Бурлаков Николай

Василий Лопушанский
В один из весенних дней, я прибыл в далёкий забайкальский город. Дул ветерок,  вихрем проносилась  пыль и грязь, что скопилась вдоль дороги. Дома и разбросанные вокруг газоны также выглядели неуютно. Роем бегали собаки разных  мастей и пород. Всё это создавало такую заунывную картину, что мне захотелось вернуться обратно. В голове роились разные мысли, доминантная всё твердила: «Зачем ты согласился в эту «дыру», у тебя был выбор.  Здесь закопаешь свои педагогические мечты. Ни о какой творческой работе не может быть речи».
Да, я всегда хотел заниматься воспитанием молодого поколения, учиться, развиваться, и в конечном итоге стать преподавателем ВУЗа. Мне нравилась офицерская служба, этот налаженный ритм военной жизни, царившая вокруг
дисциплина. Но в душе была мечта - изучать психологию,  философию,  литературу,  заниматься научной  работой.  Это зародилось во мне с юных лет, когда посещал нашу сельскую церковь и слушал чудесное церковное многоголосье. Смотрел на Праведных святых и всегда хотел узнать этих людей. Откуда они пришли, что содеяли, какой мир хотели сотворить?
Через несколько дней я случайно забрёл в местный краеведческий  музей. Здесь мною была брошена фраза: «Хоть что-то, в этом заброшенном краю, можно посмотреть».
С глубины смотрового зала показался молодой человек.
- Я вижу, лейтенант занимается просвещением. И глубоко заблуждается, что прибыл в богом забытый край. Постараюсь развеять ваши не научные мысли. Будем знакомы - Бурлаков.
Я также представился и высказал мысль, что музейные работники не такие.
- Вы хотите увидеть старичка в очках, лысоватого, с сединами, не так ли? Но я начинающий учёный, студент пединститута, и  не так уж молод, уже двадцать пять.  А город наш основан в 1727 году.  Он являлся крупнейшим торговым центром русского Забайкалья. Да здесь есть свой Троицкий собор, построенный в 19 веке, и Воскресенская церковь. Отсюда начинал свою революционную деятельность выдающийся монгольский деятель и преобразователь Сухэ-Батор.  Здесь трудились знаменитые учёные и путешественники - Пржевальский и Потанин. А декабристы, эти настоящие русские офицеры и борцы за свободу?  Но самое интересное то, что в нашем музее хранятся труды этих просветителей и путешественников.
- Не ожидал и в то же время очарован таким рассказом. Как  мало мы знаем свою историю, прошлое России. Мы дети советского времени, и почему-то прошлое нам не ведомо.
- А ты поступай на наш факультет, и будешь изучать историю страны и всей Европы.
- Здесь ты, Бурлаков,  ударил в самую точку, больное место. Я хочу заниматься наукой, но в армии это не допустимо. Надо служить Родине и честно выполнять свой долг.  Как говорится: «Принял присягу - назад ни шагу».
- Да мы можем вместе послужить нашей Отчизне. Я начал собирать материалы по истории  забайкальского края, нужны кино-и фотосъёмки, вот бы завладеть съемочной аппаратурой.
- Здесь я могу помочь, у меня есть зеркальный фотоаппарат «Зоркий-С», а
16-мм кинокамеру достать не трудно. Еще в училище  занимался в кино - фото студии.
- Так мне и нашему музею повезло. Мы уже заимели профессионала. Начнем работу?
- Только в свободное, от службы, время. Но сначала я  хотел бы посмотреть  труды наших путешественников и декабристов. Как-никак - это цвет русского офицерства.
- Дорогой мой лейтенант, в твоём распоряжении будет весь научный зал и наш закрытый фонд. Всегда, в любое время.
Не часто я мог заглядывать а музей, но каждое посещение открывало передо мной  такой прекрасный мир. Я вчитывался в путевые дневники Н.М. Пржевальского,  а труд Г.Н. Потанина «Дневникъ  путешествiя 1876-1877 г.г.» решил прочитать полностью. Меня также увлекли записки декабристов и особенно книга «Декабристы братья Бестужевы», недавно изданная в Улан-Удэ.
Вскоре, Бурлаков поведал мне, что  приближается праздник-тридцатилетие боёв на Халхин-Голе.
- Там воевал мой отец, видел и знал Г.К. Жукова, будущего маршала и полководца. Отец жив и ты увидишь его на праздновании.
- Ну, раз мы имеем живых победителей, то начнем готовиться к этому великому событию. За тобой магнитофон, а я выпрошу в Гарнизонном  Доме офицеров 16-мм камеру.
Памятник, посвященной этой дате, строился на моих глазах. Я снимал квартиру в городе, на улице Калинина. Проезжая на службу, наблюдал, как трудятся мастера, но самую скульптуру не видел до дня открытия. Всё это держалось в строжайшей тайне.
И вот этот день настал. Он выдался солнечным и торжественным. Я уже ношусь с кинокамерой, а Бурлаков настраивает кассетный магнитофон. Мы решили снять основной материал для музея, немного для Дома офицеров, и отдельный кусок плёнки, где будут запечатлены фронтовики.
- Постараюсь отснять твоего отца,  это будет для твоей семьи,- сказал я Николаю.
Мы были потрясены, когда упало белое полотнище, и перед нашим  взором открылась несущаяся конница. Прозвучал салют из автоматического оружия, все кричали «ураааа».
Это был достойный памятник Победе на Халхин-Голе. Я с превеликим удовольствием продолжал сьёмку, а Бурлаков держал магнитофон поближе к ораторам. Затем, я приблизился к нашим победителям. Через видеообъектив вижу старых, уставших людей. На многих выцветившие плащи, поношенные фетровые шляпы. Лица не излучают никакой радости.
В строю всего двенадцать человек. Их пригласили в солдатскую столовую, налили по сто грамм и вручили солдатские пайки. От имени Советского государства не было вручено ни машин, ни мотоциклов, ни квартир. Победители получили по пять кило пшеничной муки и небольшому брусочку сливочного масла.
Тогда мы, молодые отпрыски, не придали этому значения. А теперь я скажу: «Власть и московская элита не достойны этой великой Победы, победители не должны уходить из жизни нищими».
В одну из ночей мы начали проявлять плёнки. К утру вырос целый лес, и мы такие радостные, носимся и видим, что съёмка удалась.
- Ну, Бурлаков, держись, ты не только учёный, но и режиссер, и оператор.
- Да здесь вся заслуга принадлежит тебе, лейтенант. Мы теперь займемся всеми памятниками нашего края, поставим вопрос о восстановлении и  реставрации. Тут работы непочатый край.
   Нашим совместным планам не суждено было сбыться. Меня направили на строительство танкодрома в дальнее село Бурдуны. Бурлаков уехал на учёбу в столицу Бурятии.  Мы не виделись долгое время, а когда встретились, я сообщил, что откомандирован на учёбу, на Запад. Возможно, уже не вернусь сюда.
- Это  армия, Николай, приказы не обсуждаются. Но наши начинания не пропадут даром. Ты заронил в моём сердце еще большую любовь к творчеству. Открыл передо мной такие возможности. А тема декабризма стала для меня путеводной звездой. Обещаю, что поступлю в  высшее учебное заведение, чего бы это ни стоило мне. Буду писать тебе письма, и сообщать  о своих достижениях. В этот край я влюбился и даст Бог, когда-нибудь вернусь сюда.
   Прошло несколько лет  и мне посчастливилось войти в величественный храм науки - Калининградский университет, на любимый историко - филологический факультет. С большой радостью поведал своему другу,о сбывшейся мечте.

Уже давно вынашиваю планы, поехать в Кяхту и навестить старого профессора, который теперь уже точно в очках и весь в сединах. В этом городе родился мой первенец - сын Александр. Но это уже другая история.