Петровский завод

Василий Лопушанский
Я уже рассказывал, что в Кяхтинском краеведческом музее, начал читать записки и труды декабристов. Как бы в подтверждение того, что нахожусь в крае декабризма, попадаю на станцию Петровский Завод. И вот, передо мной памятник - стелла с профилем декабристов, словно сошедших с обложки журнала «Полярная Звезда». Читаю имена:  Н.Н. Муравьев, Ф.Б. Вольф, И.И. Горбачевский, Н.А. Бестужев, А.И. Мозолевский,   М.С. Лунин, И.И. Пущин. Опускаю голову, роюсь в памяти… «Союз спасения», «Южное и Северное общества декабристов»...
Из записок М.Н. Волконской: «Привели пятерых, приговорённых к смертной казни: Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин и Петр Каховский были повешены, но с такой ужасной неловкостью, что трое из них сорвались и их снова вели на эшафот… Рылеев, которому возвратилась возможность говорить, сказал: «Я счастлив, что дважды за отечество умираю».
«Не для наград, не для приобретения почестей хотели освободить Россию, - говорили декабристы». Россия объявлялась республикой. Крепостное право отменялось: раб, прикоснувшийся земли русской, становился свободным. Крестьяне освобождались с землёй. Провозглашались все основные гражданские свободы: слова, печати, собраний, вероисповеданий, равенства в суде. Земские народные собрания. Равенство всех граждан перед Законом. И, наконец, Державная Дума… Вот что было положено в основу манифеста декабристов. Они хотели видеть Отчизну равной среди европейских государств, приблизить к современной Европе. Но, тогдашняя Россия, с её крепостным правом, коррумпированным чиновничьим аппаратом, сплошь малограмотная, не была готова к гражданственности и свободным убеждениям. Абсолютная монархия и деспотизм не дали прорасти и развиться свободной мысли. С Сенатской площади, в Сибирь, были отправлены почти все участники декабрьского восстания 1825 года. Первая партия ссыльных состояла из восьми человек: С.Г. Волконский, С.П. Трубецкой, Е.П. Оболенский, А.З. Муравьёв, А.И. Якубович, братья А.И. и П.И. Борисовы, В. Давыдов.  А уже, в 1827 году, в Читинском остроге находилось 85 человек. Все они были расселены на Нерчинский и Благодатный рудники. Большое горе постигло дворянские семьи, где были осуждённые. Молодость, любовь родителей и детей, карьера и планы на будущее - всё покрыли слёзы и неизвестность. Жёны декабристов, неся на себе, основную тяжесть постигшей их участи, решаются следовать за мужьями. Им не дано права брать своих детей, они дают страшную подписку: «Жена, следуя за своим мужем и продолжая с ним супружескую связь… потеряет прежнее звание. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казённые заводские крестьяне…».   На Благодатный рудник приехали: княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая, в девичестве графиня Лаваль, в возрасте 23 лет. Мария Николаевна Волконская, в девичестве Раевская, дочь знаменитого героя Отечественной войны 1812 года, который «…был в Смоленске щит. В Париже - меч России». Он был женат на Софье Константиновне, внучке Михаила Ломоносова. Дружил с А.С. Пушкиным, помог поэту избежать ссылки в Сибирь. И вот, эта славная наследница своих знаменитых родителей, осталась в памяти современников, как незаурядная личность.  В Читинском остроге остановились: Александра Григорьевна Муравьёва (графиня Чернышёва, 23 лет). Наталья Фонвизина (Апухтина, 21 г). Единственная дочь героя Отечественной войны 1812 г. Коновицына - Елизавета Петровна Нарышкина (графиня,  25 лет). Прасковья Егоровна Анненкова (француженка Полина Гебль, 28 лет).  И так, цвет русского офицерства; преданных, готовых пожертвовать собой, молодых жён, княгинь и графинь. Не стану описывать, какую роль они сыграли в развитии прогрессивной, свободолюбивой мысли в России. Какую огромную лепту внесли в поднятии культуры и образованности Сибири и Забайкальского края. Они явились не только борцами, но и учителями, и просветителями.
Не напрасны были эти жертвы, мы помним о них, учимся у них, низкий поклон им. Но моё повествование идет дальше, и вот уже на пороге 1917- й год. Реют красные знамёна, возможно это цвет крови, и проливается та самая кровь. И снова те же дворяне, русские офицеры, идут уже в открытом бою за Отечество, за Матушку-Россию. Но Россия не приняла их жертву, не оценила эту преданность, не защитила их былое величие. Умирали и уходили в безвестность, покидали родные берега, и надежды на возвращение не было.
   Да, мы можем провести какую-то параллель между 1825-м годом и новыми революционными годами. Но я не стану анализировать это время,  оно отражено в тысячах книг,  докладов, диссертаций и школьных учебниках. Добавлю лишь, что в ту самую, губительную, годовщину мы лишились образованной интеллигенции, дворянства, и лучшего в Европе офицерства. А что получили взамен?
Как я уже писал, мне довелось послужить вместе с защитниками Родины.
Я увидел тех самых русских офицеров-фронтовиков, которые несли знамя   славных прошлых лет. Но это были уже «последние могикане». Далее, я столкнулся с чёрствостью, малообразованностью и мощнейшим протекционизмом. Когда подал рапорт на учёбу в военный институт иностранных языков, то меня просто засмеяли. «Мол, куда прёшь безродный лапоть». В возрасте 28 лет, я всё же поступил в гражданский ВУЗ, но как угрожали, не давали учиться. Все мои сессии проходили за счёт отпусков и госпиталей. Потом была служба за границей, и я с досадой наблюдал, как наши офицеры на пальцах показывают и разговаривают. Низкая культура и крайне узкий круг мышления,  вдобавок ко всему, неряшливый вид и никому не нужные амбиции. Была известная всем партия-рулевой, но кроме догм и примитивных университетов марксизма, ничему не учила. Мне доводилось сталкиваться с военными - европейцами, африканцами, они знали 2-3 диалекта местных языков, в совершенстве французский и английский. И тут же одолевали наш великий и очень трудный русский. Мы что, другим миром мазаны, или совсем тупые? Речь идет не только о языках, а всеобщей грамотности и культуре. В школах по-прежнему «долбят» чужие языки, так ненавистные ученикам. Сама Программа отвращает от этих мучительных занятий.  Не культивируется разговорная речь.  В  высших учебных заведениях также не  принято разговаривать на другом языке. Разве не понятно, что надо как минимум два дня отдавать разговорной речи в иной языковой среде.
Я снова возвращаюсь к нашему офицерству. По-прежнему низкая общая  подготовка, не учат историю великой России, не заглядывают вглубь веков. Да вы посмотрите на всю многовековую Русь. Какие баталии, победы, завоевания. Нам не нужны ни Бисмарки, ни  Наполеоны, ни  Клаузевицы.  У  нас свои Невские, Суворовы, Кутузовы, Брусиловы, Жуковы. А наши цари,  которые умело управляли страной и приумножали ее богатства и территории. Они также были прекрасными офицерами.  Нам надо равняться на них, не чураться дворянства и изучать не только свою, но и всемирную историю, литературу, культуру. Я хотел бы видеть совершенно нового выпускника военно-учебного заведения, с отличной выправкой, владеющего  культурой общения, знающего языки, умеющего не только пригласить даму на танец, но и прочитать стихи, или показать свои музыкальные способности. Все мои прошедшие годы, мы смотрели на Европу, и всё догоняли… какая глупость. У нас есть всё, чтобы возродиться и вылезти из «лаптей». Как-то я уже упоминал, что смотрел американский балет на льду в городе Прага. Так вот, вначале, на цирковой арене, нам еще раз показали, кто мы такие. Когда  зажегся свет, ведущий объявил: «Русские свиньи». На арене лежали хрюшки чёрно-белой породы. Старшие офицеры тут же покинули зал, а молодые начали "метелить" хохочущих и зарвавшихся юнцов. Нас до сих пор унижают, считая что мы спим в обнимку с медведями. Им неведомы великая история Руси, наши завоевания, великая «Могучая кучка», лучший в мире классический балет. Нам нужно подняться, вернуть величие России, установить новые памятники декабристам и их жёнам. Велик их подвиг во веки веков. Восстановить памятники тем русским офицерам, которые за Россию не жалели своего живота. Там, в изгнании, они продолжали нести русскую культуру и величие своего народа.
Давайте еще раз взглянем на нашу современность. Какая-то никчёмная добыча богатства, доллара, кроссовера, обязательно Лазурный берег, Майями, Кипр. Москвичи, власть имущие, вы губите и развращаете молодое поколение. Ваши отпрыски, этакая вольность и бездарь, уже плюют на свою Родину. У вас что, вся совесть уже в заднице? Или еще что-то осталось в мозгах.  Японцы, корейцы, китайцы, и даже многие африканцы возродили свое величие, подняли многовековую культуру, а вы всё ждёте манны небесной и Емели на печке с готовыми пирожками. Напоминаю, для  «дебильных» чиновников,  мы По-бе-ди-те-ли!
Не хочу заканчивать своё повествование на такой ноте. В современной армии я встречался с достойными русскими офицерами и генералами. Это были - Дмитрий Тимофеевич Язов в Центральной группе войск; генерал Васильев в Прибалтике; полковник Сипливый в Харьковском высшем танковом училище;  подполковник Кривошеев, который сделал всё, чтобы я стал преподавателем ВВУЗа. По прибытию на Дальний Восток, меня встретил высокий, стройный офицер, с улыбкой на лице,  полковник Кичигин Николай. Он пожал руку и пригласил на кафедру. Я сразу же оказался в родном доме. И здесь, в Благовещенском высшем танковом училище, увидел немало  военных высокой культуры, с широким кругозором, и отличными знаниями своего дела. Это подполковник Просвирнин Алексей, очень деятелен, спортивен,и прекрасный собеседник. Полковник Николай Михайлов, с прекрасной выправкой и всегда на боевом посту. Подполковник Абрамов Валерий.
Не могу обойти наших спасителей, военных врачей. Они тогда и теперь возвращают нас  в строй. Всегда на боевом дежурстве, и в будни, и в праздники.  В Благовещенском военном госпитале, который имеет давние традиции еще с 1862 года, трудятся высококлассные врачи-офицеры, профессионалы – главный хирург Денискин Игорь Анатольевич. Знаток своего дела, всегда подтянут, уважителен, чаще в полевой форме, как и положено на  посту. Удовиченко Олег Алексеевич,  прошедший горячие точки и готов всегда прийти на помощь. Офицеры запаса кланяются этому молодому врачу. Очень сильный, боевой офицер, начальник госпиталя -  Дроздов Виталий Федорович. Он не позволяет никому расслабляться, а поддерживает высокий уровень боевой готовности вверенной ему воинской части.
Да, мы в состоянии возродить своё величие, не подражая никому.  Поставить Россию в один ряд с развитыми, цивилизованными государствами. Поднять уровень всего офицерского корпуса. Но для этого нужно прекратить болтовню, воровство, преодолеть засевшую в нас лень, и пахать не покладая рук.         21-22.01.2017г.