Дуэль Пушкина

Михаил Пахомов
М.ПАХОМОВ

ДУЭЛЬ А.С.ПУШКИНА С ДАНТЕСОМ  (Сон, 10 февраля 1993 года).

Странные порой происходят вещи. Утром рассказываю свой сон. Сон
необычный. Вижу дуэль Пушкина с Дантесом. Зима. Рыхлый глубокий снег. Присутствующие на дуэли стоят неподвижно, в ожидании развязки. Пушкин обращён  спиной ко мне, «зрителю», поодаль стоит Дантес. Выстрел уже прогремел. Пушкин, раненый, лежит на снегу, водит неуверенной рукой пистолет. Дантес покачивается, переступая с ноги на ногу. Пушкин требует стоять спокойно. Дантес останавливается и смотрит в небо. Там в вышине летит реактивный самолёт, оставляя за собой чёткую белую полосу. Неожиданное приснившееся сочетание: дуэль, первая половина девятнадцатого века и – реактивный самолёт. Небо ясное, синее. На его фоне полоса от самолёта видна особенно отчётливо. Пушкин неуверенно целится,  рука покачивается, стреляет. Сон рассевается.

Утром я и не догадывался, что сон мне приснился в день гибели Пушкина. Накануне я об этом не  вспоминал. А утром просто домашним рассказал свой сон. Придя домой с работы вечером, услышал по радио, что оказывается сегодня день памяти (гибели) Пушкина. Что это – совпадение или что-то другое? Почему в день смерти Пушкина, не вспоминая перед этим о нём, я увидел во сне его дуэль с Дантесом? Отработали закоулки памяти. Сны, сны… Столько загадок в этом явлении. Всё, что ты когда-то видел наяву, в фильме, на картине, или когда-то читал, и тебе это представилось в воображении, запечатлеется в памяти, уляжется в какой-то клеточке мозга, и через долгое время (иногда через много лет) неожиданно может повториться во сне. Загадки памяти...