Борода и бесы Толстого

Евгений Садков
  "Казалось бы, даже малейшая тень трагического прошлого должна насторожить не только единицы, но и всю нацию..."
                Ван Ли-чжун, китайский философ начала XXI века.

 Вольно или невольно, но возвращаюсь к теме творческого взаимоотношения двух великих "зеркал" России прошлого. В прошлый раз (http://proza.ru/2017/01/28/715) попытался рассмотреть роль мерина в пересечении Л.Н. Толстым сплошной двойной. В конце вновь придется вернуться к этому противоречивому моменту биографии великого гуманиста.

 Ну а сейчас о фактурном. Наши классики отметились в мировой истории не только своими произведениями. Сам образ великих людей России подспудно отпечатывается в сознании следующих поколений. Совмещение творчества и портрета напоминает уникальный дактилоскопический след всей эпохи.

 Не случайно же Репин так ярко, детализируя каждую деталь новой картины, изображает фигуру Льва Николаевича Толстого. Думаю, это не только проявление интереса к внутреннему миру Человека, но и попытка разглядеть тенденцию самой эпохи.

 Изначально взгляд Зрителя останавливается на бороде Льва Николаевича. Невольно, как и нос Гоголя, эта деталь приобретает реально индивидуальные черты. Это вам не бородка нынешнего хипстера. Это Борода! Некое олицетворение внутренней свободы писателя. Отражение широты взглядов, отличия от бород Достоевского и Тургенева, не говоря уж о бородке Некрасова. Борода!

 Но в отличие от Гоголя, отразившем в абсурдистской повести "Нос" выдающуюся часть своего лица, Лев Николаевич как-то не загоняется. Уж не знаю, решился бы ныне Николай Васильевич на ринопластику. Толстому же проще было. Чик ножницами и нет бороды. Но не спешил, давал волю. Как бы предчувствовал, прислушивался к будущему. И точно, бесом откликнулась его Борода. Тут и Достоевский поспешил дополнить духовые томления и предчувствия будущей трагедии. Вернее, множества индивидуальных трагедий, кровавыми ручейками впадающих в общие нечеловеческие испытания. Может быть поэтому так рано поседела Борода великого гуманиста? От стыда за своих наследников?

 Как сам Лев Николаевич относился к социальному и конфессиональному неравенству? Публицистика, особенно касающаяся московской переписи населения в 1882 году, дает четкий ответ. Да и Яснополянская школа указывает на практические шаги в реализации гуманистических взглядов писателя.

 А вот с чертой оседлости, из которой, по утверждению одного из потомков великого гуманиста, выскочили "некто" в семнадцатом, чуть посложнее.

 Сейчас оживился интерес к взгляду Толстого на "еврейский вопрос". В интернете соответствующая статья. Но нельзя обойти стороной и публикацию некого Лазаря Фрейдгейма "Кто выдал эссе "Что такое еврей?" за работу Л. Толстого?"

 Тут же вспомнили и про позицию Льва Николаевича по отношению к знаменитому в то время "делу Дрейфуса". Опять все на тоненького. Мне же некстати вспомнился недавний призыв министра обороны Израиля Авигдора Либермана к французским соотечественникам.  Или кстати? Дрейфуса же в конце концов оправдали.

 Думается, хоть и был Толстой великим гуманистом, но все же не до конца и он избавился от "родимых пятен" своей эпохи. Как отражение позиции просвещенных европейцев Средневековья к рядовым жителям британских колоний. Но это оценочное, сугубо индивидуальное мнение старого хиппи.

  Возможно, что то, ещё маленькое "родимое пятнышко" великого гуманиста стало ныне побольше. Да и с обратной стороны вдруг отразилась Борода. Зеркало, куда от него денешься?

 А вот научит ли горький опыт прошлого не только индивидуума, но и всю нацию? Избежит ли она повторения?

 Страшно сейчас просто читать о юденратах. Но что интересно,  в эпоху Третьего рейха во Франции их не было. Надеюсь, что даже с приходом здесь к власти улыбчивой крашенной блондинки, неуловимо напоминающую образом одну нашу даму , ситуация не изменится.

 Борода, как ты думаешь, обращаюсь я к хайрам великого Толстого.

 *Хайр-философское и этическое противопоставление злу.

 В свое время семья Толстых приобрела несколько фотоаппаратов. Предполагают, что сам Лев Николаевич не только "зеркало революции", но и основоположник селфи. А эту фотографию, где граф сидит с художником Репиным, скорее всего сделала Софья Андреевна.