Архангельск

Людмила Петрова 3
  Расскажу немного об этом городе. Архангельск – город-порт, основанный Иваном Грозным в 1583 году в устье Северной Двины, недалеко от Холмогор, которые отчего-то царю в качестве порта не подошли. Название свое город получил от Михайло-Архангельского монастыря, вокруг которого он и был построен. Его активно посещали европейские купцы и вели здесь оживленную торговлю. На экспорт из Русского государства шли: хлеб, лес, меха, лен. Ввозили: сахар, ткани, бумагу, вино, а еще талеры, из которых чеканились царские монеты. Такие вот древние валютные махинации!

   Архангельский порт был очень даже известен в Европе. Так что, если быть исторически правдивым, «окно в Европу» прорубил Иван Васильевич Грозный, а не Петр I и в другом месте. 120 лет Архангельск оставался единственным морским портом Русского государства.

   В 1693 году после посещения Архангельска Петром I по его распоряжению на острове Соломбала была построена судостроительная верфь, на ней были построены и спущены на воду первые русские корабли. Но после основания Санкт-Петербурга тот же Петр I своими указами ограничил количество ввозимых в Архангельск товаров, переместил тем самым центр внешней торговли оттуда в новую столицу.  Этим он подорвал экономику Архангельска, как морского порта. При Екатерине II ограничения на внешнюю торговлю с Архангельска были сняты. Город начинает успешно развиваться. Народ его, по отзывам современников, славился мастерством и предприимчивостью.

   В середине 19 века произошло сильное обмеление Северной Двины. Это нанесло непоправимый урон экономике Архангельска, из-за него по распоряжению правительства в 1862 году большинство судов было переведено на Балтику, а порт упразднен, оставили только гидрографическую часть и лоцманскую службу. Снова город переживает упадок. И только в самом конце 19 века Архангельск становится крупным лесоторговым портом страны. Отсюда начинается освоение Арктики, Северного морского пути, отправляются многие научные полярные экспедиции. В Архангельске в 1915 году было открыто ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов. Они зимой проводили суда из Белого моря в Архангельский порт по Северной Двине. Но в 1916 году с началом строительства Мурманского порта Архангельск перестает играть роль главного порта страны на севере. Ему в который раз не повезло, его опять отодвинули на второй план, снова затормозили его развитие.

  Эти сведения, почерпнутые мной, в основном, из википедии, привели меня к мыслям о том, как мало мы знаем и ценим свою историю и культуру, забываем старое и начинаем строить с нуля. Поэтому, видимо, у многих российских городов и сёл синдром заброшенности. Эта заброшенность не обошла стороной и Архангельск, в чем мне еще тогда пришлось убедиться.

  Рано утром я сошла на берег и двинулась к проходной порта. Я уходила в город  первой, поэтому мне выдали «Судовую роль» для передачи на проходную. Архангельский порт в отличие от Мурманского порта производил какое-то тягостное впечатление отсутствием жизни. Стояли штабеля бревен, каких-то железок, балок, все, слегка заметенное снегом. Не видно было ни людей, ни техники, да и судов было мало.

   Из будки у шлагбаума навстречу мне вышла женщина в тулупе и пуховом платке, совсем как бабуля из «Операции Ы» и подозрительно посмотрела на меня. Я поздоровалась и подала ей «Судовую роль» и паспорт. Она молча взяла бумаги и стала изучать.
  - Вот что. Выпустить Вас из порта я не могу, потому как в наш порт у Вас пропуска нет, - сказала женщина строго.
  - Конечно, нет. Выпишите, пожалуйста. У меня есть пропуск в Мурманский порт, я с теплохода «Александр Невский», он только недавно пришел сюда из Мурманска. Я есть в «Судовой роли», - тараторила я.
  - Не могу я Вам выписать пропуск на вход в порт, потому что Вы уже вошли в него, и  без пропуска. Я вообще должна бы Вас задержать. Может, Вы украли что-нибудь, - медленно с расстановкой говорила она. Дело принимало криминальный оборот.
  - Да что у вас тут красть-то? Одни железки и деревяшки под снегом! – разозлилась я.
  - А! Так Вы уже приглядывались?  - прищурилась она и стала меня пристально разглядывать, как будто я припрятала у себя в сумочке бревнышко. Я решила разговаривать спокойно и логично. Но у меня была своя логика, а у нее своя, и они не пересекались.
  - Подумайте сами, как я могла с теплохода попасть в ваш порт, он же сюда зашел с моря? Другого пути у него нет.
  - У него-то нет, а у Вас сколько угодно! Вон в заборе сколько дыр! – она показала на забор, который заканчивался метрах в ста от проходной, а дальше его просто не было. Ну вот на крайний случай и выход, - подумала я.
  - Значит, выйти из вашего порта я могу только по морю через Мурманский порт? – продолжала я гнуть свою логическую линию.
  - Конечно, как зашли, так и выйдете, - ответила «железная» женщина. «Гвозди бы делать» из таких женщин.
  - Хорошо, - сказала я, - попрошу капитана доставить меня обратно туда, где взял.

  Я развернулась и бодро пошла обратно. Отойдя немного, я обернулась. Тетя ушла в свою будку. Она свою миссию выполнила. Ну, если нельзя выйти как человек с пропуском, то придется через дырку в заборе. Так я и сделала без всякого зазрения совести. Потом гордо прошла мимо будки уже не по территории порта. Женщина из будки не вышла. Люди с другой стороны забора ее не интересовали.

  Архангельское гостеприимство было не ангельским. До города я добиралась в битком набитом автобусе. На какой-то остановке вошла женщина с грудным ребенком на руках, завернутым в ватное одеяльце. Никто не дрогнул и не уступил место. Мужик, стоявший рядом со мной, пресек все мои попытки усадить женщину на мое место. Ему, наверное, лениво было двигаться. Сейчас бы это меня не удивило, а тогда казалось странно бездушным.

  Пока что жители Архангельска производили на меня не лучшее впечатление. Автобус переваливался из ямы в яму, резко тормозил. Бедная женщина с трудом удерживала свой драгоценный груз. Озвереешь тут, - подумала я, вспомнив сторожиху.

  Вот и город. Он тоже был какой-то безрадостный, подавленно-угрюмый. Перед каждым магазином стояли длинные очереди за маслом, курицами, консервами, детскими колготками и прочими дефицитными товарами. Вошла в универмаг – пустые полки и траурная музыка из репродукторов. В большом продуктовом магазине – та же пустота и та же траурная музыка. Странный город! Не хотелось даже искать и разглядывать его достопримечательности. Как позже выяснилось, он не очень богат этими достопримечательностями, да и погода в ноябре не располагала к прогулкам. Было промозгло и холодно. И еще удивительно было идти по городу по деревянным тротуарам. Экзотика позапрошлого века. Дошла до кассы аэрофлота – и здесь эта музыка.
  - Что это у вас в городе по радио все время такую трагическую музыку транслируют? – спрашиваю кассиршу.

  - Вчера все нормально было, - ответила кассирша, - Вас радио интересует или билеты? Ни тени гостеприимства. Ну и ладно, переживу. Город не принимал. Нестерпимо захотелось домой, или хотя бы на судно. Купила билет на завтра.  Придется опять общаться с охранницей, - подумала я с тоской, возвращаясь в порт. Но опасения мои были напрасны, ее уже сменила другая, которая выписала мне пропуск согласно «Судовой роли», потому что я пришла с правильной стороны. Подхожу к судну и слышу ту же траурную музыку. Эпидемия тут что ли?
  - Нет, это не эпидемия, - объяснил мне муж, - видишь, флаг приспущен, (на флаг я внимания не обратила) – это Брежнев умер, нам недавно сообщили.

  Кончилась целая эпоха. Наше поколение, которое должно было бы жить при коммунизме, оказалось в самом начале пути к «светлому капиталистическому завтра». Оказывается, мы прежде шли не тем путем. Навигатор что-то перепутал, послал на окружную дорогу. Новый путь был, как всегда бывает на Руси, тяжким и неизведанным. И нам предстояло, хотим мы этого или не хотим, идти по этому пути  до сих пор не знаю куда. Может, навигатор опять ошибается?
 
  А что же Архангельск? Может, зря я на него «наехала»? Может, мне просто не встретились добрые люди? Последним штрихом к портрету были служащие аэропорта, которые не допустили к регистрации двух молоденьких студенток, опоздавших на нее на 5 минут. Посадка еще даже не началась. Заплаканным девочкам пришлось идти сдавать билеты и покупать новые, уже на завтра.
 
  Больше мне не довелось побывать в этом городе. А вот дочка была там в командировке этим летом. Ей понравилась река, ее набережная, и город не произвел на нее такого мрачного впечатления, какое он произвел на меня. Но лучше всего расскажут о своем городе его жители. Я открыла интернет, отзывы о городе и стала читать.

  Прошло тридцать четыре года. Должно же что-то измениться. Но, увы: промышленность еле теплится, работы нет, постоянный отток населения в другие регионы. Те, кто переехал не жалеют об этом. Прекратили свое существование трамвай и троллейбус, на улицах грязь, ямы и пробки, цены на жилье и продукты, почти как в Питере, а зарплаты низкие 20 – 40тыс., погода отвратительная… «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо». И еще одна цитата: «Доска, треска, тоска». А люди-то, люди изменились? «Уставшие хмурые люди, одетые в серое и черное, могут нагрубить» - цитата из отзывов. В рейтинге самых плохих городов России Архангельск занял 1 место.
 
  Ну почему? Что за клеймо на этом городе? Природа и погода такие же, как в Финляндии, например. Я много раз была там во многих городах, они чистые и ухоженные, люди суровые, но доброжелательные. Нет «дворцов» за 2-х метровыми заборами, заборов тоже нет, но нет и хибар. Несмотря на погоду, дороги поддерживаются в хорошем состоянии, дисциплинированные и вежливые водители. Продукты в магазинах отличного качества. Многие петербуржцы ездят в Финляндию за продуктами и товарами, несмотря на многочасовые пробки на таможнях. И финны на нас не сердятся, не раздражаются, терпеливо пытаются понять наш плохой английский, а некоторые учат русский язык. А ведь  население Финляндии всего 4 млн. человек, меньше, чем в Питере. «Все бы ничего, но за державу обидно», - как говорил представитель таможни в фильме «Белое солнце пустыни».

 Никакого секрета у финнов нет. Просто нужно любить свою деревню, город, свою страну, свой народ. И не просто любить, а стараться сделать его лучше. А мы живем, как будто на черновике пишем, но чистовика-то не будет. Я часто вспоминаю своего отца. Он говорил: «Если ты можешь кому-то помочь – помоги, главное: не проходи мимо». И сам всегда соблюдал это свое жизненное правило, потому что любил людей, и эта любовь была взаимной.
 
  Почему-то мне стало очень жаль Архангельск, старинный русский город, столько раз несправедливо обиженный власть предержащими и просто своими же жителями, уехавшими отсюда, бросившими его на произвол судьбы и чиновников.

  И все-таки среди многих негативных отзывов об Архангельске встречались и положительные, проникнутые болью за свой город и его людей. Значит, не все еще потеряно! Значит, есть надежда увидеть процветающий город на берегах красивой северной реки. Главное, не быть равнодушными!

  Во времена моего детства был такой замечательный фильм «Сережа». Там в конце фильма мальчик говорит: «Мы едем в Холмогоры! Какое счастье!» А ведь Холмогоры рядом с Архангельском.