Памяти Владимира Резниченко. Поэт, прозаик, друг

Евгений Борисович Мясин
На фото. Москва, март 2005тг. Встреча выпускников 1962 года. "Тостует" Владимир Резниченко

Памяти Владимира Резниченко

В марте исполняется 12 лет с нашей последней большой встречи выпускников 1962 года с участием Владимира Резниченко, а в июле 7 лет, как он ушел от нас.
С  Владимиром  (Димой, так  его звали дома и в школе) Резниченко я познакомился в 1960 году в школе № 336, куда меня перевели родители из родной 327-ой.

Учились мы в параллельных классах, он с французским языком, я - с немецким. Дима среди нас выделялся своей образованностью, независимым характером и тем. что он писал стихи.  Как-то дирекция организовала  встречу с писателем Василием Аксенвым.  Надо сказать, что тот наш школьный литературный вечер запомнился многим нашим ребятам и девчонкам. Аксенов набирал популярность и только что в журнале появилась его повесть «Звездный билет» о проблеме ищущих себя и свое место в этом суровом и прекрасном  мире молодых людях. Тогда  блестяще выступил наш Дима будущий поэт Владимир  Резниченко. У него в проекте еще и не намечались переводы португальских поэтов и тем более хулиганские «маргинальные» сонеты. Он был чист, романтичен и слегка инакомыслен: «У каждого свой путь, но мы все немного «звездные мальчики» - так законил он своё выступление.

После школы наши дороги разошлись. Дима поступил в МГУ,  я загремел в армию. После армейской службы я в основном общался с одноклассниками. О Диме мне было известно, что он журналист-международник, часто и подолгу бывает за границей. В 1974 году я с одноклассниками отметил 12-ую годовщину окончания школы и  мы договорились, обязательно встретиться и отметить 15-летие нашего выпуска. Но, увы, я потерял записную книжку с телефонами и на долгие годы связь с одноклассниками прервалась. Многие годы, особенно после появления интернета,  меня мучил вопрос, куда пропал наш Дима. Не мог он не оставить свой яркий  след на литературном и журналистском поприще. И только в начале 2005 года, когда я организовал поиск одноклассников, решив собрать их вместе, мне подсказали, что искать надо было не Диму – Дмитрия, как я думал,, а Владимира Резниченко.  Вот тогда всё встало на своё место. Наш Дима – Владимир оказался блестящим поэтом и переводчиком.

 Встретились мы,  выпуском 1962 года в марте 2005 года. Правда, мне удалось собрать всего 18 человек. Ребята делились своими удачами и успехами, кто больше, кто меньше. Неожиданно прозвучали слова Димы: А моя жизнь не удалась. Это было неожиданно, но потом стало понятно, что он имел в виду. В постсоветское время он перестал быть востребован как журналист и поэт. Со своей честностью и принципиальностью он как был, так и остался белой вороной. Но, если при СССР он хоть имел интересную, постоянную работу журналиста, хотя  продвинуть свои литератрурные работы ему особо хода не давали, то после развала страны он был лишен всего, перебиваясь случайными гонорарами. Помню, на той встрече я обратился к нему как к мэтру с просьбой оценить мой единственный сонет. Дима немного подумал и сказал: "Это сонет". То, что этот признанный  мастер переводов сонетов Камоэнса не высказал ни тени сомнения и неприятия моего  сонета стало мне настоящим бальзамом на душу.

 В этом  очерке памяти Владимира Резниченко я собрал свои личные виртуальные беседы с моими респондентками (Мона Лизой и Амазонкой) из книги воспоминаний «Я был рожден», а также два материала: один  - самоироничная автобиография самого Владимира, а второй , поскольку  не литературовед, а только любитель, - статью известного критика Майка  Гелприна с профессиональным разбором творчества Владимира Резниченко.

Беседы о поэзии Владимира Резниченко
8.04.2010 
Я – Амазонке.
Сейчас вспомнил, что недавно перечитывал нашего одноклассника Владимира Резниченко - мастера классических переводов португальских сонетов и создателя нового жанра - сонетов маргинальных.

Например, ГОП-компания:
  Иван убил жену и спрятал труп.
Степан подделал фирменные бланки,
Руслан похитил три лимона в банке.
Богдан братану выбил глаз и зуб.
Колян украл баян, забравшись в клуб,
Толян угнал машину со стоянки,
Вован соседский дом спалил по пьянке,
а я подсыпал теще яду в суп.
Изысканные, тонкие натуры,
мы, обсуждая новости культуры,
сидим теперь в СИЗО и ждем суда.
Кто хочет наши оценить таланты,
попить чифира, похлебать баланды,
ограбь, убей - и приезжай сюда!

А еще у него появился цикл Алкоритмов. Например:
Очередная несостыковка
Бредя по столбовой дороге русской,
вновь разминулась выпивка с закуской.

Праздничный марафон
От стопки к стопке - путь усталых стоп...
Стоп-кран сорвать бы, да еще грамм сто б!

Памятник Зеленому змию
Змея бессмертна. Жить змее - века
в нетленном образе змеевика.

Цветовая гамма
Художник, чтоб обогатить палитру,
брал красного и белого по литру.

Последнее, наверное, должно понравиться Лауру (Валерий Лаур, - известный советский и Эстонский художник, наш общий хороший знакомый)

Но, пожалуй, самое его известное:
            Сумасшедшая
В меня влюбилась сумасшедшая,
не знаю, что во мне нашедшая,
зачем пришедшая ко мне.
Срывает это увлечение
назначенное ей лечение -
больная мечется в огне.

Все началось у нас не сразу:
все те же фазы, те же фразы,
что у знакомых и друзей...
Но черепки разбитой вазы
годятся разве что в музей.

Я по-мальчишески восторжен -
как будто, наш союз расторжен!
Но, память о былом храня,
служу в музее этом сторожем...
А весь музей - внутри меня.

И каждый вечер сумасшедшая,
не знаю, как сюда вошедшая,
вдруг возникает и, легка,
по залам кружит бледным призраком -
и это служит верным признаком,
что все не кончено пока.

9.04.2010
Амазонка – мне.
 Вот это напросилась! Жуть какая. Ну, безусловно талантлив. хотя я пугаюсь.  Но Лауру про литры передам.

23.04.2010
Мона Лиза - мне
Посмотри http://zhurnal.lib.ru/r/reznichenko_w_e/chemod.shtml (речь идет о выкладке в интернете прозы Владимира Резниченко – Е.М.)
Ну, Димочка- молодец.Л.

24.04
Я - Мона Лизе
"Чемоданчик"?  Мне не понравился. Из прозы симпатичнее "Ад кромешный". Женя

25.04
Мона Лиза - мне
Многое знает (это  я все о Диме ), все понимает и людей при этом любит. Последнее особенно радует. Когда прочту всю подборку рассказов, хочу написать ему письмо, хотя и понимаю, что наградой творцу могут быть только его собственные творения. Л.

28.04
Я – Мона Лизе
- Привет, пытаюсь в очередной раз достучаться до тебя. Несколько раз письма не уходили. Если коротко, то считаю, что настоящий поэт и художник любит только себя. Еше Оскар Уайльд говорил: - Если ты работаешь не исключительно ради своего удовольствия - ты совсем не художник. К Диминой прозе отношусь довольно прохладно, не будь он однокашником, особо бы и не выделил. А вот в поэзии он -  Мастер, будь это переводы Камоэнса, маргинальные сонеты или даже алкоритмы.
Мона Лиза – мне
- "Если ты работаешь не исключительно ради своего удовольствия - ты совсем не художник." Да-да, именно так, но одни художники получают удовольствие, любя окружающих, а другие, презирая  их. Л.

29.04
Я – Мона Лизе
И кто из них более интересен? И ещё, любить окружающих - это  не любить никого. В искусстве можно любить  себя и ещё кого-то конкретно, созданного своим воображением. Женя

8.09
Я – Мона Лизе
 Привет! Всё лето провел в Елатьме, а сегодня мне Кормишина сообщила печальную весть: умер Резниченко. Ты знала это?
Мона Лиза - мне
 Да, но сказать тебе об этом не смогла. Л.
.
12.09
Я – Мона Лизе
Привет! Звонил и долго разговаривал с Катериной (моей бывшей супругой). Читал ей Димины стихи. Ей очень понравились. У нее хороший литературный вкус (филфак МГУ, диплом по Л.Мартынову). 

                ОПЫТ БИОГРАФИИ
Владимир Резниченко появился на свет 2 апреля 1945 года. Папа был журналистом, к тому времени заканчивавшим отбывать тюрьму и ссылку как «пособник врагов народа». Мама – актрисой, снявшейся вместе с Любовью Орловой в знаменитом фильме «Светлый путь». По примеру жён декабристов, она ездила к отцу в казахскую степь.

В этот знаменательный день в небе над Москвой просиял салют в честь очередных побед Красной Армии. В роддоме имени Клары Цеткин женщинам – по случаю визита туда супруги президента США Рузвельта – выдали чистое новое бельё. Как только уехала, всё забрали назад. С этого момента в жизни младенца праздники кончились, начались серые будни.

Пытаясь их как-то скрасить, мальчик с пяти лет начал писать стихи. И издавать газеты – сначала дома, рукописные, затем в школе, стенные. В итоге, повзрослев, стал профессиональным литератором.

Окончил романо-германское отделение МГУ. В филологическую аспирантуру – из-за длинного, нёсшего антисоветчину языка – принят не был. Однако этот же речевой орган довёл его не только до Киева, но и гораздо дальше.
Пойдя по стопам отца, всю жизнь занимался журналистикой. Много путешествовал. Глушил спирт в сибирской тайге и кормил крокодилов (с руки) в амазонских дебрях… Самая дальняя точка, где довелось побывать – Конец Света, как принято называть Огненную Землю.

Опубликовал большое количество поэтических переводов – с испанского, португальского и даже с креольского, на котором говорят на островах Зелёного Мыса. Долго работал политическим аналитиком (как ни удивительно, почти все его прогнозы сбылись). Издал иллюстрированную мини-энциклопедию «Россия от А до Я». И, обладая – на горе себе – ироническим складом ума, писал юмористические стихи и рассказы. За что был отмечен премией литгазетовского «Клуба 12 стульев».

Сочинения его распечатаны миллиардными (!) тиражами в десятках стран. Но, не обретя на общественном поприще ни славы, ни богатств, теперь окончательно ушёл в тень. Хотя время от времени и выбирается оттуда на свет Божий – как сейчас, на страницах этого альманаха. (https://45parallel.net/vladimir_reznichenko/)
Сентябрь-2006  В.Р.



    Владимир Резниченко - поэт, переводчик, человек
   
   
   Владимир Ефимович Резниченко ушёл из жизни 18-го июля 2010 года, в возрасте шестидесяти пяти лет.
   Я познакомился с ним пять лет назад. Тогда, в 2005-м, я зашёл на его самиздатовскую страницу и почитал стихи. Немного, несколько сонетов, десяток лирических стихотворений и эпиграмм. С тех пор я регулярно читал Володины новинки. Стихотворные - все, публицистические - выборочно.

   Что можно сказать... Володя был поэтом. Настоящим, талантливейшим. Нелегко описать то, что он делал со словами. Он даже не играл ими, не составлял их в строки, не рифмовал. Он - попробую найти подходящее слово. Вот, нашёл - чудодействовал.
   

 СОНЕТ О ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ
 
 Пускай игра не стоит свеч,
 для счастья нужно очень мало:
 лишь бы трепало лён трепало,
 точило бы точило меч
 
 и поддувало воздух в печь
 без остановки поддувало,
 а покрывало покрывало
 постель, где доведётся лечь;
 
 чтоб долго жило всё, что мило,
 чтоб шило шило, мыло мыло,
 пугало пугало ворон,
 
 чтоб меру мерило мерило
 и чтоб любви твоей светило
 светило мне со всех сторон.
 
 В. Резниченко

   
   Четырнадцать строк всего. Даже не скажу, что этот сонет шедевр - в нём попросту шедевральна каждая строка, каждая аллитерация.
   
   
   СОНЕТ О ДАМЕ, УНЕСЕННОЙ ВЕТРОМ
   
   Заметил бдительный игрок
   в колоде карточной пропажу:
   родному изменив марьяжу,
   пустилась дама наутек.
   
   Свой красный нюхая цветок,
   она пошла гулять по пляжу,
   где волн тяжелую поклажу
   таскает море на песок.
   
   Быть больше не желая битой,
   рассталась с королем и свитой,
   умчалась в дальние края...
   
   Разгневанный ее свободой,
   ярится козырь под колодой,
   как подколодная змея.
   
   В. Резниченко
   
   
   Этот сонет, возможно, уступает предыдущему по смыслу. А по форме так же совершенен, с множеством находок, с потрясающей, выверенной игрой слов.
   
   
   СОНЕТ О ДВУХ ПОЛУШАРИЯХ
   
   Все в нашей жизни вкривь и вкось,
   протесты, драки, препиранья,
   как в тексте знаки препинанья,
   расставленные на авось.
   
   Так вышло, так уж повелось...
   Пиранья, голова баранья,
   что медлишь, тщетны все старанья,
   рви по живому, плюнь и брось!
   
   Судьбой засушенный гербарий -
   тобой разрушенный сценарий
   дурацкого боевика.
   
   Разрезан мир на два куска,
   бездонны чаши полушарий,
   в одной любовь, в другой тоска.
   
   В. Резниченко
   
   
   Ещё один с единой рифмой в первых двух катренах. И потрясающая концовка, обыгрывающая значения омонимов "полушария".
   
   Володя был донельзя остроумным человеком. Он умел находить смешное везде, в том числе, и в грусти, и в тоске, и даже в смерти. Над смертью он смеялся особенно охотно - весело, задорно, так же, как над жизнью.
   
   
   ВОССТАЮЩИЕ ИЗ ГРОБА
   
   Любой, кто через кладбище ходил,
   получше не найдя себе дорожку,
   видал скелетов, днем лежащих в лежку,
   а по ночам встающих из могил,
   
   чтоб, распалив в груди угасший пыл,
   сплясать и спеть частушки под гармошку
   и трахнуться - пускай и понарошку,
   но с огоньком и не жалея сил.
   
   Менты из-за кладбищенской ограды
   покойникам кричат: "Уймитесь, гады!
   Кончайте хулиганить, вашу мать!"
   
   Чего орете, дурни? Вы бы сами
   промаявшись весь день в вонючей яме,
   не вышли б ночью кости поразмять?
   
   
   ПОПАВ В АД, БУДЕШЬ НЕ РАД
   
   Скупай в бутиках фирменные шмотки,
   гоняй на "Мерсе" или "Шевроле",
   лакай "Вдову Клико" и "Божоле",
   купайся в виски, коньяке и водке -
   
   у наслаждений этих срок короткий:
   сегодня ты с Медведевым в Кремле,
   а завтра в смрадном варишься котле
   и жаришься на ржавой сковородке.
   
   Твоя судьба - так сам и выбирай.
   Хитрюгу гонят в пекло, а растяпу
   в заоблачный препровождают край.
   
   ...Но если дашь чертям в аду на лапу,
   тебе экскурсию устроят в рай,
   чтоб смог ты маму повидать и папу.
   
   
   В ПЕКЛЕ - НА ГОД ЛИ, НАВЕК ЛИ...
   
   В аду порядки строже, чем на зоне.
   Жизнь кающихся грешников страшна.
   Им не дают еды, лишают сна,
   содержат в тесноте, как скот в загоне.
   
   От дыма задыхаясь и от вони,
   все муки познают они сполна.
   "Поддать огня!" - ярится Сатана,
   вальяжно восседающий на троне.
   
   Вот так продавшим совесть за гроши
   показывают, где зимуют раки...
   Мораль: не лги, не злобствуй, не греши!
   
   Не хочешь волком выть в кромешном мраке,
   на нарах сидя в чертовом бараке, -
   подумай о спасении души.
   
   В. Резниченко
   
   
   Володя презирал смерть, смеялся над ней, гнал её от себя. Он был тяжело болен, жил в кредит, взятый у костлявой, и смеялся над кредитором. Она наконец пришла получить долг и забрала его вмиг, разом. Ещё 17-го июля Володя улыбался и шутил. Восемнадцатого его не стало.
   Остались его стихи. И его переводы. Блестящие переводы с португальского.
   Я не стану копировать переводы в текст статьи. Сделаю исключение лишь для одного и оставлю ссылку на остальные: Переводы В. Резниченко.
   
   
   Л. де Камоэнс
   
   Имея ум, любовь, заслуги, честь,
   Мы мним, что путь наш радостен и гладок,
   Но Рок, случайность, время свой порядок
   Наводит в мире, нам готовя месть.
   
   Загадок неразгаданных не счесть,
   Хоть на догадки разум наш и падок,
   И вот она, загадка из загадок:
   Что выше жизни, выше смерти есть?
   
   Ученый муж нередко лицемерит,
   Тогда как опыт к знанию приводит:
   Побольше наблюдать - важней всего.
   
   Пусть происходит то, во что не верят,
   И верят в то, чего не происходит,
   Вы лучше верьте в Бога одного.
   
   Перевод с португальского В. Резниченко
   
   
   Все, кто знал Володю, все кто дружил с ним, и все (а таких было немало), кто враждовал, в один голос отмечали одно. Он был бойцом. Непримиримым, бескомпромиссным. Он ненавидел похвальбу, подлость, клевету, нечистоплотность. Ненавидел двурушничество. Ненавидел, и ненависти своей не скрывал. Володя постоянно шёл на конфликт - не думая о последствиях, не лицемеря и не заискивая ни перед кем. Если он считал необходимым драться, он дрался. Тем оружием, которым в совершенстве владел. Русским языком - рифмованным в хлёсткие, беспощадные эпиграммы русским языком.
   Володе случалось перегнуть палку - компромиссов для него не существовало. Он был бойцом и на людей смотрел как на бойцов, и мерил их под себя. Он ненавидел кичащихся своей тупостью бездарей и говорил об этом открыто. Он ненавидел попустительство подлости и кричал об этом с трибуны - кричал до тех пор, пока трибуну у него не отбирали. Самый талантливый, самый профессиональный поэт Самиздата постоянно томился под замком - его блокировали, отключали, тёрли... Он терял читателей, терял друзей, терял всё, но отказаться от своих принципов не мог. Он был некомплиментарен, непримирим и независим. Всегда.
   Я не стану приводить здесь тексты Володиных эпиграмм. В его разделе их сотни, некоторые грубы и злы, некоторые откровенно хороши, а некоторые шедевральны, так же, как и Володина лирика. Герои его эпиграмм могут гордиться тем, что память о них останется лишь потому, что эпиграммы на них писал Владимир Резниченко.
   
   Майк Гелприн, сентябрь 2010.

Сайт Владимира Ефимовича Резниченко с полным собранием его сочинений http://vreznich.ru/node/1 Е.М.