басня Толстого и арифметика

Владислав Мирзоян
сборник «Баю-бай-басенки» - https://ridero.ru/books/bayu-bai-basenki/

               БАСНЯ и АРИФМЕТИКА
                побасенка

- А сейчас, детки, я вам прочитаю басню, - сказала на уроке арифметики 5-а классу Мария Ивановна, одела очки и с выражением стала читать вслух:

            ЛЕВ НИКОЛЕВИЧ ТОЛСТОЙ
                ДВА КУПЦА
                басня

- «Один бедный купец уезжал в дорогу и отдал весь свой железный товар под сохранение богатому купцу.
Когда он вернулся, он пришёл к богатому купцу и попросил назад своё железо.
Богатый купец продал весь железный товар и, чтобы отговориться чем-нибудь, сказал: «С твоим железом несчастье случилось».
– А что?
– Да я его сложил в хлебный амбар. А там мышей пропасть. Они все железо источили. Я сам видел, как они грызли. Если не веришь – поди посмотри.
Бедный купец не стал спорить. Он сказал: «Чего смотреть. Я и так верю. Я знаю, мыши всегда железо грызут. Прощай». И бедный купец ушёл.
На улице он увидал, играет мальчик – сын богатого купца. Бедный купец приласкал мальчика, взял на руки и унёс к себе.
На другой день богатый купец встречает бедного и рассказывает своё горе, что у него сын пропал, и спрашивает: «Не видал ли, не слыхал ли?»
Бедный купец и говорит:
– Как же, видел. Только стал я вчера от тебя выходить, вижу: ястреб налетел прямо на твоего мальчика, схватил и унёс.
Богатый купец рассердился и говорит:
– Стыдно тебе надо мной смеяться. Разве статочное дело, чтоб ястреб мог мальчика унесть.
– Нет, я не смеюсь. Что ж удивительного, что ястреб мальчика унёс, когда мыши сто пудов железа съели. Всё бывает.
Тогда богатый купец понял и говорит: «Мыши не съели твоего железа, а я его продал и вдвое тебе заплачу».
– А если так, то и ястреб сына твоего не уносил, и я его тебе отдам».
- Басня, детки, очень интересная, содержательная и полезная, - закончила читать Мария Ивановна, - И сейчас мы с вами  будем считать... - она сняла очки и взяла мел, - ... сколько раз оба этих замечательных купца нарушили Уголовный Кодекс Российской Федерации и какой им в общей сложности светит срок? - стала писать на доске,
- Если учесть, что - мошенничество, статья 159 - это 2 года,
лишение свободы, похищение детей, статья 126 - от 7 до 15,
вымогательство и шантаж, статья 163-я - 5.
- Наши прокурорские по полляма минимум с каждого срубят! - выкрикнул с места Вовочка.
*