О памяти

Семенов Сергей Александрович
Принято считать, чем лучше у человека память, тем успешнее его карьера, тем больших успехов он добивается в своей профессиональной деятельности. Однако память играет важную защитную функцию. Мы многое забываем, о чем не следовало бы помнить долго. О человеке, помнящем зло, говорят, что он злопамятный человек. Иногда, забывая то, что приносит боль и страдания, человек делается грубее, черствее. Об этом пишет Валентин Курбатов в книге "Домовой", посвященной С.С. Гейченко: "Душа почти нарочито делается забывчива, будто защищается, чтобы полегче переносить слишком подвижную, нравственно нечистую жизнь. Учишься защищаться от зла, а теряешь память".
 
   Марк Аврелий в книге "Наедине с собой" отмечал, что "все уже было". Но жить, осознавая, что "все уже было", очень трудно. Поэтому мы теряем память, и ко многому относимся так, как будто это происходит впервые, например, к чувству любви.
  * * *
  Недавно, читая утренние молитвы и дойдя до 50-го псалма, я вдруг забыл, что не знаю этого псалма наизусть, и начал его произносить, не подглядывая в текст. Однако, осознав этот факт, я удивился и даже испугался. Такое же ощущение было, наверное, и у апостолов после сошествия на них Святого Духа, когда они приобрели способность славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Потом я опомнился и далее читал уже по молитвослову. Наверное, мы ко многому были бы способны, если бы умели забыть то, что мы этого не можем совершить. И наоборот, мы мало что можем, так как уверены в ограниченности наших сил.