Отец Илларион и его миссионерская деятельность

Валерий Казанцев
Как и положено духовному лицу отец Илларион мечтает о тех временах, когда наконец-то в нашей стране наступит эра тотального православия. Причем это не столько связано с количеством построенных церквей и монастырей (а за последние годы их действительно прибавилось), сколько с принятием Бога сердцами соотечественников в том виде, как завещал Господь при земной жизни. Можно не сомневаться, что наш герой имеет очень твердую жизненную позицию и веру в Бога, что и позволяет ему неутомимо прославлять Его имя, где бы он ни был по роду своей «путешествующей» профессии. Читатель должен знать, что не все батюшки сидят по своим храмам и общаются только с хорошо известными им прихожанами. Есть и такие, которые довольно большое время проводят в пути по служебной необходимости, как и протоиерей Илларион, неся Слово Божье в атеистические массы, если можно так выразиться.

Сейчас наш герой решил не отрывать своего бренного тела, как в своей последней поездке в столицу православия, от поверхности земли. То есть, сегодня представилась прекрасная возможность избежать воздушного трафика, а воспользоваться исключительно традиционным наземным транспортом в виде междугородного автобусного сообщения (личный автомобиль был в очередной раз на бессрочном ремонте). Ведь расстояние до места назначения было относительное небольшое (200 км для соотечественника – это как на соседнюю улицу сходить для «западника»), что полностью оправдывалось выбором. Прибыв на автостанцию и отстояв приличное время, как водится, в очереди, отец Илларион стал-таки счастливым обладателем заветного билета. Вскоре подошел и сам комфортабельный автобус от немецкого производителя на посадочную платформу. Долго ли – коротко ли, а в свое время и почти по расписанию, набитый до отказа, многоместный пассажирский транспорт тронулся в путь.

Батюшка вдруг вспомнил про былые времена, когда тематическим венцом советского автопрома считался незабвенный «Икарус» с его очень даже ограниченным пространством в формате «эконом». «Да уж, были времена» - характерная улыбка в густую бороду и усы, которые, кстати, не имели очевидных границ своего произрастания на лице, а потому и приводились в более-менее упорядоченное состояние волосяного покрова выверенным за долгие годы движением руки. Причем, как правило, это была именно левая рука, так как правая, аналогично, кстати, и военному люду предпочтительно пребывала в свободном от обременения состоянии для готовности наложить крест. У людей же в форме данная верхняя конечность предназначена преимущественно для отдания чести в мирное время.

Через некоторое время, что отец Илларион пребывал в задумчивом состоянии, настраиваясь на Иисусову молитву – постоянную спутницу нашего героя в путешествиях, он вдруг вспомнил о своем соседе по месту текущего пребывания. Им оказалась довольно молодая женщина «предбальзаковского» возраста и довольно спортивной наружности. Это в данных условиях было дополнительным бонусом, так как комфорт напрямую зависит от наличия свободного пространства, которое в свою очередь взаимосвязано с антропометрическими данными попутчика. Возблагодарив Господа за его неустанную заботу о людях вообще и конкретно о себе, батюшка решил проявить учтивость и представился.
- Отец Илларион – путешествующий протоиерей, - насыщенный сильными и густыми вибрациями голос выдавал в нем не только энергичную личность, но и позитивную волну приятного собеседника.
- Галина – свободная странница, которая держит путь для краткосрочной побывки у своей школьной подруги, - соседка по автобусному маршруту явно пыталась, как говорится, соответствовать.
- Верующая? Крест носишь? В Храм Господень часто ходишь? – град вопросов священника был нацелен именно на то, чтобы пресечь на корню любую попытку общения на пустые темы вне духовной плоскости.
- Конечно, батюшка! Три «да», мне только в церкви и молится душевно, и благодать наполняет там мое сердце до слез.
- Отрадно слышать, матушка! Прямо душа возрадовалась такой попутчице.
- А я, когда увидела, что моим соседом будете вы, очень удивилась, а на сердце стало как-то тепло и уютно, - голос Галины чуть дрогнул, что выдавало неподдельность чувств.
- Не буду вам навязывать свое общение, если решите отдохнуть….
- Что вы, батюшка, мне бы было очень приятно с вами поговорить на злободневные темы из духовной сферы, - молодая женщина производила очень приятное впечатление на протоиерея своей открытостью и простотой.
- Буду рад…. Что вы думаете, матушка, о духовном возрождении России? Вопрос, ни дать – ни взять, а содержит в себе весь комплекс насущных проблем Церкви и Веры.
- Я бы сказала, что сегодня все, кому небезразлично, стали чаще говорить о том, что Церковь и Вера еще не являются у нас понятиями нераздельными, как было от века.
- Поподробнее, пожалуйста….
- Духовный порыв соотечественников, который был обусловлен понятными процессами в «девяностые» и «нулевые» пошел, мне кажется, на спад. Причем, если сначала Вера в Бога соотносилась с Церковью в полном тождестве понятий, то сейчас бывшие атеисты склонны их разделять. Зачастую происходит подмена понятий – у каждого, получается, свой Бог.
- Верно подмечено! Нет ничего плохого в том, что человек общается в своем сердце с Господом. Вот только, когда это общение переходит на стезю личностных амбиций, типа «Попы одолели, Господь меня и так спасет, потому что он любит меня, моя Вера не требует канонов, а идет от сердца», то происходит отчуждение от Источника. В данном случае носитель таких мыслей отлучается от чудодейственной и сакраментальной, если хотите, связи с Самим. И это в реальной жизни, что уж говорить о Втором Пришествии и Страшном Суде. Как-то люди слишком просто сходят с тернистой тропы и выходят на широкую дорогу, которая ведет ясно куда…. Тут налицо перескакивание через определенные ступени развития. Нельзя сразу пойти после детского сада в институт, так как нужно получить базовые знания в школе.
- Батюшка, сегодня каждый горазд на «умничанье» и «вещание новых истин», в то время как очевидно полное невежество этих «адептов» духовности. В настоящее время все чаще можно услышать высказывания в адрес церковнослужителей в том наклонении, что они перестали являться носителями мудрости и знания, как было установлено в эпические времена. Более того, молодежь и люди среднего возраста в своем широком представительстве считают данную категорию людей (церковнослужителей) анахронизмом в виду их серьезного отставания от научно-технического прогресса и цивилизации.
- Галина, все тайное становится, в конце концов, явным, и трезвые оценки все равно возобладают. Я тут вспомнил про Блеза Паскаля, который еще в XVII веке очень определенно высказался на счет потенциальной пользы Веры в сравнительном соотношении со своим антиподом (неверием). Знаете о сути вопроса?
- Да, конечно! Путем исключения «рисков» ошибочного мировоззрения этот достойный человек и ученый убедил своих современников в том, что «Если Бога нет, а человек в него верит, то, по крайней мере, он ничего не теряет». В противном же случае (не верит, а Он все-таки есть) человек лишается всего. Выбор очевиден!
- Радует ваша осведомленность, матушка. Нашему Отечеству нужны такие люди как воздух сегодня.
Вдруг автобус стал замедлять свой мерный ход, что свидетельствовало о приближении к временной стоянке, предусмотренной расписанием его движения. Пассажиры оживленно зашевелились на своих местах, а салон наполнился соответствующим шумом. Наши герои тоже решили размять ноги и подышать свежим воздухом.

После возобновления движения разговор продолжился и затронул самые различные аспекты духовного развития современного человека. В перечне прочего была поднята и тема о мировых космополитических процессах. Причем оба собеседника пришли к выводу, что хоть и все мировые религии и конфессии достигли общего знаменателя – Бог для всех людей Един, но все-таки в будущем основные вероучения не смогут слиться в одно мощное теологическое направление по аналогии со стиранием государственных границ, как предвещают все фантасты в своих тематических литературных трудах.
- Микса в физиологии и генетике гипотетически можно достигнуть, так же как и культуры и традиций…. Но вот с религией такого фокуса не проделать даже умозрительно в виду полной абсурдности идеи. То есть, Самому это не угодно, что уж говорить о воли людей в данном вопросе. Это также невозможно как мысль о том, что при умирании Веры и Бог перестанет существовать в реальном измерении, так как его Сущность живет только в сознании людей.
Батюшка вопросительно взглянул на Галину, а та в свою очередь выдала практически фразу века, от которой отец Илларион широко улыбнулся всем лицом.
- Любовь дает силы для Веры, а глупые мысли о самости отдаляют от нее.
Далее попутчики в едином порыве выразили незамысловатую идею о том, что Вера исключает познание Бога в том академическом смысле, как современник привык исследовать окружающий мир. Причем, если принять в качестве данности саму возможность получить доказательства Его наличия (отсутствия) через аспект естествознания, то вообще теряется какой либо смысл в Вере, основанной на доверии, а не знании, что есть абсурд по самому определению порядка вещей.

«Широка страна моя родная… (далее по тексту известной песни)» - батюшка ликовал и славил Бога, как, впрочем, и всегда.