Чёртово городище

Николай Наумкин
Чёртово городище.
Стремление человека узнать свое будущее, или излечиться от болезни, возникло еще в глубокой древности, о чем всем хорошо известно. Поэтому, одновременно с появлением веры в богов, или обожествления самой природы, появились первые служители новых культов, взявшие на себя также предсказание будущего и лечение соплеменников от болезней. Конечно же, имеются в виду племенные шаманы, совмещавшие в одном лице все эти функции. Появившиеся на рубеже каменного века различные магические практики, позволявшие узнать свое будущее, или излечиться от болезни, с которой не может справиться даже современная медицина, актуальны до наших дней. Об этом свидетельствует большое число всевозможных экстрасенсов, и целителей, успешно практикующих и в настоящее время. Стремление излечиться или узнать свою судьбу, сопровождало людей во все века. Так самым известным примером подобной практики можно считать многие годы практиковавшего в древнем Греческом городе, всем хорошо знакомого  Дельфийского оракула. Но наверное мало кто слышал историю, о жившем в глубокой древности, в Казанском ханстве мифическом змее предсказателе, к которому обращались за советом, как простые люди, так и Татарские вельможи. Самым известным источником рассказывающем об этом чуде, можно считать рукопись, оставленную ханским писарем, и переводчиком, жившим в то время и возможно даже являвшимся непосредственным очевидцем происходивших событий.  Он пишет, (к тому же другое знамение при мне было, когда я еще в Казани жил. Был в одном улусе Казанском городок маленький каменный, на высоком берегу Камы реки. Русские его называют Чёртово городище. В нем бес лживый издавна живя, мечты многие творил для людей, и был тот городок еще старым Болгарским местом поклонения. Сходилось  к этому месту со всей земли Казанской множество людей, мужчин, и женщин, принося жертвенные дары бесу тому, и спрашивая  совета  у  волхвов  служащих  ему.   Бес  же  лукавством  своим  некоторых  от  недугов исцелял, тех же кто мимо проходил, и даров ему не подносил, тех умертвлял. Если кто из плывущих мимо по Каме реке, от товаров своих подарков не давал, тех он в реке топил. Никто не смел пройти мимо него, и спрашивали его варвары через жрецов своих, он же иному долголетие и здравие возвестит и болезни и пагубы и всякую скорбь, и пленение на землю их. И на войну пошедше приносили жертвы бесу тому, он же им все предсказывал, иногда же и лгал. Тогда же царица Казанская Суюмбека, послала самого главного Сейта, в городок тот спросить беса, одолеют ли Казанцы Русское войско идущее на них войной, или Московский царь и великий князь победит их. Прийдя в городок тот, молился Сейт десять дней со жрецами своими, мало хлеба съедая, да не умрут они с голоду принося жертвы  бесу тому. На десятый день, в полдень, послышался голос беса сидящего в мечети, и сказал он всем слышащим его, что надоедаете мне сейчас, уже нет вам от меня помощи и надежды, так как гоним я Христианскою силою в темные места. Приходит Христианская вера на эту землю и занят будет город Казань Русским самодержцем. Им же слышавшим сказанное бесом, и испугавшимся слов его, явился дым черный идущий из мечети, и вместе с дымом увидели они в воздухе Змея огненного, который полетел на запад. Они же увидев это поняли, что кончилась прежняя счастливая и спокойная жизнь их)1. На первый взгляд кажется, что вся эта история, оставленная нам древним летописцем, рассказывающем о змее прорицателе является простым вымыслом, но все же попробуем разобраться и решить, насколько правдив рассказ об этом странном существе? Для этого необходимо, проанализировать текст дошедшего до нас древнего описания, после чего можно будет сделать выводы о правдивости этой истории. Насчет того, что в прошлом на этой территории действительно могли происходить странные события сомневаться не приходится, ведь до нашего времени сохранилось не только описание оставленное очевидцем происходившего, но и устные Татарские легенды о змее прорицателе. Сохранилось и древнее строение около города Елабуга, в котором как считается, обитало это мифическое существо. Имеется в виду сохранившаяся до наших дней, еще со времен Болгарского царства постройка, являющаяся остатком стоявшего прежде на этом месте  небольшого по размеру квадратного укрепления с круглыми каменными башнями по углам. Конечно во времена Болгарского царства, когда это укрепление использовалось по своему прямому назначению, как небольшая пограничная крепость, никакого змея в ней еще не было. Использование башни в качестве жилища для змея предсказателя могло произойти только после того как прекратило свое существование древнее государство и не нужное уже сооружение было заброшено. Таким образом, можно утверждать, что мифический змей, мог появиться в данном месте, во временной промежуток, между исчезновением Болгарского царства и возникновением на этой территории уже Татарского ханства. Возможно, что этот персонаж впервые появился здесь, одновременно с формированием на данной территории нового национального государства. В приведенном выше фрагменте летописи, автор говорит нам о мечети, в которой якобы обитал мифический змей, но нужно понимать, что это была не религиозная постройка, а круглая крепостная башня, которая сохранилась до наших дней, и которую показывают приезжающим в Елабугу туристам. Обратимся теперь к тексту летописи и посмотрим о чем она нам говорит. к тому же другое знамение при мне было, когда я еще в Казани жил. Был в одном улусе Казанском городок маленький каменный, на высоком берегу Камы реки. Русские его называют Чёртово городище. В нем бес лживый издавна живя, мечты многие творил  для  людей,  и  был  тот  городок  еще  старым  Болгарским  местом  поклонения. Из этого фрагмента летописи видно, что автор говорит о себе как об очевидце происходивших событий и относит магическое значение этого места еще ко временам Болгарского царства. Кроме этого видно, что место это было хорошо знакомо не только в Татарском ханстве, но о нем знали, и в близко лежащих Русских землях, где его называли чёртово городище.  Сходилось к этому месту со всей земли Казанской множество людей, мужчин, и женщин, принося жертвенные дары бесу тому, и спрашивая совета у волхвов служащих ему. Бес же лукавством своим некоторых от недугов исцелял, тех же кто мимо проходил, и даров ему не подносил, тех умертвлял. Если кто из плывущих мимо по Каме реке, от товаров своих подарков не давал, тех он в реке топил. Никто не смел пройти мимо него, и спрашивали его варвары через жрецов своих, он же иному долголетие и здравие возвестит и болезни и пагубы и всякую скорбь, и пленение на землю их. И на войну пошедше приносили жертвы бесу тому, он же им все предсказывал, иногда же и лгал. Если судить по приведенному отрывку текста, змей прорицатель был всем хорошо известен, и к тому месту, где он жил, приходило множество народа, надеясь получить полезный совет, или излечиться от болезни. Вызывает подозрение тот факт, что приходившие к прорицателю должны были приносить ему жертвенные дары, ведь иначе он убивал тех, кто этого не делал. Даже проплывавшие мимо по Каме на судах, должны были делать змею подарки, если же его желание игнорировали, то он топил виновных в реке. При анализе текста один момент обращает на себя особое внимание, приходившие к прорицателю люди не общались напрямую со змеем, а передавали свои подношения, и получали необходимые советы через волхвов служащих ему. И еще одно обстоятельство бросается в глаза, прорицатель как видно из текста не был всемогущим и только некоторых своим лукавством от недугов исцелял. Таким образом, на основе анализа этого фрагмента текста можно сделать вывод, что вероятнее всего, здесь имело место обычное желание зарабатывать деньги, для чего и был искусственно создан миф, о живущем якобы в развалинах старинного здания мифическом огнедышащем змее прорицателе. Видимо заинтересованные в этом люди искусственно распространяли слухи, о истреблении змеем тех кто не давал ему подарков. Могли иметь место и специально созданные инсценировки, например, когда под видом серьезно больного, например парализованного, приносили своего человека, который на глазах множества изумленных людей, якобы видевших это, исцелялся от болезни. Таким же образом, могли устраиваться и спектакли с убийством не желающих делать подарков прорицателю. К месту, где жил змей прорицатель, приходил, или приплывал свой человек, якобы случайно, из простого любопытства оказавшийся здесь. Исполняя свою роль, он у всех на глазах отказывался заплатить положенную дань, после чего человек бесследно  исчезал из поселения,  а служащие змею люди распускали слухи о том, что обиженный дракон убил или утопил обидчика. Возможно даже, что на глазах у всех приехавших к прорицателю, могли устраиваться ложные похороны якобы убитого змеем человека. Если такие инсценировки и практиковались, то это происходило вероятнее всего только в самом начале создания мифа, о змее прорицателе, когда о нем еще мало кто знал. По мере же  роста его популярности, стал надежно срабатывать эффект ПЛАЦЕБО, хорошо известный  и широко используемый в современной медицинской практике. Полная вера в сделанное предсказание заставляла человека неосознанно двигаться к достижению нужного результата, или исцеляться от серьезной, давно мучившей его болезни. Известно, что современные преступники очень активно используют известные или только что появившиеся научные новинки в своих корыстных целях. Возможно, не были исключением и те древние аферисты создавшие миф о змее предсказателе. Поэтому можно предположить, что для поддержания видимости существования огнедышащего дракона, на глазах у изумленных паломников собравшихся вокруг, из окон башни, где находился змей, иногда вырывались клубы черно белого дыма, словно в здании действительно сидит мифическое существо. На самом деле, для этих целей могла использоваться недавно появившаяся, но еще мало известная  новинка,  я имею  в виду небольшие  порции  черного,  очень  дымного  пороха.  В этом случае люди видели не только дым, выходящий из окна башни, но могли рассмотреть  и мерцание пламени, вырывающегося как им казалось, из пасти чудовища. Тогда же царица Казанская   Суюмбека, послала самого главного Сейта, в городок тот спросить беса, одолеют ли Казанцы Русское войско идущее на них войной, или Московский царь и великий князь победит их. Эта выдержка из летописи свидетельствует только о том, насколько велика была известность, и популярность Елабужского феномена в то время, если сама Казанская царица, отличавшаяся как известно мудростью, решила обратиться за советом к прорицателю. Прийдя в городок тот, молился Сейт десять дней со жрецами своими, мало хлеба съедая, да не умрут они с голоду принося жертвы бесу тому. На десятый день, в полдень, послышался голос беса сидящего в мечети, и сказал он всем слышащим его, что надоедаете мне сейчас, уже нет вам от меня помощи и надежды, так как гоним я Христианскою силою в темные места. Приходит Христианская вера на эту землю и занят будет город Казань Русским самодержцем. Им же слышавшим сказанное бесом, и испугавшимся слов его, явился дым черный идущий из мечети, и вместе с дымом увидели они в воздухе Змея огненного, который полетел на запад. Они же увидев это поняли, что кончилась прежняя счастливая и спокойная жизнь их. Завершающая часть оставленного нам летописцем повествования несет наибольшее количество информации, так как позволяет понять, кому были выгодны произошедшие события, и что же действительно случилось, на территории чертова городища на самом деле. Обращает на себя внимание тот факт, что посланцы Казанской царицы, не получали ответа от прорицателя в течении десяти дней. Объяснений этому может быть несколько. Возможно, таким образом, служители мифического змея пытались получить больше подарков от посланцев царицы, хотя такое развитие событий мало вероятно, ведь большую плату они наверняка получили сразу. Вероятнее всего, задержка с ответом объясняется тем, что очень трудно было дать правильный ответ, посланцам Казанской царицы, не зная количества сил у двух противоборствующих сторон. Поэтому можно смело утверждать, сразу после прибытия из Казани царских послов, в столицу ханства, а так же ставку Русских войск, располагавшуюся в Свияжской крепости, были посланы специальные люди, для сбора нужных сведений, ведь служители змея предсказателя понимали, что от правильности сделанного ими предсказания, на этот раз зависит сама их жизнь. Этот момент показывает, что люди делавшие предсказания от имени мифического змея заботились об имидже своего предприятия, прежде чем дать ответ, внимательно анализировали информацию, и только после этого, давали наиболее правильный, по их мнению совет. В конце повествования о змее, дано правдивое, позже воплотившееся в жизнь предсказание, о завоевании ханства Русским войском, сильно напугавшее ханских послов. Единственной странностью которую нужно еще объяснить является конец повествования, где говорится как сразу после сделанного предсказания, люди стоявшие около здания где жил змей, увидели клубы черного дыма вышедшего из окна, а затем, и огненного змея улетевшего в сторону запада. Возможно, три объяснения этой странной части рассказа. Может быть, служители змея, решили таким образом обезопасить себя, добровольно прекратив свою деятельность, ведь если бы победу в противостоянии одержало Татарское войско, то их неминуемо ждала бы смертная казнь, так как они своим пророчеством обманули бы Казанскую царицу. Либо это был расчет получить дополнительно плату за пророчество еще и с Русской стороны. Но вероятнее всего, прекратить обман населения, после обнародования нужного им пророчества, могли потребовать Русские воеводы, пригрозив в случае своей победы, прикрыть их преступную деятельность и возможно даже подвергнуть преступников смертной казни. Вероятнее всего, люди посланные для определения численности Русского войска, были пойманы в воинском стане как предполагаемые шпионы.  Естественно, им пришлось  сознаться кто они такие,  и что  здесь делают.  В этом  случае, без какой либо дополнительной оплаты представители змея, наверное были вынуждены согласиться сделать нужное предсказание, в пользу Русской стороны, сохранив тем самым свою жизнь. Насчет же клубов черного дыма шедшего из окон здания и летящего в небе огненного дракона все предельно ясно. Можно смело утверждать, что здесь для имитации полета змея использовалась либо Китайская, или сделанная уже на Руси, пороховая ракета, намеренно запущенная из окна башни. Такие ракеты, предназначенные для подавления морального духа противника, в Русском войске возможно имелись. Если вспомнить историю, то можно увидеть, что подобные пороховые ракеты, предназначенные для устрашения противника, использовались в Китае задолго до событий, произошедших в чёртовом городище. Для большего воздействия на противника, внешняя форма корпуса такой ракеты, как правило, выполнялась в виде головы дракона. И еще одно следует сказать, если бы реальный огненный змей улетел в сторону запада, этого не удалось бы сохранить в тайне. Ведь улетев с Камы реки, он должен был объявиться в другом месте, да и его полет над соседними землями был бы замечен, но ни письменных, или устных свидетельств, о таком событии в интересующие нас годы просто нет. Проверить правдивость этой истории современные ученые могут, сделав анализ, на предмет наличия внутри помещения впитавшегося в камни постройки порохового нагара, только нужно учитывать, что в недавнем прошлом эта башня подвергалась реконструкции, и следы пороха можно найти, видимо только в нижней части сооружения. В связи с этим хотелось бы сказать, что у истоков зарождения Елабужского феномена, видимо стояли очень грамотные по тем временам люди, знакомые не только с психологией человека, но и с тем как внушить большому числу зрителей, что огненный змей предсказатель не миф а реально существует. Для этого, ими наверное использовалось сразу несколько способов психологической обработки людей, в которых было задействовано, вероятно, практически все население древней Елабуги. Каждый житель поселения, наверняка имел достаточно большую прибыль, давая приехавшим паломникам, как ночлег, так и пищу. Уже на этом этапе, возможно, начиналась усиленная предварительная обработка приезжих, ведь местные жители, наверняка рассказывали приехавшим, о невероятных чудесных способностях здешнего мифического змея. Те люди, которые непосредственно участвовали в общении со змеем, на глазах всех прибывших паломников, вносили внутрь башни подарки, предназначенные для змея. Поэтому можно смело утверждать, что ими видимо активно использовался подземный ход, по которому все принесенное в башню, скрытно забиралось из постройки, ведь сделать это на глазах стоявших вокруг людей было бы не реально. Да и дверь, ведущая внутрь помещения, вероятнее всего запиралась на замок, или охранялась, чтобы посторонние люди не могли случайно заглянуть внутрь. Но вернемся опять, к еще одной легенде. Она говорит, что от Чёртова городища, в разные стороны шли сразу несколько подземных ходов. Где они находились и куда вели, достоверно не известно. Старожилы свидетельствуют, что остатки подземных ходов были видны местами еще в конце 1970-х годов. Для того, чтобы правдоподобно имитировать, в пустой запертой башне присутствие живого существа, тоже видимо использовался подземный ход. Через него, специально назначенные люди пробирались внутрь, создавая там видимость движения, и возможно, периодически поджигая небольшие порции пороха,  для создания видимых через окно сполохов огня и дыма. На обратном пути, они конечно же забирали накопившиеся в башне подношения. Подтвердить мою догадку насчет змея предсказателя, могли бы, например раскопки  вокруг внешней стороны сохранившейся старинной башни.  Если бы ученым удалось, в результате раскопок обнаружить остатки существовавшего в древности подземного хода, ведущего в старинную башню, то это косвенным образом подтвердило бы предложенную мной выше теорию о змее предсказателе. Почему, в Елабуге древние аферисты использовали образ огнедышащего и способного летать змея понятно. Просто, ими была задействована всем известная Татарская легенда, об огнедышащем змее Зиланте, которую они приспособили для своей аферы.  Похожее массовое участие местных жителей Татарстана в преступной деятельности происходило и значительно позднее описываемых событий, достаточно вспомнить так называемых Майданских нищих, которых наверняка еще помнят пожилые жители Казани. Это были попрошайки, приезжавшие зимой в город на санях запряженных лошадьми, и просивших подаяние как погорельцы. В этой незаконной деятельности принимало участие практически все население крупного села Майдан, расположенного на противоположном от Казани, высоком берегу реки Волга в Верхнеуслонском районе республики. Все лето, местные жители как обычные крестьяне занимались обработкой земли, а вот осенью когда полевые работы уже заканчивались, начиналась другая преступная деятельность. Практически все население собиралось на сельский сход, где бросали жребий, кому и куда ехать предстоящей зимой просить подаяние. Когда на реке Волга устанавливалась ледовая переправа, сельские жители на санях отправлялись в доставшийся им город просить милостыню. Для большей убедительности, оглобли саней обжигались на огне, а внутри них сидели закутанные в тряпье маленькие детишки, и жена возницы, лица которых были перемазаны сажей. В городе, попрошайки арендовали на всю зиму жилье, где хранилось все собранное ими добро. Планомерно объезжая один дом за другим, возница просил горожан помочь им как погорельцам, кто чем может, рассказывая берущие за душу истории, о пожаре в котором сгорело все хозяйство, вот только сани удалось чудом спасти, хотя и те уже начали гореть. Помнится, эти попрошайки, называли местом своего жительства любое известное горожанам село, хотя все знали, что это всем известные Майданские нищие. Эти люди брали все, что им подадут, благодарили и за деньги, и за еду, и за одежду, и за кухонную утварь. Такая как кажется неразборчивость, объяснялась очень просто, ведь один из участников аферы, целыми днями торговал на базаре, бесполезными на взгляд попрошаек вещами, продавая их за бесценок, только бы избавиться от ненужного хлама. А собранную за день еду они ели сами, или кормили ей свою лошадь. В конце зимы, все жители Майдана возвращались домой, с кучей ценного добра и денег собранных ими за зиму. Когда все жители оказывались дома, в центре села устраивались смотрины, где селяне хвалились друг перед другом, кто больше заработал прошедшей зимой. Эту историю я знаю очень хорошо, ведь лично разговаривал с уже пожилыми жителями села Майдан, которых в младенчестве, одетых в тряпье, и для убедительности перемазанных сажей, возили на санях по городам республики, прося с их помощью милостыню.    
Список использованных материалов.
1. Фото автора. Фрагмент текста книги  Васильева Ф. Т. 1902 год. Сказание о зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.