Революционный запал Пражской весны

Владимир Минский
Читать полностью: роман «На переломе эпох».
https://ridero.ru/books/naperelomeehpoh/
https://sites.google.com/site/zemsha/Home/kniznyjmagazin


22 января 1989 г. Липтовски-Микулаш.
Svat; Kri; ;.a. 252, Liptovsk; Mikul;;


*Аналогично ГДР власти Чехословакии препятствовали горбачёвским переменам.
В понедельник 15 января 1989 года в Праге, чехословацкая полиция решительно разгоняет демонстрацию, организованную в честь 25-й годовщины самоубийства Яна Палаха, совершенного, как принято считать, в знак про¬теста против советского вторжения в 1968 году. Вероятнее всего, этой про-вокации отводилась роль запала в бомбе переустройства Восточной Европы в духе «нового мирового порядка».

(*Однако едва ли Ян Палах протестовал против коммунизма, являясь ярым «большевиком-марксистом». Скорее он протестовал против отхождения «вождей» от истинных идей марксизма-ленинизма. Ввод войск ОВД был также фоном этого события. Катализатором, но едва ли истинной и единственной первопричиной. Накануне Ян побывал в СССР и был очень этим воодушевлён. Однако последние события 1968 года сильно его потрясли. Он был расстроен не только вводом войск, но тем, что компартия Чехословакии была не способна ни к реформам, ни к отстаиванию своей позиции. Он видел влияние буржуазии на руководство страны и понимал, что в таких условиях силовое решение стало неизбежным фактом. Он желал не только вывода советских войск, но и возврата руководства Чехословакии к истинным марксистским позициям. Пора очнуться! Но его «идеальный мир» буквально таял под его ногами…)

Этот воскресный день пришёл, как обычно, суля долгожданный отдых после непростой рабочей недели.
Да и вообще, не простой недели. Где были минуты и счастья, и глубокого разочарования. Отец с мамой ушли с утра пораньше по своим делам, старшая сестра Малвина – студентка уже давно обосновалась в Братиславе, обитая в студенческой общаге, навещая свой дом только время от времени. Зденка также строила планы на учёбу в том университете. Только ещё не могла понять, кем именно она хочет стать… Ну, возможно, на следующий год… Ну, а пока она работала в местном универмаге. Сейчас же Здена одиноко бродила по квартире, совершенно не находя, чем заняться в этот воскресный январский день…
Визит Януша был, как обычно, делом неожиданным. Но это обрадовало девушку. Было чем заполнить полную пустоту выходного дня…
– Представляешь, в прошлый понедельник полиция жестоко расправилась с мирной демонстрацией! – заявил практически с порога Януш и посмотрел прямо в карие глаза Здены.
Здена лишь посмотрела вопросительно на юношу:
– Слушай, а вы там вообще учитесь или как?
– Ну, родоки думают, что мы учимся, а у нас там настоящая молодёжная жизнь! Бурная и интересная! Это же Пра-а-га!
– Это ты про стычки с полицией?
– Кроме стычек с полицией у нас есть и другие забавы. Да и сейчас мы только лишь собирались отметить 20-ю годовщину самосожжения Яна Палаха, которое, кстати сказать, случилось ровно 20 лет назад! А эти уроды нам этого не позволили! Хотя мы были уверены, что нам воспрепятствуют, и всё же мы вышли! Нас было много! А в следующий раз будет ещё больше! Это был только «запал» для нашей революции. Но скоро взорвётся вся бомба! Вот тогда посмотрим, кто кого! Вчера многих задержали! А мне повезло! Правда, вот, – он продемонстрировал огромный лиловый синяк на спине.
– Это ведь ужасно, Януш! Как они так могли?
– Да они все – шакалы. И их шакалья власть будет держаться, пока советские войска здесь! Это оккупанты Здена! Теперь-то ты это видишь?! – он потряс перед ней руками.
– Вижу, Януш, твой синяк. Только ведь это были наши чехословацкие полицейские, не советские солдаты. Да?!
– Да, это были не советские. Пока не советские. Но поверь, они сно¬ва выйдут на наши улицы на танках, как только получат приказ! Но на этот раз мы их победим! За нами – вся Европа и Америка!
– Советский Союз сам перестраивается. Ведь и у них идут перемены! Они не пойдут против нас!
– Раненый зверь больно кусается! Так что ты держись от своего вояци подальше! Смотри, случится что, тебе словаки этих отношений с оккупантом не простят!
– Это всё тебя не касается! Вообще, мы же цивилизованные люди! Что за чепуху ты несёшь?
– А ты всё же подумай! О своём будущем! Хочешь, чтобы все тебя называли «курвой оккупанта»?!
– Ист далей!* (*Убирайся!) – Здена указала Янушу на дверь.
– Старого друга выгоняешь?! Променяла на этого гада?
– Я тебя, Януш, ни на кого не меняла! Ты – это ты, а он – это он. С то¬бой я дружу с детства, а его я люблю, понимаешь?! Я сама решу, что мне делать. Это моя жизнь. И никогда больше не смей меня оскорблять! Что бы там кто другой ни говорил. А если ты действительно и сам так про меня думаешь, значит, тебе не место в моём доме и вообще возле меня!
Хоть Здене и было скучно, но такая тема общения ничем не украшала её одиночества!
Януш постоял минуту-другую молча.
– Препачь* (*Извини) меня, Зденка, препачь. Но если в твоём доме для меня нет места, в особенности – возле тебя, то мне и правда, лучше уйти. Да, лучше мне уйти… Пока ты не изменишься. И не изменишь своё отношение самой к себе и ко мне тоже…
Он раздосадовано вышел, бухтя себе под нос. Дверь громко стукнулась о дверной косяк сквозняком ему вслед. Гулкий стук каблуков Януша наполнил лестничную клетку, отзываясь эхом по пустынным этажам всё удаляясь, удаляясь…
Этот скучный воскресный день подходил к концу. Здена, отвлекшись от чтива книги, задумчиво смотрела в тёмное окно январского вечера.
Отец сидел в кресле с газетой в руках, мама копошилась на кухне.
– Ладислав, съездишь на неделе к Густаву, нужно ему вот это пере¬дать, – вдруг мама выглянула из кухни, – он просил очень.
– Зачем? Моника, что это? – удивился Густав, увидев тяжёлый свёрток.
– Не важно, это для Миро. П;том посмотришь.
– Ну, не знаю, у меня столько дел на этой неделе,.. – отец сморщился, явно не горя большим желанием,.. – ну, ладно, что тут поделаешь.
– А давайте я съезжу, после работы, в среду, например!? – вызвалась Здена.
– Брось, Зденка, обратно будешь по ночи ехать?
– Так я там, у дяди Густава и переночую, а потом – назад, а?
Родители переглянулись.
– Не волнуйся, тата.
– Ох, Зденка! Ну, смотри мне! Ну, позрим! Ну, позрим!

*Отрывок из военного романа «На переломе эпох» в 2-х томахhttps://ridero.ru/books/naperelomeehpoh/
https://ridero.ru/books/naperelomeehpoh2/