Ч. 28 Нашли покой на дне океана. Прибыли

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/01/31/1839

На следующий день разгром конвоя продолжился. Американскому транспорту «John Witherspoon» оставалось 20 миль до Новой Земли, когда его торпедировала подводная лодка  U-255. 8 575 тонн военных грузов, которые он вёз из Балтимора, пошли на дно.

Взрывы четырёх торпед разломили транспорт на две части, которые затонули в течение нескольких минут. Когда высаживались в шлюпки, один матрос упал в воду, и сразу утонул. Немецкие подводники не спешили. Они допросили американцев, поинтересовались, есть ли у них еда и питьё, указали направление к земле.

Моряков, 49 человек, подобрали транспорт «El Capitan», который плавал под панамским флагом, британский корвет «La Malouine» и вооружённый траулер «Lord Austin».
7 июля подводная лодка U-255 торпедировала одной торпедой американский транспорт «Alcoa Ranger», правда, потом понадобилось ещё добивать транспорт из орудия на подлодке.

Сорок американских моряков неделю плыли на трёх спасательных шлюпках, пока добрались до мыса Канин. Оттуда их забрали советские катера. По другим сведениям советские патрульные катера подобрали их в тот же день.

Всё та же немецкая подводная лодка потопила американский транспорт «Olopana», на котором находились 6 000 тонн взрывчатых веществ, бензина, а на верхней палубе – грузовые машины.  Погибли семь человек из команды.

Остальные на четырёх спасательных плотах принялись грести в Новой Земле, направление на которую им показали «любезные» подводники. Через двое суток моряки догребли до бухты Моллера на Новой Земле.

Британский транспорт «Hartlebury» потопила в Баренцевом море уже другая подводная лодка U-355.  При этом из экипажа 58 человек погибли 38, в том числе семь прикомандированных артиллеристов и два связиста. Транспорт затонул через 10 минут. Вместе с ним ушли на дно 2409 тонн военного имущества, шесть грузовых машин, 36 танков и семь самолетов.

Капитан и 12 членов экипажа высадились в Поморской бухте на Новой Земле. Семь человек выживших подобрал американский транспорт «Winston-Salem», который потом сел на камни у берегов Новой Земли. Позже судно снялось с мели с помощью советского исследовательского корабля.

Из 37 судов, которые  отправились от берегов Исландии, два вернулись, получив повреждения от льдин. Восемь потопила авиация, девять потопили подводные лодки, и семь транспортов потопили совместными действиями немецкие лётчики и подводники. Три судна из тех, которым удалось дойти до советских портов, имели серьёзные повреждения.

С транспортами ушли на дно 420 танков, 210 самолётов, 3350 автомашин and 99 316 тонн военного имущества. Но, что особенно посчитали на Западе ударом, была гибель 153 гражданских моряков. У нас с потерями людей не считались, важнее была техника.  Немцы потеряли только пять самолётов.

Капитана Владимира Николаевича Изотова, который довёл до Молотовска свой израненный танкер, но уже без жидкого груза, было приказано допросить комиссии, назначенной начальником Главсевморпути контр-адмиралом Иваном Дмитриевичем Папаниным, в прошлом следователя и сотрудника ЧК.

Допрос проводился в капитанской каюте. По словам капитана, после того, как  в «Азербайджан» попала торпеда, над танкером взметнулся столб пламени и дыма. Изотов приказал спустить шлюпки. Одна из них перевернулась. Часть людей висела на талях, а часть находилась в воде, держась за шлюпку.

Двух человек вытащили из воды, а остальных подобрало английское спасательное судно. Как долго находились в воде люди, кто они, почему их не подняли на танкер, из мемуаров члена комиссии, знаменитого полярного капитана Константина Сергеевича Бадигина, понять сложно.

К мемуарам вообще следует относиться очень осторожно. Не может человек помнить спустя десятилетия, кто и что сказал, к тому же, его мемуары подвергались цензуре, капитан это прекрасно понимал и опасался написать лишнее.

Полную картину трагедии можно было бы представить на основании документов и свидетельских показаний, хранящихся в архивах Главсевморпути, спецслужб и Беломорской военной флотилии. Но кто же, допустит исследователей к нужным делам!


Продолжение http://www.proza.ru/2017/02/04/1294