Миры правого полушария, маленькая лекция

Александр Демьянков
Мне так нравится это словосочетание: «правое полушарие»!
Как будто левая половина шара в чем-то не права, как будто мозги напоминают земной шар, и как будто все целое должно быть круглым…
То есть, у меня возникают такие ассоциации, а это и есть образное мышление, за которое отвечает это самое правое полушарие коры головного мозга.
В левом полушарии человека происходит логическое мышление, которое точно знает, что целое не имеет границ и состоит из частей любой формы. Это полушарие разрезает Вселенную на самые разные части и раскладывает их по научным законам.
Чтобы это сделать, мозг залезает в правое полушарие и берет оттуда слова и цифры – образы, которые делают окружающий человека мир понятным.

В нашей голове образное мышление соединяется с логическим, превращаясь в самосознание человека. Эволюционно более древние части мозга при этом отвечают за наши инстинкты и работу органов чувств.
В принципе люди представляют собой говорящую букву «Я» с принадлежащим этой «разумной букве» телом. Людей этот факт почему-то не устраивает, поэтому где-то внутри каждого человека дрожит и побаливает «вечная» душа.

Это и есть главный объект искусства. Считается, что в начале жизни душа человека более открыта и доступна разуму.
Посмотрите на детские рисунки. Синяя трава, зеленая корова, разноцветное солнце – невероятные обычные вещи! Настроение и чувства маленького художника непосредственно влияют на цвет и величину предметов изображения. Ребенок – в центре семьи, папа – крохотный, а мама – большая… Почему?
Миры правого полушария в этом возрасте главные! Искусство – это бесконечное продолжение нашего детства. Взрослея, с его помощью мы изучаем души других людей и избавляемся от комплексов – заболеваний (грехов) собственной души.

Что же это такое – образное мышление? И как оно работает?
Образ – это изображение, подобие, условное обозначение, ассоциация, что-то идеальное… В искусстве применяется художественный образ – обобщенная картина (фрагмент) человеческой жизни.
К творческим образам относятся метафора, эпитет, гипербола, гротеск, аллегория, символ, олицетворение (прозопея) и ряд узких специфических терминов типа каламбур или эвфемизм…

Киношники часто забывают значение этих «литературных» слов. Так вот…
Метафора – это просто красивое сравнение;
Эпитет – это что-то выразительное (прилагательное в описании предмета или действия);
Гипербола – это преувеличение;
Гротеск – это фантастическое или нелогичное преувеличение;
Аллегория – иносказание (заключенная в отдельный живой образ «возвышенная» идея);
Символ – общепринятый «штамп», обозначающий черту характера или общего понятия;
Олицетворение – очеловечивание поведения животного или состояния элемента неживой природы;
Каламбур – игра похожих слов, двусмысленность простого выражения;
Эвфемизм – замена чего-то вульгарного эстетически приемлемым для культурных людей.

Можно, конечно, заявить оператору: «Сними мне этот закат так, чтобы было невероятно красиво, но как бы все, как будто набекрень». Но лучше сказать круче: «В кадре нужна не просто вечерняя заря, а живописная метафора трагической любви главных героев».

Современные сценаристы и режиссеры порой забывают, что, снимая телесериал, мало быть просто рассказчиками. Художественное кино должно выходить за пределы фабулы (событийного ряда), а для этого нужны образы.
Сюжет – это история внутренней жизни героев. Чтобы ощутить ее нашей душе нужны подсказки. Правое полушарие думает без слов – ему необходимы «лишние», но красивые кадры! Без метафор и эпитетов искусство умирает.
Правильная пауза в игре – это тоже эпитет, а слезы радости – тот же гротеск! Настоящие профессионалы создают образы интуитивно, но в процессе репетиции они иногда задают режиссеру «провокационные» вопросы. И он должен уметь на них ответить.

Когда-то критики много говорили и писали о поэтическом кино. Затем появились так называемые «бесфабульные» фильмы, которые трогали за душу миллионы зрителей. «Я шагаю по Москве», «Июльский дождь» («Застава Ильича»). «Я родом из детства», «Осенний марафон», «Любимая женщина механика Гаврилова»… Эти и другие довольно странные в жанровом отношении фильмы зрители любят и смотрят до сих пор.
Художественные образы в них важнее интриги!
Современный арт-хауз – понятие слишком интеллектуальное. Мне кажется, что это главным образом кинопродукт левого полушария. Существует же, например, словосочетание «искусство игры в шахматы»!

 В «Диалогах» Платона есть рассказ его учителя Сократа под названием «Фекла». Там этот афинский философ говорит примерно так: «…И ходил я к поэтам, и спрашивал, что они хотят сказать своими стихами? Но никто из них не произнес ничего вразумительного – об этом лучше рассуждали их поклонники. И понял я, что творят поэты в наитии, подобно прорицателям и провидцам».
Я не гарантирую дословность цитаты, но смысл точный.

О чем это говорит? Да все о том же! Искусство – это образное осознание окружающего мира. Язык наших чувств. Заключенный в музыку, красивые слова или изображение, он раскрывает человеческие души – через невидимые миры правого полушария.
Поэтому снимайте кино и творите прекрасное, переживайте творческие неудачи, живите вместе со своими героями, но наслаждайтесь этой бесконечной «детской» игрой!
Логика нужна в быту, а также во время правки и доработки произведения. Но это уже другая история.

2015 г.