Вопрос без ответа

Ирина Демьяненко 2
По очень давней семейной традиции, не известно кем заложенной (никто не сознается, хотя подозрение падает на мою тетушку, которая всегда слыла затейницей и редкостной авантюристкой) первый раз в году мы приезжаем на дачу в день Космонавтики.
–Ну и что?-слышу я вопросы- «Подумаешь, невидаль-традиция- на дачу приехать!».
В том и дело , что это не обычный приезд с телевизорами-лопатами-пледами и котом. Это сбор всей Семьи. Немного пафосно, но это так. В течение дачного сезона никогда не удается собраться всем. Несовпадение отпусков, поездки по различным городам и весям, да и что тут скрывать- лень-матушка. Но 12 апреля –это святое. Почему именно в этот день? Думаю, что истоки надо искать в далеких 50 –х годах. Дело в том, что мой дед долгое время жил в Казахстане, в городе, который назывался Ленинск (ныне Байконур) и работал на космодроме. Вобщем, так или иначе, 12 апреля все члены Семьи направляют свои стопы, или машины (тут уж кому как повезло) в одном направлении, иными словами –держат курс на «несчастье Господне», «курятник», «фазенду», «головную боль» и прочая, прочая, прочая….тут все зависит от фантазии. Конечно, что скрывать, домик почтенный. Судя по табличке, щедро замазанной несколькими слоями краски, дата постройки сего сооружения 18?5 год. Третью цифру видно плохо. Каждый раз хочу все-таки взять стремянку и посмотреть поближе, но. то стремянка не находится, то очередной финт склероза стирает благое намерение на корню.
В этом году наш час, вернее день, «икс», выдался на редкость противным. С утра небо оказалось затянуто совершенно невесёлыми тучками. Будильник, который прозвонил , и, собственно продемонстрировал всю красоту погоды, хотелось швырнуть за окошко. Честно говоря, был соблазн лечь обратно, и урвать еще пару часиков сна. Но в голове роились мысли:«Традиция!!» ,»О-о-о.. что скажет бабуля…», «Шашлык то замаринован!» На первом месте была , конечно, бабуля, поэтому пришлось встать.
Дорога на дачу заняла ровно 15 минут. Не считая двухчасовых сборов. Я живу ближе всех остальных к нашей избушке , и все организационные моменты лежат на мне. А именно на мне лежит: шашлык, пластиковый раскладной стол и несколько стульчиков к нему, мангал, сумка с одноразовой посудой и пару пакетов со всякой мелочевкой. Кроме перечисленного на мне лежит телевизор, микроволновая печка, коробка с обычной посудой, кипа постельного белья….. в общем, все то, что заботливые хозяева забирают с дачи чтоб врагам не досталось. А поскольку бабуля ну очень заботливая хозяйка - моя квартира на осенне- зимний период превращается в склад ретро-вещей. Каждую осень я упрямо хочу что-нибудь забыть на даче, например тазик для варки варенья или пару старых одеял, но бабуля, обходя с дозором дом перед окончательным закрытием ,обычно издает победный клич и со словами: «Такая молодая а уже ничего не помнишь!» тащит находку в забитый донельзя пепелац не замечая мою кислую физиономию.
Наша дача уникальна практически во всем: начиная с почтенного возраста и заканчивая местонахождением. Я живу в одном из замечательных подмосковных городов, где все, как в песне. И речка движется и не движется, и сады (пока еще остались), и вечера , конечно, куда же без вечеров. Кстати, о садах: в неравной борьбе зелени (садовой зелени, а не шуршащей) и бетона с хай-теком побеждают последние. Хотя еще остались места, где не ступала нога застройщика, поэтому сохранились и старые палисадники, и улицы с деревянными домишками. А какие красивые есть дома!! Как шкатулочки – все кружавчато-резные, словно декорации в киносказках. Про дачу я не могу сказать , что она очень красива, как постройка. С виду обычный деревянный дом, покрашенный темно-зеленой краской. А что касается места, где дом находится- это тема для отдельного рассказа. Если вкратце- то суть в следующем: Еще лет 25 назад, хозяйка, у которой приобретали дом, рассказывала , что именно вот сюда , примерно в начале 19 века, упал сверху (то бишь с небес ) камушек. Про размеры она не говорила- врать не буду, но то что шум был –известно. Проявили интерес и местные жители – стали тащить на сувениры все , что плохо лежит. Поэтому был приказ «сверху» : яму заровнять, место распахать (чтобы не установить было точное место падения) и построить дома, дабы никто больше тут не шастал. За достоверность истории не ручаюсь, но приобретена она была вместе с домом за несколько лишних рублей, поэтому чего зря добру пропадать- делюсь вот с вами.
Когда я подъехала к месту встречи , то обнаружила там уже почти всех бойцов весенней битвы за урожай. До урожая ,конечно, еще как до Парижу, но вот сжечь мусор, поворошить прошлогодние листочки там где уже снег сошел, протопить дом - это самое оно.
- «О, Иренция приехала!» Это голос, к гадалке не ходи, моего двоюродного братца : только он называет меня этим дурацким прозвищем. Сделав вид, что не слышала его слов, я захлопнула дверцу машины и , отворив просевшую калитку, очутилась в немного взъерошенном после зимней спячки садике перед домом.
Прежде чем продолжить, позвольте совсем немного познакомить Вас с действующими персонажами, а именно с моей Семьей. Человек, стоящий у окна дома, и пытающийся открыть заевшую ставню – это мой папа. Рядом с ним невысокая женщина, держащая в двух руках несколько отверток и еще что - то в этом роде , при этом периодически подающая их папе – это моя мама. На крыльце курит Петрович - папин брат. Значит где-то поблизости его вторая половина- тётя Лена. Оболтус Олег – тот что орал мне дурниной- и который пытается сейчас починить оборванный ветром или тяжестью снега провод - это их сын, и, соответственно, как я уже писала мой двоюродный брателло.. Из дома доносится голос бабули. Сейчас она стопудово ходит по комнатам и ищет следы (вернее не совсем следы ) пребывания мышей и прочих разумных существ. Для кворума не хватает лишь двух маминых сестер и тети Полины – моей крестной. Они, как правило появляются позже всех. И не потому, что стремятся приехать тогда, когда сделана уже добрая половина дел. Причина в том, что есть такие люди, которые поставят будильник, выйдут на час раньше и все равно приедут на два позже. Почему? Это для меня загадка.
Я не буду подробно расписывать бурную радость встречи, приезд тетушек и крестной. Все это обыденно и не заслуживает особого внимания. Давайте перенесемся на несколько часов вперед, когда уже почти закончены непосильные работы по облагораживанию участка и дома , под яблони в сад вынесен стол, расставлены стулья и установлен мангал, намекающий на скорый банкет по случаю дня Космонавтики.

- «Как все-таки пахнет весной..» - задумчиво произнесла тетя Лена, вороша палочкой угли в костре.
- «А то! Конечно пахнет! Только не совсем весной, а вот тем, что стоит за кастрюлей с шашлыком! Может, нальешь по граммульке то, а то космонавты всухую уже пол-дня летают!» - пробасил с крылечка Петрович.
- «Я тебе вот как сейчас налью! Просила же – спили засохшую яблоню! Еще по осени просила.. сегодня напоминала! Пока не спилишь- вот тебе!!» - и в сторону Петровича неодобрительно посмотрел маленький но выразительный кукиш.
- «День Космонавтики пройдет, похоже, всухую..» - пробубнил Петрович и скрылся в доме. Тем временем ловкие пальцы тети Лены начали нанизывать на шампуры мое вчерашнее творение. Первый робкий мясной дух поплыл между яблоневыми стволами. Как по взмаху волшебной палочки стали вдруг материализовываться все родственники, которые до этого разбрелись по дому и участку с целью сделать что-нибудь полезное.
Через полчаса вся Семья собралась за столом. На фоне серой земли, унылых стволов деревьев, грязно-белого , почти растаявшего, снежного сугроба под забором - стол выглядел просто павлином. Сверкали красными лоснящимися боками помидоры, разноцветный болгарский перец, нарезанный кружочками, красовался на тарелке, в центре стола стояло блюдо с самым шашлычным шашлыком в мире , в окружении разноцветных бутылочек с различными соусами. Свежая зелень яркими штрихами разбавляла буйство красок.
-Ну вот, теперь точно весной запахло!- радостно потирая руки, произнес Петрович.
-Не забудь, вон там за сараем пахнет твоя яблоня.. не уедем, пока не спилишь! – Тетя Лена поудобнее уселась на стульчике. И тут меня черт дернул спросить, вернее даже просто подумать вслух :
- « А если вдуматься, чем пахнет весна?». Десять пар глаз в тот же момент уставились на меня. Даже Петрович перестал отвинчивать крышку с заветной бутылки. Возникла пауза ну просто по Станиславскому.
-« Э-э-э.. ну я просто уже второй раз только за сегодня слышу выражение «Пахнет весной». А вообще-то в жизни я это уже слышала тысячу раз. Вот и возник сей философский вопрос…э-э-э… как-то так в общем…» - стушевалась я.
-«Ну ты, Ирка, даешь»- Петрович продолжил насилие над крышечкой. Звонко хрустнув та поддалась.-«Я уж подумал, что ты перегрелась.. хотя.. солнца то нет… гы - гы…» - загоготал Петрович радуясь своей
шутке.
-« На самом деле интересный вопрос»-произнесла задумчиво тетя Полина..-«Вот говорим –говорим.. а действительно, что значит «пахнет весной?»
- «Да чему там пахнуть то»-опять встрял Петрович-« Как снег начал таять- нюхай не хочу!
-«Значит для тебя, пап, весна пахнет э-э-э… этим самым?» -захихикал Олег.
-«С папой как всегда все ясно» - добавила тетя Лена.
-«Ну а для тебя, Ленок, чем она пахнет?» - решил перевести стрелки Петрович.
- «Водкой твоей»- ворчливо отозвался Ленок.-«Как весна- так одни праздники..не просыхая..»
- «Отлично!»-не унимался Олег-« Водка и это самое! Самые весенние запахи! Бабуль, а для тебя чем пахнет весна?»
Бабуля задумчиво пожевала губами. «Чем весна пахнет? А наверно лебедой… помню как мы с сетрами по весне в голодные то годы , как только лебеда проклюнется –собирали и…»
-«Ой, бабуль , не наводи тоску… сказала бы мимозой что ли ..» -не совсем вежливо прервал воспоминания Олег. «Так, у кого еще чем пахнет весна наша?»
-« Моя весна пахнет Коктебелем» -отозвалась мама. При этих словах Петрович оживился. Мама продолжила :
- «Помнишь, Леш, мы с тобой после свадьбы поехали первый раз на море.. как там все цвело…если есть рай на Земле - то это весенний Коктебель!»
-« А я то думал, что ты про винище..» - разочарованно протянул Петрович и сразу схлопотал удар по коленке под столом, сопровождающийся гневным взглядом тети Лены.
-«Да..было красиво!»- послышался голос папы. –«Но для меня весна пахнет портянками!»
При этих словах мама удивленно посмотрела на отца, Олег хрюкнул, Петрович снова заржал:
-«Ну правильно.. говорю же –дерьмом воняет весна ваша!» Папа невозмутимо продолжал:
-«В армию я пошел весной…а вы что подумали?!»
Олег продолжал загибать пальцы:
-« Так, мы имеем «это самое», водку, лебеду и портянки. На редкость ароматная весна!»
Ситуацию решили спасти тетушки , начав мямлить что –то про ландыши.
-«Нет, ландыши уже не спасут!»-заявил Олег. –«Больно смесь убойная!»
Все немного приуныли. Действительно, весна получилась какая –то непонятная. Но вдруг, вселенский траур решила ликвидировать сама природа. Откуда то прилетела целая стайка суетливых желтопузых синиц, которые принялись деловито сновать по веткам , при этом перекликаясь своими весенними позывными.
-«Обрадовались птахи..песенку зимнюю сменили. .Вот они то откуда знают..календаря у птиц нет.. А медведь откуда узнает что из берлоги пора вылезать…а белки- что им шубку менять?? Одним словом –природа!» -многозначительно подняла указательный палец вверх тетя Полина. –«А мы тут демагогию развели.. дерьмо..портянки…слушать противно!»
-«Правильно! Хорош болтать, космонавты не простят!» -засуетился Петрович. Остальные тоже забубнили, что пора бы уже и честь знать.
Разговоры за столом начинались все оживленнее, слышался смех, гора шашлыка таяла на глазах. Петрович принес гитару. Вобщем все как всегда….традиция. Небо перестало хмурится. Сквозь серые тучки стал проглядывать ультрамарин неба. А я сидела, смотрела на желтые комочки, снующие по веткам и продолжала думать о том , чем же действительно пахнет весна…