Художники и графоманы, маленькая лекция

Александр Демьянков
Как понять, кто ты такой?

1. Студенты – это прослойка между юными графоманами и ремесленниками от искусства.
2. Даже стихоплет должен разбираться в ритме, размере и рифме.
3. Чтобы писать книгу, ставить спектакль или снимать кино важно понимать, что такое художественный образ и зачем он нужен. Надо грамотно и со вкусом владеть литературным языком.
4. Писатель, драматург и режиссер обязаны уметь пользоваться законами композиции, правилами жанра и основными творческими приемами.
5. Графоманы почему-то учатся не у Пушкина и Толстого, Маршака или Чуковского, а только сами у себя. Это героический, но бессмысленный труд.
6. Когда изнутри прет врожденное величие, зачеркни этот могучий талант и посвяти себя мыслям о вечности. Философов на свете гораздо меньше, чем образованных свидетелей эпохи.

Теория конфликта рано или поздно достает всех авторов! Особенно – новаторов и модернистов. Это наказание Творца за подражательство.
Конфликт возникает из драматической ситуации. Таковых на Земле меньше, чем у человека хромосом – 36. Но этой цифры вполне достаточно, для выбора сюжета. На самом деле оригинальной должна быть фабула, то есть событийный ряд.
Запомните, сюжет – это история движения характера главного героя. История, которая происходит у него внутри. Ничего нового вы не придумаете! Испокон веков люди наступают на одни и те же «грабли», образуя одни и те же сюжеты.
Графоманы почему-то в это не верят! Поэтому все их герои – «инопланетяне».

Самое сложное в творчестве – это образное мышление. Объясняю популярно, создавая художественные образы тех же графоманов:
1. В жизни люди иногда испытывают возвышенную страсть и занимаются любовью.
(Случается, что одинокие взрослые снимают проститутку и развлекаются сексом.)
2. В искусстве живой человек (как художник, так и потребитель) представляет воображаемого сексуального партнера и, грубо говоря, «онанирует».
(Бывает также, что кто-то использует порно, то есть –  подглядывает и «дрочит» как бы без фантазии.)
3. Графоманы же бегают по улицам и «пугают прохожих своими гениталиями».
(Бывает, что некоторые извращенцы от искусства лишь «подглядывают в общественных туалетах»!)

Согласно вышесказанному, я образно разделяю все художественные произведения на следующие категории (в кавычках) по убывающей:
1. Случайный секс;
2. Здоровый онанизм;
3. Суходрочка;
4. Трехлитровая вагина;
5. Яйца всмятку;
6. Полная жопа.

Последние три варианта – это оценка творчества графоманов. «Вагина» располагается выше «яиц» по качеству не потому, что я патологический мужчина, а согласно законам природы: в графоманках капля искусства встречается чаще. Женщины думают правым полушарием, а логика находится в левом.
На женские и мужские (по определению) виды искусства я стараюсь не делить из-за тупой политкорректности.

Вывод: графоманы – это извращенцы, которых не удовлетворяет «здоровый секс» (в смысле сублимации либидо в творчество). Можно ли их вылечить?
Если кастрировать, то – да, они становятся безвредными. За границей иногда так поступают с педофилами…

Против американских учебников я ничего плохого не имею. Техника ремесла у них всегда замечательная. Утверждаю лишь, что затем надо срочно читать (или перечитывать) наших родных гениев и теоретиков. Они не такие модные, но лучше пишут о главном.
Заниматься искусством надо, чтобы после творческого «онанизма» или «случайной» удачи человеку хотелось любви!
Потому что, главная цель художественного творчества согласно ныне покойному преподавателю зарубежной литературы в Белорусской государственной академии искусств Скиру – это «сделать видимым невидимый мир человеческой души».
С которым я целиком согласен. Светлая память старому советскому разведчику и бабнику!
Аристотель, кстати, назвал оную цель искусства катарсисом, что означает «очищение души», которое происходит благодаря эмоциональному потрясению.

Главное в произведении искусства не форма, даже не содержание как таковое, а сверхидея,  вырастающая из естественного «сплава» формы и содержания.
Чтобы зритель (читатель) испытал катарсис, конфликт в развязке должен разрешиться истиной (в смысле – «палкой») с двумя концами. Заканчивать книгу, пьесу и фильм надо всегда самым неожиданным поворотом фабулы и сюжета!
Сверхидею, между прочим, нельзя объяснить словами. Об этом нынче забыли – не читают Станиславского.

Сказанное выше не отрицает «happy end», но лишь утверждает тот факт, что в боевиках, комедиях и мелодрамах надо ориентироваться на сентиментальный катарсис,
В этом случае фильм не «потрясает» всю систему наших эмоций и чувств, но «прочищает» мозги!

Итак, как же работают составные элементы искусства?
1. Законы драматургии и правило «золотого сечения» связаны с формой произведения;
2. Художественные образы и все то, о чем они «говорят», определяют содержание;
3. Невыразимая словами сверхидея посредством наших чувств и переживаний соединяет форму и содержание.
Главные герои (похожие на людей) должны быть при этом носителями простых и понятных идей. Все слишком высокое надо «приземлять». Искусство – это громоотвод.

Графоманы вышесказанное упорно не воспринимают как научный факт и явление природы. Подобно гениям, они творят не так как все – дело только в знаке: гении творят лучше всех, а графоманы хуже всех! 
 
2015 г.