1. Решения приходят во сне

Михаил Самуилович Качан
НА ФОТОГРАФИИ:
арифмометр «Феликс», на котором я производил тогда расчёты. Это был самый распространённый в СССР арифмометр. Он выпускался с 1929 по 1978 гг. на заводах счётных машин в Курске, в Пензе и в Москве.


Лето промелькнуло, как один день. Воспользовавшись тем, что я был свободен от занятий со студентами в университете, я уделял больше времени работе в Институте гидродинамики. К этому времени дела мои довольно успешно продвигались. Хотя я был по-прежнему один, но я ясно видел, что мне нужно делать и упорно работал.

Всегда с раннего утра и часов до 4-х или до 5-и я был в институте, полностью погруженный в свою задачу, которая мне снилась даже по ночам.

Кстати, я с удивлением обнаружил за собой такую способность – решать во сне те задачи, над которыми думаю днём. Это мне не мешало, - я прекрасно высыпался.

Идея использовать функции Матье для решения моей задачи пришло именно во сне. К сожалению, более красивого аналитического решения этой задачи я во сне не нашёл, хотя иногда мне казалось, что оно где-то рядом, и я его вот-вот ухвачу...

Но для численного расчёта использование функций Матье вполне подходило. К ним я и приступил.

Все расчёты я производил на арифмометре «Феликс». Во время расчётов надо было всё время крутить ручку. Знаете, крутить ручку в течение нескольких часов совсем не просто.

Расчётная работа была очень трудоёмкой. я часами крутил ручкук арифмометра, не зная, что уже создаются электронно-вычислительные машины, для которых эти расчёты - "раз плюнуть".

И, конечно, не догадывался, что именно в этом году американская компания IBM создала серию мейнфреймов 7000 — первых транзисторных компьютеров для крупных компаний.

Тогда я об этом ничего не знал и бездумно тратил своё время. Хорошо, что я обладал потрясающей целеустремлённостью и усидчивостью.

Эра ЭВМ, хоть и наступила, но об этом знали только специалисты-разработчики и военные специалисты. Даже электронных калькуляторов мы ещё не знали. Продавались в магазинах по 11-12 руб. только такие рычажные арифмометры, и ими были оборудованы бухгалтерии (у некоторых на столах лежали и обычные счёты).

Всё же арифмометры позволяли работать с операндами длиной до девяти знаков и получать ответ длиной до тринадцати знаков (при получении частного - до восьми). Это было лучше, чем ничего.

Я к этому времени уже задумал эксперимент.

По полученным решениям системы дифференциальных уравнений, описывающих напряжённо-деформированное состояние оболочек (Решения были получены в виде рядов с функциями Матье), я вручную (на арифмометре "Феликс") выполнил расчёты напряжённого состояния, и теперь мне нужно было сравнить их с напряжениями, возникшими под действием нагрузки на оболочку.



Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/02/215