Рецензия на рок-оперу Преступление и наказание

Игорь Тазеев
Рок-опера "Преступление и наказание" (Московский театр мюзикла)

Впервые такое, что даже разбирать спектакль не хочется. Одна из худших постановок, которую мне приходилось наблюдать (хотя, справедливости ради стоит отметить, что спектакль "chaika. live" Домашнего театра в доме Щепкина навряд ли кто-либо когда-либо сможет переплюнуть).
Послевкусие: что это, вообще, чёрт побери, было?
А было - победа формы над содержанием. Дорогой, пафосный (как это сейчас модно), осовремененный мюзикл с громкой "основой" (именно так, в кавычках) и совершенно никаким сюжетом. И что самое удивительное - поставил это "нечто" сам Андрей Кончаловский! Огромное разочарование. Даже пустая, в общем, то "Анна Каренина" вызвала у меня куда больше позитивных чувств, чем шоу (иначе не скажешь) Театра мюзикла.
Смысл произведения утерян напрочь, психологизм оставлен за пределами сюжета, а ведь именно им Достоевский так и "залезал" в самый мозг читателю! На поверхности осталась лишь какая-то канва истории и несколько внешних событий. К тому, же напрочь осовремененных и перенесённых в ядерную смесь 90-х и двухтысячных. Коммерция, уличные беспорядки, недовольство масс, Анонимусы, шлюхи и "новые русские". Ба-ла-ган. Герои практически неузнаваемы - в их характерах, мотивах (особенно!) не осталось ничего от оригинала, да и от логики в принципе. Им не сочувствуешь, их не понимаешь. И узнаёшь только по фамилиям или атрибутам. Даже идеи как таковой в постановке я так и не увидел. Именно идеи - глубокой, заставляющей задуматься. Поверхностно и попсово. Масс-культура. Очень грустно. Сюжетом вообще не проникся. Драматургический провал.
Хотя, были и плюсы.
Художественная часть. Шикарна. Красиво, необычно, оригинально, эффектно. Интересные находки (топор и лошадь!!), занимательные конструкции-трансформеры. Даже автомобиль на сцене! Так что декорации, костюмы и свет - восхитительны. Впрочем, как и у абсолютно любого современного мюзикла, так что этим сейчас никого не удивишь.
А вот у главной - музыкальной составляющей - практически одни косяки. Откровенно примитивная и бедная музыка, в которой от слова "рок" только несколько битов. Никакого богатства звучания (вспомните "Иисуса Христоса - суперзвезду"), никаких запоминающихся мотивов (та же "Юнона и Авось"), никакой стоящей именно музыки. Примитивные биты.
То же касается и текстов - классическая пустая попса без изысков и интересных поэтических ходов. Бедно и поверхностно. В основном.
Причём - половину текста как минимум вообще не разобрать "благодаря" откровенно бездарному исполнению. Кто, вообще, ставил певцам голоса? Ни голоса, ни дикции. Поют как еды в рот набрали. Сравните с совсем непафосным театром Чихачёва, где каждый исполнитель - не только покоряет вокалом и силой голоса, но и поёт максимально чётко и внятно! Здесь же приходилось всё время жутко напрягаться, чтобы разобрать хоть что-то! Откровенная халтура!
Исключения - два действительно сильных оперных голоса - Анна Гученкова в очень эпизодической роли матери Раскольникова и восхитительный  и неповторимый Александр Маракулин в роли Свидригайлова, завораживающий своим вокалом (тот самый Фролло из "Notre Dame de Paris" и Каренин из "Анны Карениной").
Также, на удивление, порадовали не столь голосистые, но неплохо певшие Ефим Шифрин (!!!) в роли Порфирия и Андрей Гусев в роли мужика в красной рубахе.
Что касается исполнивших главные роли Раскольникова и Сони Александра Боброва и Марии Бьорк - интересная игра, но не более того.
В целом - музыкальная халтура! Красиво, но ни разу не рок, и, тем более, не опера! Не стоит своих денег! Идите туда, где следят за вокалом своих артистов и не халтурят в музыкальных партиях.