Понятийный отбор

Виталий Альбертович Иванов
Об организации сознания. Исследование истины / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2016. –274 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3347/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/xist
       =============================================

Из трактата «Эволюция информационных систем»
Книги «Теория информационных систем»
----------------------------------

С появлением простейшей жизни усложнение структур ускорилось, т.к., во-первых, материя нашла способ сохранения и распространения достигнутого ею уровня развития (пусть, для начала, и в узком диапазоне условий); и, во-вторых, усложнение структур получило определенную направленность, проявляющуюся в приспособлении организмов к конкретным условиям среды обитания (расширение диапазонов условий среды, пригодных для существования высших форм развития материи - жизни). Одного механизма наследств, позволяющего в теории неограниченно размножаться в конкретных условиях ограниченного жизненного пространства оказывалось недостаточно. Преимущество получали те биологические тела, которые были дополнены (также в процессе случайностного отбора) механизмами оперативного реагирования хотя бы на некоторые угрозы среды. Наиболее жизнеспособными оказывались организмы, у которых постепенно (эволюционно) складывались подсистемы, способные к элементарным обратным связям, сначала к произвольным и беспорядочным, а затем уже к некоторым оптимальным реакциям на воздействия извне. Кто быстрее мог реагировать на разнообразные воздействия извне, тот имел больше шансов для выживания себя лично и своей популяции.

Процесс эволюции организмов шел по пути постоянного увеличения их многообразия, что объяснялось многообразием условий среды на Земле. Жизнь, однажды возникнув, быстро распространялась по поверхности планеты, завоевывая любые пространства с хоть сколько-нибудь благоприятными для нее условиями, перерабатывая неживую материю в живую. Выживали те организмы, которые физиологически лучше других подходили к конкретным условиям данной среды, - естественный отбор; и те, которые наилучшим образом научались реагировать на оперативные, динамические воздействия окружающей их среды, - понятийный отбор.
-------------------------------------

Так первоначальная возбудимость и раздражимость, длящаяся у простейших, может быть, доли секунды (и возникшая у них, кстати, абсолютно случайно), у отдельных особей развивалась количественно и качественно. Т.е. в ответ на определенное воздействие у различных особей с незначительными отклонениями в строении возбудимость протекала различно по длительности и различным образом, имел место некоторый спектр реакций. Преимущество в выживании имели те популяции организмов, реакция которых на воздействия среды давала больше шансов для выживания.
Случайные отклонения, мутации, вызванные различными стеченьями условий, давали организмам определенный спектр особенностей строения. Их проверка на выживаемость, при условии наследственных механизмов, достаточно строго передающих главные видовые качества строения, вела к постепенной, осторожной эволюции, как бы пробующей, проводящей разведку нового и неизведанного малыми силами, оберегая, по возможности, основные. Резкие мутации необходимо должны быть редки, что имеет принципиальное значение для эволюции. Можно представить себе кошмарную картину развития жизни, когда дети абсолютно несхожи с родителями и ничто не предсказуемо. Такая «жизнь», по крайней мере, достаточно сложные ее формы и симбиозы, конечно же, невозможна. В случае явного успеха передовых отрядов, их опыт постепенно перенимает вся армия. Те же, кто оказывается к этому не способен, погибают на арене борьбы, уступая место более дееспособным или становясь их средой обитания.
Выживали те, у кого ответная реакция оказывалась оптимальной в конкретных условиях среды. Закреплялась та популяция, которая оказывалась способной передавать данный элементарный опыт по наследству, т.е. популяция, способная к незначительному изменению структур своих индивидов в сторону их усложнения и оптимизации с целью накопления все большего количества полезных понятий о воздействиях среды и ответных реакциях; та популяция, индивиды которой располагали лучшей оперативной памятью, органами ощущений, движений, поддержания жизнедеятельности и проч., которые несли в себе больше информации внутренней, а также могли получить, обработать, хранить и должным образом использовать для выживания максимум информации внешней - о среде, обладали максимальным количеством оптимальных прямых и обратных связей.

Центральная здесь мысль сводится к тому, что кроме естественного и, как частный его случай, полового отбора, которые в значительной мере исследованы и описаны в литературе, эволюция жизни шла путем еще одного, возможно, также частного случая естественного отбора, но, может быть, именно он был доминирующим в глобальной борьбе за выживание видов.
Это отбор по понятийному признаку,
-------------------------------------
 и характеризуется он весьма просто: возрастанием числа и повышением качества понятий у организмов. Преимущества получали в общем случае те, которые оказывались наиболее понятливыми, идеальный мир которых в наибольшей степени отвечал миру материальному, что позволяло организмам при прочих равных условиях (средствах жизнедеятельности, защиты и нападения) оптимальным образом ориентироваться в окружающей их среде и максимально правильно, в смысле сохранения жизни, отвечать на воздействия.

Сказанное не означает, что отрицается значение естественного и полового отбора, ни в коем случае! Все три отбора играли свою роль, каждый сам по себе и в совокупности, в зависимости от ситуации. Однако мне представляется, что понятийный отбор
-------------------------------------
 имеет как бы сквозное, главное значением, высвечивает собою смысл эволюции жизни и смысл эволюции в целом Вселенной. Он дает даже возможность сравнивать совершенно различные виды животных по уровню развития их идеального (понятийного) мира, а также объяснить некоторые «загадки» эволюции природы: почему исчезали одни виды и выживали другие. «Секрет» в том, что в каждой экологической нише выживали не самые крупные, сильные, защищенные или похожие на окружающую среду, но, в самом общем случае, - наиболее понятливые, т.е. располагающие максимальным количеством понятий и понятиями высшего уровня.
Каждый новый уровень развития жизни создавал новую среду, и в новой среде появлялись новые индивиды - все более понятливые, существовавшие за счет менее развитых, и без них существовать неспособные.

Весомым аргументом тому, что понятийный отбор играет решающую роль в эволюции жизни, является человек, то место, которое он занимает сегодня. Он не обладает ни наиболее развитыми пассивными средствами приспособления к среде, ни лучшими средствами защиты или же нападения, но у человека наиболее богатый идеальный мир, наиболее развитый мозг. И сочетание наиболее развитого идеального мира с хорошо развитым миром материальным дало человеку те преимущества, благодаря которым он занял свое место в природе.

Главная цель естественного отбора - накопление материей исчерпывающей информации через совершенствование организмов в процессе избирательного выживания - может достигаться различными способами, которые, по сути, все сводятся к преобразованию структур материального и идеального миров индивидов. В зависимости от условий среды, наиболее удачной может оказаться мутация, ведущая к изменению внешнего вида (защитный окрас и проч.), совершенствованию средств защиты, пассивных (панцирь и т.д.) или активных, способных служить и средствами нападения (рога, клыки, яд и проч.), совершенствованию органов обмена веществ и др. Все это - совершенствование материального мира организмов.

В то же время, естественный отбор может быть результатом совершенствования идеального мира. Например, у отдельных особей на базе скрытого, неосознанного до времени опыта и в результате «интеллектуальной атаки», вызванной стрессовой ситуацией, или случайного прорыва подсознания, в дополнение к обычным для особей данного вида могут сложиться новые понятия о воздействиях среды и ответных реакциях, которые данным «гениальным» особям дадут дополнительные преимущества в борьбе за выживание. Новые понятия могут, правда, весьма редко, включаться в механизмы наследственности в виде новых безусловных рефлексов или, что много чаще, но свойственно достаточно высоко развитым организмам, передаваться ими друг другу в процессе общения, обучения. Таким образом, идеальный мир особей любого вида возрастает с течением времени, и процесс этот идет тем быстрее, чем выше уровень развития вида.
Развитие материального и идеального у организмов взаимосвязано. Естественный отбор, дающий более совершенные органы ощущений и органы обработки и хранения информации, открывает возможность новому развитию идеального мира, выработке новых и совершенствованию существующих понятий. И, наоборот, развитие идеального мира, само по себе, может создать предпосылки к поиску организмом возможностей совершенствования его материального мира, своих органов ощущений, передвижений и проч.
Другие виды естественного отбора по сравнению с понятийным, по сути, сегодня являют собою тупиковые или, по крайней мере, не главные направления эволюции. Это - естественный отбор по линии мимикрии (слияния со средой), всевозможные органы нападения и защиты и проч. Хотя, может быть, мы еще не осознаем видовое развитие в человеке некоторых так называемых «сверхъестественных» способностей (гипноз, телепатия, ясновидение и проч.). Но все это можно, опять-таки, отнести к сфере развития разума - всего идеального и материального, относящегося к умственной, мозговой деятельности. Развитие понятийного аппарата, разума, мозга - центральное направление эволюции. Мозг - наиболее высокоорганизованная материя в мире, средоточие накопления внешней и внутренней исчерпывающей информации во Вселенной.

Итак, эволюция жизни шла в сторону развития организмов со все большим количеством понятий, их совершенствования, усложнения их структуры, накопления в организмах исчерпывающей информации, внешней и внутренней.