимальной зарплаты в 60 рублей, что было существенным шагом в повышении благосостояния людей. Алексей Михайлович, в это время учившийся уже в старшей школе, увидел в этом проявление тенденций государственного капитализма, за который так ратовал Ленин. Сокрушало Алексея Михайловича то, что для перехода к этим методам потребовалось 50 лет.  Это оживило экономику страны и повысило уровень жизни людей. В соответствии с взятым курсом на повышение благосостояния людей росла покупательная способность населения, в связи с чем, для увеличения объемов жилищного строительства по обеспечению населения жильем, появилась возможность  привлекать средства населения посредством создания жилищно-строительных кооперативов. Тем не менее хозяйственный механизм, с учётом затрат на оборонный комплекс и международное сотрудничество, не  обеспечивал растущие потребности людей. И, вроде бы все население занято работой и трудоустроено, тем не менее имел место в стране дефицит отдельных видов продуктов питания и товаров народного потребления. Рос дисбаланс между покупательной способностью людей, производством и потреблением. После всплеска активности с приходом реформаторов, темпы роста, в отсутствие реформ в области хозяйствования, так и остались на одном уровне, не обеспечивая потребности страны. Стал острее ощущаться дефицит, особенно продуктов питания и качественных товаров, когда по 2 часа приходилось выстаивать в очереди за пачкой сливочного масла, а за качественными товарами ехать в Москву, выстаивая за ними в очередях.   
      Алексей Михайлович был свидетелем этих событий и не мог не заметить, что после продолжительного периода правления, команда из прогрессивной, стала консервативной, а её лидер стал повторять ошибки предшественника, постепенно "скатываясь" к авторитаризму, заняв должности главы партии и государства, обвесив себя наградами. И когда произошла смена руководства, он не предполагал каких-либо изменений, в виду существовавшей государственной системы. Правда в период томительной неизвестности, в ожидании преемника почившего лидера, сотрудник на работе у Алексея Михайловича неожиданно громогласно заявил:
    - мы, с ленинско-лёнинского курса, не свернем! - чем разрядил царившую в коллективе  тягостную обстановку неизвестности.
   Сменивший почившего лидер, входил в когорту правящей элиты и изначально ничем себя не проявил, а страна продолжала жить по-прежнему, не ожидая перемен.
   Однако, о них вскоре  не только услышали, но и почувствовали, а некоторые испытали на себе. Так неожиданно в кинотеатрах стали проводится рейды по выявлению зрителей, проводящих рабочее время на киносеансах, о чем поведала Алексею Михайловичу хозяйка квартиры, работавшая билетером в кинотеатре, а на улицах появились дружинники по выявлению праздно «шатающихся» людей. На предприятиях ужесточился контроль за соблюдением рабочей дисциплины. Одновременно началась компания по борьбе с пьянством. Однажды, на площадке возле ЦУМа, Алексей Михайлович увидел плакат: "Пьянство - путь к преступлению". "И это после 65-ти лет Советской власти?" - с недоумением подумал он. Нет, он был не против борьбы с пьянством, но такую форму считал примитивной.
     Но, немногим более года, ситуация  снова поменялась, и пришедший на смену лидер повернул все в старое "русло" и поэтому, когда через год произошла новая смена руководства, то в сознании людей царила некая неопределенность.
     Новый лидер в сопровождении супруги начал  турне по стране с поклонением памятникам вождю мирового пролетариата. Это воспринималось населением спокойно, за исключением женской половины, недоумевавшей, чем вызвана привилегия супруге лидера, принимавшей участие во всех церемониальных мероприятиях.  Во время турне демонстрировалась открытость и доступность нового лидера посредством телевизионных репортажей, изображавших лидера в народной «гуще», и только фотоснимки в газетах запечатлевали в народной "массе" людей с напряженными лицами. В одном из телерепортажей промелькнул кадр, на котором была изображена большая, абсолютно безлюдная площадь, огороженная со всех сторон парапетом, за которым толпились люди, а в самом углу площади стояла небольшая группа людей, имитирующая народ в общении с лидером.
      После поездки появились выводы об отставании экономики и заключение о необходимости интенсификации и ускорения производства, для чего предлагался трёх сменный режим работы предприятий, не на шутку перепугавший людей, уже отвыкших работать в ночную смену. Алексей Михайлович даже видел график начала и окончания смен. К счастью, этому не удалось сбыться.
      Одновременно снова была объявлена борьба пьянству, заключающаяся в ограничении продажи алкогольных напитков по месту и времени. К открытию мест реализации скапливалась большая очередь в виде петли, носившей имя лидера. Реализация заканчивалась в считанные минуты, оставляя ни с чем раздосадованных неудачников. В ходившем в то время анекдоте, возмущенному неудачнику, пришедшему через двадцать минут после открытия магазина и заставшего пустые полки, язвительно заметили:
      - ты бы, ещё пол-третьего пришёл!
      Юморист на страницах литературной газеты, в связи с провозглашенной гласностью, опубликовал забавную ситуацию, где прибывший в колхоз корреспондент застал в кабинете председателя колхоза планерку, на которой по карте района, расстеленной на столе, бурно обсуждался кратчайший путь на тракторе к пункту продажи спиртного.
      Несмотря на принимаемые решения  и меры, ситуация в экономике не улучшалась. Для преодоления отставания на собранном лидером форуме руководителей машиностроительных предприятий было принято решение за два года выйти на мировой уровень в области машиностроения. Алексей Михайлович недоумевал, как не имея соответствующей материальной базы, за короткий период реализовать эту программу, если любое, пусть даже незначительное изменение требует не менее двух месяцев для внедрения в производство. Однако, осознавая свой ограниченный уровень понимания в сфере производства, полагал, что собравшиеся на тысячный форум руководители машиностроительных предприятий знают больше его, раз единогласно поддержали это решение. 
       В связи с провозглашением гласности стали освещаться "закрытые" темы. Так вдруг выяснилось, что наркомания захлестывает страну и, чуть ли не каждый второй - наркоман. Алексей Михайлович недоумевал, ведь такое освещение проблемы, по его мнению, только способствовало её распространению.
       Вместе с гласностью появилась политическая конкуренция, так недавно выдвинутый на должность секретаря МГК, секретарь обкома крупного промышленного района, после высказанных им критических замечаний на пленуме ЦК, был смещен с занимаемой должности, без объяснения причин. По стране поползли слухи, а народная молва разнесла, что для определения размера обуви лидера, достаточно посмотреть на зад опального секретаря МГК.
       Что бы как-то дать "вздохнуть" экономике, нужны были изменения на международной арене по ослаблению напряженности, однако и здесь не складывалось. Переговоры по сокращению стратегических вооружений кончились ничем.  Достигнув соглашения по первым двум видам вооружений, соглашение по третьему виду, с точки зрения лидера – основному, так как именно он требовал больших затрат для сохранения паритета сил, достигнуто не было. Лидер в срочном порядке, с помощью телеобращения, решил уведомить население страны  о неудавшихся переговорах, чем вызвал недоумение людей.
 Сотрудник на работе у Алексея Михайловича сокрушался:
      - ну, кто так делает? Достигли соглашения по двум видам, можно ограничиться ими, если по третьему нет согласия! Глядишь, со временем, и по нерешённому вопросу решится.
      Действительно, по первым видам решение в скорости было принято.
     Страна жила на пороге перемен в ожидании изменений к лучшему. И каково же было удивление Алексея Михайловича, когда сотрудница на работе поведала, что верующие  старушки, приходящие к её матери, говорили о плохом предзнаменовании с приходом "меченого" лидера. И хотя, Алексей Михайлович не видел в этом связи и относился к этому скептически, неприятности стали следовать одна за другой. То авария на атомной станции, то затопление океанского круизного лайнера, то столкновение с мостом речного лайнера, то межнациональный конфликт, то землетрясение. Все это негативно сказывалось на настроении  людей. И, все-таки, жила надежда, что страна  "вырулит".
       К большому удовлетворению Алексея Михайловича, на проходившем партийном форуме было предоставлено слово опальному секретарю МГК. С первых же его слов, Алексея Михайловича охватило большое разочарование. Медлительная и невыразительная речь секретаря никак не способствовала её восприятию, а его предложение о выделении двух-трех приоритетных отраслей развития, ещё больше разочаровали  Алексея Михайловича, так как лично он твёрдо считал, что невозможно развивать отдельные отрасли в отрыве от других, в виду их тесной взаимосвязи.
       Алексей Михайлович с грустью наблюдал, как ситуация в стране усугублялась.  Проводимые кадровые перестановки, учитывая их нелогичность, не только не спасали ситуацию, а и усугубляли её. Основной упор нового лидера на кадровую политику, в его понимании – руководить не важно чем, лишь бы был опыт руководящей работы, не оправдывал себя. Алексею Михайловичу невольно на ум приходило сравнение данной ситуации с крыловским «Квартетом». 
       Тотальный дефицит стал распространяться на все. Попытки увеличения производства товаров и повышения их качества имели обратный эффект. Так введение госприемки выпускаемой продукции сократило её  поступление  в торговую сеть, а создание кооперативов для наполнения полок товарами привело к их исчезновению с полок магазинов.
       Отсутствие изменений в лучшую сторону породило ряд экономических проектов с рыночными элементами отношений, на которые возлагались большие надежды, однако, их внедрение откладывалось в связи с неготовностью к нему хозяйственной структуры страны.
       В связи с появлением политической конкуренции в стране стали возможны свободные выборы, позволяющие выдвигать кандидатов в выборные органы. В связи, с чем повысилась политическая активность людей. В округах, по месту жительства Алексея Михайловича в первом туре были забаллотированы  кандидаты от партийно-административной номенклатуры и были назначены новые выборы, на которых, кроме самовыдвиженцев, были выдвинуты поэт и журналист, которые и стали депутатами от этих округов.
      Прошедший после выборов съезд вызвал бурную реакцию общества. На съезде столкнулись в противостоянии старые кадры, представляющие партийно-административную номенклатуру, и представители новой реформаторской волны. Люди внимательно прислушивались к выступлениям, отдавая симпатии реформаторам, в ожидании изменений к лучшему. Шла жёсткая борьба за получение выборных должностей, в которой реформаторами удалось завоевать некоторые позиции.
      Выходящий из под контроля процесс, под повышением активности и роли интеллигенции, требовал концентрации власти и лидер, первоначально отвергнувший предложение о введении поста президента, стал настаивать на его введении. Алексей Михайлович  к  этому относился очень скептически, полагая, что у лидера, одновременно являвшегося главой государства и правящей партии, прав предостаточно!
      Однако, это никак не отразилось на экономической ситуации в стране. Была проведена денежная реформа и обмен купюр большого достоинства, был введён НДС на реализуемую продукцию, понизивший покупательную способность населения, но и это не решило проблемы тотального дефицита, а ситуация продолжала усложняться.
      Проведенные в следующем году выборы в законодательные органы республик, а  за тем и их съезды, выявили повышение их роли. В июне наступившего года была провозглашена независимость федеративной республики. "От кого? И что остаётся делать остальным? Ведь, это прямой путь к распаду конфедерации!" - недоумевал Алексей Михайлович.     Однако, изначально акты о независимости носили декларативный характер.
       Августовским утром, возвращаясь домой с дачи, он обратил внимание на людей в городе, оживлённо обсуждающих какое-то событие. Прибыв на работу он узнал, что лидер, в связи с болезнью,  временно отстранён от руководства, а бразды правления на этот период переходят к созданному комитету по чрезвычайному положению. Придя домой, он включил телевизор. Появившийся за год до этого первый альтернативный канал не работал, вместо него на экране мелькали шумы. На центральном канале было показано выступление членов чрезвычайного комитета, после которого, как дежавю, был показан балет. Алексей Михайлович лег спать, состояние было неопределённое, возврата назад он не хотел. Состояние неопределённости было ещё два дня. Лидер республики на другой день успокоил людей сообщив, что чрезвычайное положение в республике пока не вводится, а на следующий день высказал сомнение в болезни лидера страны, так как накануне, с его слов, он с ним "вечерял".
      Опальный секретарь МГК, ставший главой Федерации, открыто выступил против действий комитета, призвав народ к неподчинению. Незаблокированные средства информации консолидировали действия протестующих. После попытки силового подавления протеста, комитетчики не решились на силовое противостояние и самораспустились.
      События развивались стремительно и, когда в конце недели он приехал на дачу, возбуждённая жена радостно сообщила, что Верховный совет республики проголосовал за её самостоятельность, при трёх против и одном воздержавшемся. Через некоторое время было назначено проведение референдума. Лидер, вернувшийся из заточения, всеми имеющимися у него силами пытался сохранить конфедерацию. Однако, начавшийся процесс уже было остановить невозможно.
      За работой и бытовыми проблемами Алексей Михайлович мало следил за происходящими событиями в республике и был чрезвычайно удивлён, когда москвичи, прибывшие к ним в командировку, продемонстрировали большую осведомленость о кандидатах на пост президента республики  и их шансах на предстоящем референдуме. Прошедший референдум подтвердил курс республики на самостоятельность, хотя был непонятен механизм выхода из конфедерации.
      И буквально через неделю после референдума, по приходу с работы домой, он услышал от жены, что конфедерация решением президентов трёх республик  упразднена.
       - Странно, а какие у них полномочия? А как же президент? - отреагировал на сообщение Алексей Михайлович, полагая, что это какое-то недоразумение и президент все разъяснит. Однако, через несколько дней президент заявил, что добровольно покидает свой пост и складывает с себя полномочия.
      Конфедерация распалась ровно за год до своего семидесятилетия.