Моя бабушка

Римма Гумерова
Моя незабвенная бабушка Зухра  Якупова прожила 100 лет. Родилась в 1900-ом  и умерла в 2000-ом году. У каждого из её 15 внуков –свои воспоминания о ней. Я же хочу поделиться своими.
1980-ый год.  Живём с мужем и маленьким сыном третий год в селе Узян. Работаю в местной школе. Перемена. Иду по коридору , как говорится, «никого не трогаю» и слышу из радиорубки : « Римма Рашитовна, Вас просят зайти к директору!»  Сердечко забилось в ожидании неприятности :  каждый учитель знает по опыту, что такой вызов чаще всего не сулит ничего хорошего. Собрав всю имеющуюся волю  в кулак, захожу в кабинет  начальника. А там…  - зда-а-сьте! -  сидит  моя бабушка собственной персоной.  А директор  широко улыбается :  «Ну, Римма Рашитовна,  по случаю , визита  такого высокого  гостя  разрешаю Вам переставить уроки, ступайте домой,  угощайте бабушку.»
Идём домой, беседуем. Я, зная, что от деревни моей бабушки до нас  - 4 часа езды, спрашиваю:
—  Как ты приехала, олэсэй (бабушка) ?
— Села на попутку , потом на другую и доехала . Захотела посмотреть, как ты здесь живёшь. Сразу пришла в школу и — к директору, он же мой земляк.
— Ну, ты даёшь, олэсэй.., - только и смогла произнести я в ответ.  Читатель, наверно, уже подсчитал , что на то время ей было  80 лет.
По прошествии 36 лет, не помню уже , как долго она гостила,  о чём говорили, но ярко запомнила три зпизода.
Первый. Стоят  у входа в гостиную нашего дома  соседка  тётя Нюра с бабушкой, рассматривают обстановку.  Первая говорит  уважительно :  «Всё у них есть!»  А бабушка отвечает ,  подняв три пальца вверх : « Три год вит толко живут».  Я удовлетворённо про себя отмечаю:  моя олэсэй –то  понимает и умеет говорить по-русски!
Второй эпизод. Бабушка смотрит на две отдельно стоящие кровати , на одной из которых я с маленьким сыном  обычно сплю, а на другой – муж, и  произносит  :»Зря вы отдельно спите,  кызым  ( здесь: внучка).  Если бы мой дед был жив, я бы  все ноченьки , прижавшись к нему, голова к голове  , спала бы…»   Так и сказала: голова к голове. ..
 И ещё я запомнила на всю жизнь  следующие её слова.
Говорю ей : «  Олэсэй,  вот ты прожила 80 лет , а я и не помню, чтобы ты  болела или к врачам ходила,  в больнице лежала» . Она улыбается.  « И-и , кызым, я ведь  не жила , смотря на часы, как  ты».  Во как!   И как не запомнить такие слова?  Надо сказать, что моя бабушка была третьей , самой младшей женой  своего мужа.  Живя с ним, конечно, она «часов не наблюдала». Но когда его раскулачили , она убежала с тремя маленькими детьми  через леса в другой район  и хлебнула горюшка  в 30- е, 40- е годы. Но это уже другая история.
  А   свои старческие годы она прожила в почёте и уважении,  в окружении  детей, внуков, правнуков и  даже пра-правнучек .  Думаю, в счастье и радости.  Говорю же - до ста лет.