Жизнь всё-таки непостижима, мудра и прекрасна. Живёшь на белом свете - кто малое, кто великое количество лет, бьешься за место под солнцем; как умеешь профессию постигаешь, гнездо вьёшь, семью строишь, с большим или меньшим успехом, тут уж кому как повезёт. Но за заботами о хлебе насущном, - ну куда же от них деться! - не покидает душевная маета. Ну, хочется, хочется чего-то особого, сокровенного, чего – то такого, что бы объяснило тебе: кто ты, чего ты хочешь, чего ждёшь и чего ищешь… Ты пытаешься найти это что – то, собирая его по крупицам и выуживая отовсюду: из разговоров с друзьями, из обрывков услышанных и прочитанных умных фраз и книг, но тебе всего этого мало; в какой то момент ты уже готов смириться – не всем дано увидеть неземной свет, смирись, живи по накатанной колее – работа, быт, заботы, но приходит то непонятное, удивительное, не поддающееся здравому смыслу и обывательским представлениям о счастье и ты благодарно замираешь в преддверии чуда… И оно приходит.
Совсем недавно я открыла для себя творчество Натальи Моловцевой.
В журнале «Странник», 2016, №3, были напечатаны несколько её рассказов. Особенно меня поразил рассказ «Амброзия».
Я читала его и перечитывала. Откладывала в сторону и снова возвращалась…
Боль. Понимание. Единение. Поклонение. Любование. Преклонение. Всю эту гамму чувств я испытала во время чтения, кожей ощущая своё родство с героиней. Изо всех сил пытаясь дотянуться до небесной выси, открывшейся ей, наслаждалась звучанием каждого слова, обдумывала прочитанное и снова читала…
Захотелось узнать об авторе побольше. Поскольку у себя в библиотеке я нашла только рассказ «Нитка рябиновых бус», я заглянула в интернет. Понравились и «Платье в синий горошек», и «По ту сторону счастья», а особенно « На самом краешке заката» и «Шпаргалка для жены».
О чём они? О жизни, о любви, о нас, женщинах, о непростой науке понимания и терпения, о том, что же такое женское счастье и как его распознать…
Я обрадовалась, что открыла для себя и своих читателей писателя нового, интересного и глубокого и, почти сроднившись с новым именем, размышляла, как я буду говорить об этом со своими читателями. Сумею ли передать им те чувства, которые испытала сама при чтении, удастся ли мне вызвать в них сомыслие, сочувствие, станет ли возможным сочтение…
И вот когда я уже почти сроднилась с новым для меня именем, когда оно стало для меня значимым, а творчество – родным, востребованным, произошло удивительное событие.
Сотрудница, прочитав только что полученный номер журнала « Странник», восторженно посоветовала мне прочитать заметки о творчестве Светланы Руденченко, заодно поинтересовавшись, знакомы ли мне её стихи.
- Ты знаешь, такие удивительные стихи, такая талантливая поэтесса, о ней так замечательно пишет подруга, тебе обязательно надо прочитать - она протянула мне журнал.
Я взяла, увидела заголовок «Всё равно правит миром душа…» - имя автора почему-то взгляд не схватил – начала читать.
«Теперь я знаю, что умирают все. Если уж это случилось с ней…»
Души коснулось что-то большое и непостижимое, и в то же время что-то очень своё, узнаваемое, родное - деревня, стихи, где каждое слово, как откровение, размышления о жизни и литературе, даже непонятный почерк, над которым ломают глаза редакторы – у меня самой точно такой же! Как будто автор все тайные движения не только души своей подруги, но и моей души знает!
И вдруг обожгло! Автор! Ведь я не посмотрела имя автора! Хотя, странно, во время чтения очень быстро у меня возникло ощущение, что стиль
неизвестного мне автора очень сильно мне кого-то напоминает…
«Большинство из нас хочет, опять же, понимать любовь, как сплошное счастье и сплошную радость. А эта странная поэтесса утверждает, что в основании истинной любви лежит боль».
Я напряглась, пытаясь вспомнить, где я об этом ли, о чём-то ли похожем читала Ну, так и есть, У Натальи Моловцевой, в её рассказе « Амброзия», так меня поразившем.
«А вот теперь главное – промолчать. И сделать маленькое такое, изобретённое ей самой упражнение: вдох – выдох. Вдохнуть боль, выдохнуть – любовь».
Я перелистала страницу назад, взглянула на имя автора – не может быть! Наталья Моловцева! Мистика какая-то. Так непостижимо, так тесно переплелись жизнь и литература, что невозможно понять, где заканчивается одно и начинается другое...
Теперь я знаю, что «сомыслие» состоится – я открыла Наталью Моловцеву для себя, открою её и для своих читателей. Это не только желательно, но и необходимо.
Как-то, в беседе с коллегами, я сказала: «Для меня нет деления на жизнь и литературу». Я сказала это совершенно искренне, но не была уверена, что все мне поверили, и немного переживала, – боялась, что меня упрекнут в некой книжности, оторванности от жизни.
После прочтения « Амброзии» меня это уже не беспокоит: «Кажется, она знала об этом ещё до своего появления на свет – то, что ей всю жизнь придётся искать и находить слова, которые будут помогать людям жить, перемогая все тяготы земного существования. Но, при условии, что ничего в своей жизни она менять не будет. Чтобы облегчить чью-то ношу, она должна узнать её тяжесть. Радости и печали, боли и страдания – всего в её жизни будет много, и всё – через сердце…»
Теперь меня переполняет ощущение счастья и полноты бытия – есть на свете удивительное родство душ, и оно на самом деле не зависит от наших земных оценок, а измеряется совсем другой системой ценностей.
Соглашаясь с героиней в главном: « по - большому счёту авторство не имеет значения. Потому что все лучшие строчки, когда-либо написанные людьми,
хранятся в одной небесной копилке, из которой их кто – то достаёт и подаёт
нуждающемуся в трудную минуту.» - я все таки оставляю за собой право утверждать, что имя автора, поразившего и покорившего тебя, имеет значение. Оно достойно того, чтобы о нём говорили с признательностью и любовью. Наталья Моловцева. Отныне это имя в списке авторов, которых я люблю и рекомендую своим читателям.
И ещё. Когда я читала «Всё равно миром правит душа», меня охватило чувство какой – то легкой грусти, светлой печали и пронзительной, я бы сказала, надежды. Надежды на то, что смерти всё-таки нет, хотя жизнь ежедневно пытается убедить нас в обратном – уходят из жизни друзья, знакомые, ровесники и обжигает сердце боль и замирает душа – если смерть так реальна, буднична и неотвратима – тогда зачем всё? – вечный вопрос, который мы задаём себе всю жизнь и на который всю жизнь не можем найти ответа…
Но приходят на помощь писатели. Классики, как, например, Николай Васильевич Гоголь, высказывание которого, «Ибо души сообщаются, и вера, живущая в одной, переходит незримо в другую», приводит в своих заметках Наталья Моловцева, современники, такие, как Светлана Руденченко, чьими стихами, строчка из которых послужила названием заметок, она завершает свой материал:
Пусть тогда, и потом и поныне
Демон плоти трясёт земной шар.
Откровенье меня не покинет:
Всё равно правит миром душа!
Душа, дарящая нам вечную, непобедимую надежду на то что, что впереди нас еще всё таки ждёт счастье…
И поскольку « все лучшие строчки, когда-либо написанные людьми,
хранятся в одной небесной копилке», вспомним слова моей любимой поэтессы и землячки Клавдии Холодовой, так рано ушедшей из жизни, но тоже истово верящей в свет, любовь и возвращение:
«И я отправлюсь
В свой последний путь.
Есть время цвесть,
Есть время листопада.
И обо мне
Печалиться не надо,
И смерть меня
Не сможет зачеркнуть.
Я сквозь асфальт
Травою прорасту.
И просветлеют
Всех прохожих лица.
И обойдут
Отнюдь не за версту,
И станут мне,
Как празднику, дивиться.
И яблоком
Под ноги упаду,
Льняной рубашкой
Обниму вам плечи,
Я сто путей
Вернуться к вам
Найду.
…До скорой встречи!»