Шоколадка за старые деньги

Лидунчик Орлова
      На эти воспоминания меня натолкнула моя младшая внучка Катя. Ей еще только восемь с половиной лет, но она довольно уверенно пользуется такой сложной категорией, как деньги. Безусловно, это заслуга ее родителей. Они, как многие сейчас молодые мамы и папы, стараются привить детям культуру обращения с денежными знаками. В моем детстве, которое пришлось на пятидесятые и середину шестидесятых годов , допускать детей близко к деньгам было не принято. Так по крайней мере было в нашей рабочей семье.
       Мы жили втроем: я, мама и бабушка. Работала только мама. Бюджет семьи пополнялся еще за счет папиных алиментов на меня да небольшой бабушкиной пенсии. В общем, лишних денег в семье не было. Тем не менее, иногда мне перепадали небольшие суммы от мамы или бабушки за мои успехи в учебе. Эту мелочь я складывала в жестяную коробочку из-под чая.
      Помню, как долго мне пришлось копить деньги на большую плитку шоколада. Она стоила до хрущевской денежной реформы 3 рубля 70 копеек. Каждый раз, когда мы приходили с мамой в магазин, я с вожделением смотрела на выпуклую витрину с красиво уложенными шоколадными плитками, а дома пересчитывала свои сбережения.
     И вот однажды утром я слышу из разговора мамы и бабушки, что деньги подешевели в 10 раз. До моего сознания не дошел полный смысл этих слов, но зато слово «подешевели» произвело на меня магическое действие. Я буквально схватила свою коробку с мелочью и побежала в магазин. Бежала быстро, опасаясь, что не только я такая догадливая. Много сейчас набежит любителей «подешевевшего» шоколада. Подбежав в кассе, я высыпала на блюдечко кассирше свои 37 копеек и выдохнула: «Мне большой шоколад «Привет». Тот, у которого обертка вся в цветах».
      Кассирша не очень удивилась . Видимо, как я поняла гораздо позже, таких «халявщиков» в тот день было много. «Деточка, шоколад стоит 37 копеек «новыми» деньгами, а у тебя «старые». Нужно еще доплатить».    Дальше я её уже не слышала. Поняла, что что-то нехорошее произошло  в нашей стране и в моей семье.   Это был 1961 год.
      А вскоре мне пришлось столкнуться с еще одной формой обращения денег в нашей стране.
      Шел 1963 год. Мне всего 12 лет, но я теперь «допущена» к семейному бюджету. Заболела  и слегла бабушка. Мама работала в смену, уходила к 6 часам утра, возвращалась только в 3 часа дня. Теперь я должна была ходить в магазин и покупать продукты.  Трудности не только в семье, но и в стране.
       Хлеб продают по талонам и по норме на одного члена семьи. Нас трое, значит 3 нормы на месяц. Мама затеяла испечь пироги, которые всегда пекла только бабушка. Этими пирогами она любила угощать и наших соседей. Все знали пироги бабушки Маши - пышные, маслянистые, с разными вкусными начинками. Вот мама и решила порадовать бабушку в день ее рождения.
       Днем я должна была теперь уже сама пойти в хлебный магазин и по талонам купить муку. Предъявив продавцу наши семейные талоны, я получила всю месячную норму муки.
       В тот же день вечером мама замесила тесто. Ей так хотелось  показать всем, что «бабушкины» пироги  есть кому печь. Она высыпала всю муку в большую кастрюлю, не подозревая, что это весь месячный запас. Когда тесто поднялось, оказалось, что подпылять  нечем, тесто липло к столу. Пришлось идти к соседям за мукой, а потом «расплачиваться» мамиными пирогами. Они тоже были очень вкусные, но поражали всех своими размерами – с ладонь. И есть нам их пришлось не один день.